Минтруд разработал порядок и случаи выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов. Проект соответствующего правительственного постановления опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.
Напомним, с 1 марта 2022 года вступят в силу поправки в закон о социальной защите инвалидов (от 24.11.1995 № 1032-1), которые существенно изменяют условия выполнения квоты по трудоустройству инвалидов.
Если до настоящего времени квота считалась выполненной при условии создания или выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов, то с 1 марта 2022 года квота будет считаться выполненной при фактическом трудоустройстве инвалидов в соответствии с установленной квотой.
- Это значит, что выполнением квоты будет считаться оформление работодателем в установленном порядке трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место.
- В связи с этим Минтруд подготовил для работодателей условия выполнения квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений.
- В частности, в подготовленном документе разъясняется, что выполнением работодателем квоты по трудоустройству инвалидов считается:
- заключение трудового договора (в том числе срочного) с инвалидом на рабочее место, непосредственно у работодателя;
- заключение соглашения о трудоустройстве инвалида на рабочее место в другой организации (принимающая сторона), при наличии у принимающей стороны заключенного трудового договора (в том числе срочного) с инвалидом.
Таким образом, в случае отсутствия возможности трудоустройства инвалида в счет выполнения квоты у себя, в рамках договорных отношений с другим юридическим лицом компания может выполнить обязанность по исполнению квоты для трудоустройства инвалидов при их занятости в любой другой организации. При этом если организация с которой заключено соглашение тоже имеет обязательства по квоте для трудоустройства инвалидов, то инвалиды трудоустроенные в рамках соглашения не могут быть учтены в счет исполнения квоты данной организации.
Также порядком установлено, что квота для приема на работу инвалидов исчисляется ежегодно на очередной календарный год не позднее 1 февраля, исходя из среднесписочной численности сотрудников работодателя за прошедший календарный год, определены условия расчета.
Кроме того, в проекте постановления определены случаи освобождения работодателя от выполнения квоты и обозначен предельный срок трудоустройства инвалида в счет исполнения квоты – 6 месяцев.
Минтруд разработал проект нового закона о рынке труда — РБК
Минтруд разработал новую редакцию закона «О занятости населения». Новые правила расчета пособий по безработице, план борьбы с «тенью» и другие новшества одного из главных документов, регулирующих рынок труда, — в материале РБК
Кирилл Каллиников / РИА Новости
Минтруд разработал и направил на согласование экспертам рабочую версию законопроекта «О занятости населения». Об этом РБК рассказали несколько собеседников, знакомых с текстом документа. Предполагается, что он вступит в силу с 1 января 2024 года и будет отвечать современным условиям рынка труда. Концепцию законопроекта ведомство представляло еще в феврале.
Новые нормы еще обсуждаются с представителями экспертных сообществ в рабочем порядке, сообщили РБК в Минтруде. Хотя проект находится в высокой степени готовности, говорить о конкретных параметрах преждевременно. На общественное обсуждение документ будет вынесен до конца 2022 года, рассчитывают в ведомстве.
Борьба с безработицей и теневой занятостью
Законопроект соответствует заложенным в концепции направлениям, однако во многом дублирует действующие положения законодательства, говорят собеседники РБК. К основным новшествам документа они отнесли следующие.
- Изменения в правилах предоставления и расчета пособий по безработице
Главным документом при оказании помощи гражданам в трудоустройстве станет индивидуальный план содействия занятости, который формирует служба занятости по итогам профилирования (оно, в свою очередь, учитывает его сферу деятельности, пол, возраст, жизненные обстоятельства).
Его формирование будет основанием для начисления пособия по безработице, а неисполнение гражданином мероприятий плана — поводом для прекращения выплат.
Согласно действующему порядку регистрации безработных, этот документ не является обязательной частью процедуры и назначение пособия от него не зависит.
Кроме того, законопроект дает право индивидуальным предпринимателям (ИП) и самозанятым быть зарегистрированными в службах занятости и получать пособие при условии, что ИП ликвидирован, а статус самозанятого прекращен.
Минтруд введет особый расчет пособия для этих категорий граждан: если в течение года до начала безработицы они совмещали ИП или самозанятость с трудовыми отношениями, которые длились не менее 26 недель, пособие рассчитают по величине среднего заработка в найме.
В случае, если россияне имели ИП и статус самозанятого более года, не состояли в трудовых отношениях и не имеют долгов по налогам, пособие установят в размере средней величины налоговых отчислений.
А если гражданин удовлетворяет обоим критериям (состоял в трудовых отношениях и был ИП больше года), то он сможет выбирать порядок расчета самостоятельно — но размер пособия все равно не превысит установленный государством максимум. В остальных случаях ИП и самозанятые смогут получать лишь минимальный размер пособия.
По действующим нормам ИП может претендовать только на минимальный размер пособия (исключением стала пандемия, когда размер выплат был увеличен), а права самозанятых в законодательстве в принципе не были прописаны.
Стремление Минтруда заполнить существующий пробел можно оценить позитивно, однако целесообразность ликвидации ИП и самозанятости перед обращением на биржу труда вызывает вопросы, говорит профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. Налоговая и Пенсионный фонд имеют все сведения о движении средств у этих категорий граждан, и необходимость документально оформлять прекращение деятельности станет барьером, сокращающим число обращений в службы занятости, полагает он.
Кроме того, размер пособия необходимо определять по совокупному доходу человека, полученному как в статусе ИП или самозанятого, так и в статусе наемного работника, потому что россияне часто совмещают их, уверен Сафонов. «Если человек работает в найме и при этом имеет самозанятость, но на размер пособия последнее не влияет, получается, что ему невыгодно официально регистрироваться работающим на себя», — рассуждает эксперт.
- Создание реестра работодателей, которые трудоустраивают сотрудников нелегально
Отдельная статья законопроекта посвящена борьбе с «неконвенциональной» (теневой) занятостью.
Законопроект закрепляет право правительства утверждать план по борьбе с теневым наймом, а межведомственных комиссий регионов — координировать выполнение его мероприятий на местах.
Предполагается, что власти будут вести общедоступный реестр работодателей, у которых выявили случаи неконвенциональной занятости.
Создание такого реестра несет коррупционные риски и в целом скорее опасно для бизнеса, так как может стать предметом манипуляций, полагает Сафонов.
Если следовать такой логике, то нужно также вести реестр компаний, которые не соблюдают нормы охраны труда и задерживают зарплаты, отметил он.
Кроме того, ответственность работодателей за теневую занятость давно прописана в Трудовом кодексе, напоминает эксперт.
Работа на платформы и международная кооперация
- Регулирование платформенной занятости и закрепление правового статуса самозанятых
Если на сегодняшний день самозанятость — это только налоговый режим, то законопроект Минтруда закрепляет правовой статус самозанятых, дает им определение, отмечают собеседники РБК.
Однако более масштабные нововведения планируются в контексте регулирования платформенной занятости (то есть взаимоотношений самозанятых и ИП с компаниями типа «Яндекса» или «Сбера»).
По предложению Минтруда оператор платформы получит право устанавливать максимальное количество часов, которое платформенный занятый может отработать в день, и осуществлять функции налогового агента по уплате налогов с доходов занятого.
Кроме того, как ранее писали «Ведомости», он сможет давать преференции за выполнение заказов тем занятым, которые подключились к добровольным системам социальных гарантий или заключили договор с негосударственным пенсионным фондом.
Предусматривает законопроект и формирование некоммерческой организации, которая объединит представителей государства и платформ, — Совет цифровых платформ занятости. Он будет рассматривать жалобы занятых, разрабатывать стандарты качества услуг и мониторить ценовую ситуацию на этом рынке.
Право платформ предъявлять обязательные требования к деятельности платформенного занятого, определять лимиты времени, в которое он может трудиться, говорит о том, что фактически они смогут устанавливать трудовой распорядок, и делает эти взаимоотношения крайне похожими на трудовые, говорит Сафонов. Такими их признают законы многих зарубежных стран, например США и Казахстана. Получается, что Россия задает стандарты ниже, констатирует эксперт.
- Развитие международного сотрудничества в сфере труда
Несмотря на санкционное давление и отток части трудовых ресурсов из России, законопроект включает в себя статью о международном сотрудничестве в сфере занятости, отмечают собеседники РБК. В частности, в нем говорится, что такое сотрудничество будет осуществляться на основе расширения возможностей граждан России для доступа на рынки труда иностранных государств.
Первый закон о занятости в современной России, принятый в 1990-е, был объемом 16 страниц, сказал РБК вице-президент РСПП, член профильной рабочей группы Госдумы Федор Прокопов. «Сегодняшняя версия — почти 180 страниц. Я считаю, это многовато. Мне кажется, что серьезных изменений (относительно действующей редакции) там нет, поэтому законопроект избыточно распух», — отметил эксперт.
Он добавил, что в проект погружены многие постановления правительства, приказы Минтруда и нормативные акты, которые уже есть в правовом поле. «Когда приступали к работе, была задача подготовить закон о «занятости 2.0». Я пока этого не вижу», — категоричен Прокопов.
В законопроекте достаточно много хороших и интересных инициатив, возражает Сафонов. Однако он требует доработки с учетом мнений профессионального сообщества, отмечает эксперт.
Господдержка для рынка труда во время санкций
В 2022 году многие западные компании объявили о приостановке деятельности или даже уходе с российского рынка. Одни по-прежнему платят зарплату, другие перевели сотрудников в режим простоя.
В результате десятки тысяч человек могут остаться без работы.
В ответ на вызовы, с которыми столкнулся рынок труда, правительство разработало меры поддержки, призванные помочь всем, кто оказался не у дел или находится под угрозой увольнения.
Субсидии на организацию найма сотрудников
В соответствии с Постановлением №398 Правительства от 18.03.2022, за трудоустройство молодых сотрудников в возрасте до 30 лет компании будут получать субсидии. Их размер — три МРОТ, увеличенные на районный коэффициент, сумму страховых взносов и количество трудоустроенных. Чтобы получить субсидию, нужно оставить заявку на сайте «Работа России».
Расширенный доступ к соцконтрактам для безработных
Правительство добавило в число претендентов на социальные контракты тех, кто остался без работы с начала марта 2022 года и признан безработным в момент обращения (Постановление Правительства РФ от 19.03.2022 № 410).
Задача реформы, которая идет с 2021 года, состоит в том, чтобы перевести на самообеспечение граждан, нуждающихся в работе.
Вместо обычной выплаты пособий по безработице, органы соцзащиты заключают договоры с людьми, доход которых ниже прожиточного минимума по независящим от них причинам.
Им предоставляются соцуслуги, продукция и выплаты в обмен на согласие переобучиться, открыть свое дело или трудоустроиться.
Господдержка ИТ-компаний
В соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.2022 № 83, органы власти планируют ряд мер по поддержке отрасли и работников ИТ-компаний. ИТ-специалисты получили отсрочку от военной службы, планируется предоставить им ипотеку на льготных условиях, а также упростить трудоустройство иностранцев в российском ИТ-секторе.
Изменения в работе центров занятости
Утверждены Методические рекомендации для органов службы занятости населения, в соответствии с которыми центры занятости (ЦЗ) должны перейти на проактивный формат работы:
-
Взаимодействовать с компаниями, в которых есть риск высвобождения персонала.
-
Сотрудничать с компаниями, в которых открыты вакансии.
Для этого ЦЗ начнут мониторить работодателей с угрозой остановки работы, осуществлять поддержку по линии служб занятости, выполнять федеральные меры поддержки занятости и проводить персональное сопровождение для работодателей (в том числе создавать мобильные бригады ЦЗ с персональным менеджером для конкретного работодателя, карьерным консультантом и психологом).
Как с минимальными затратами повысить лояльность коллектива? Сделать так, чтобы сотрудники добивались результатов даже в кризисных ситуациях? Как обеспечить поступательное развитие и преемственность, удержать ценные кадры и устранить текучесть молодых специалистов? На курсе «Развитие персонала как ключевая часть корпоративной культуры организации» вы найдете ответы на эти и другие вопросы.
Подробности и регистрация
Теперь центры занятости получат дополнительные функции:
- Превентивный мониторинг, когда центр занятости устанавливает контакт с предприятием, не дожидаясь появления официальных уведомлений о простое или высвобождении работников.
- Выезд сотрудника центра занятости на место и прояснение ситуации с занятостью работников и перспективами работы предприятия.
- Проактивное предложение пакета мер поддержки, включая федеральные и региональные меры, в зависимости от складывающейся ситуации.
- Формирование реестра сотрудников в зоне риска. Предприятием совместно с центром занятости проводится разъяснительная работа и анкетирование работников. При необходимости центром развертывается на предприятии консультационный пункт или осуществляются выезды мобильных бригад.
- Составление центром занятости совместно с предприятием индивидуального плана мероприятий, в котором отражается в том числе численность работников, которые будут охвачены каждой из мер. Если ситуация на предприятии все-таки предполагает высвобождение работников, то центр занятости организует переход персонала под текущие потребности других предприятий.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства от 16.03.
2022 № 376, услугами ЦЗ теперь могут пользоваться сотрудники, которых отправили в неоплачиваемый отпуск или перевели на неполный рабочий день, а также те, кто находится под риском увольнения (в связи с сокращением штата или ликвидацией организации). Эти категории работников получат проактивную помощь: консультации, переобучение или временное трудоустройство.
Приостановка трудового договора
В соответствии с Постановлением Правительства от 30.03. 2022 №511, с письменного согласия работника работодателем может быть осуществлен его временный перевод на работу в другую компанию.
Переход осуществляется по направлению Службы занятости, содержащему предложение работнику о таком переводе. На период временного перевода действие первоначально заключенного трудового договора приостанавливается. При этом течение срока действия первоначально заключенного трудового договора не прерывается.
Что было сделано до санкций
Программа содействия занятости молодежи до 2030 года. Распоряжение Правительства от 14.12.2021 № 3581-р предполагает предоставление субсидий работодателям за трудоустройство молодых работников, содействие в переезде в регионы с дефицитом на рынке труда, организация обучения студентов, развитие предпринимательской инициативы.
Для этого планируется решение ряда вопросов:
- Соответствие образования требованиям работодателей.
- Создание условий, которые позволят студентам совмещать обучение с трудовой или предпринимательской деятельностью.
Активизация программы бесплатного переобучения. В соответствии с Постановлением Правительства от 09.02.2022 № 139, молодежь от 14 до 35 лет также получила возможность бесплатно обучиться наиболее востребованным профессиям (раньше эта возможность была только у людей старше 50 лет и женщин с маленькими детьми). Переобучение доступно следующим категориям:
-
Тем, кто находится под угрозой увольнения.
-
Людям, которые после окончания обучения или военной службы не могут трудоустроиться в течение четырех месяцев.
-
Работникам без среднего профессионального или высшего образования.
Программа бесплатного переобучения началась в конце марта 2022 года. Заявки принимаются на портале «Работа России».
Принятые с 1 марта меры должны повысить уровень занятости инвалидов — Российская газета
Ситуацию призван изменить обновленный порядок учета квот для трудоустройства работников с инвалидностью, который разработал Минтруд России.
Ранее работодатели, численность работников в организации которых превышала 35 человек, обязаны были предусмотреть в штатном расписании должности для людей с ограниченными возможностями здоровья, но фактически могли не принимать на работу человека.
С 1 марта текущего года ситуация изменится: квоту будут считать выполненной только после заключения трудового договора с инвалидом.
Во внесенных поправках есть оговорка: работодатель может заключить соглашения о трудоустройстве человека с ограниченными возможностями здоровья на рабочее место в другой организации. Таким образом, компания, заключая договор с другим юридическим лицом, может выполнить обязательства по исполнению квоты.
Эти меры должны повысить уровень занятости среди инвалидов, который крайне низок в регионах СЗФО. В Псковской, Новгородской областях и Республике Коми доля работающих инвалидов составляет чуть более девяти процентов.
В Вологодской области сегодня проживают почти 25 тысяч людей с инвалидностью трудоспособного возраста, из которых только 24,4 процента осуществляют трудовую деятельность. По оценке регионального департамента труда и занятости населения, новые условия квотирования повысят уровень занятости людей с ограниченными возможностями здоровья.
Заместитель губернатора Вологодской области Виталий Тушинов положительно оценил изменения действующего законодательства, однако добавил, что размер самой квоты менять не планируют.
Квоту будут считать выполненной только после заключения трудового договора с инвалидом
— Новая мера направлена на то, чтобы работодатели перестали формально выделять рабочие места и были по-настоящему заинтересованы в приеме на работу граждан с инвалидностью — подчеркнул Виталий Тушинов.
— На сегодняшний день законом Вологодской области установлен одинаковый для всех работодателей размер квоты, который составляет два процента от среднесписочной численности работников.
Вносить изменения в закон в настоящее время не планируют.
В Калининградской области, по сообщению регионального минсоца, из 64 тысяч инвалидов в трудоспособном возрасте находятся более 21 тысячи человек. Однако работают из них только 27 процентов.
На данный момент областная служба занятости может предоставить более полутора тысяч вакансий для этой категории населения.
При этом количество зарегистрированных в учреждении безработных с ограниченными возможностями здоровья составляет около 200 человек.
Заместитель министра социальной политики региона Виолетта Левина отметила, что необходимо принять дополнительные меры для организации занятости инвалидов. Они должны мотивировать их на активные действия на рынке труда.
— В то же время мы продолжим стимулировать и работодателей создавать условия труда, при которых работники с инвалидностью могут в полной мере реализовать свой профессиональный потенциал, — отметила Виолетта Левина.
— Нам необходимо консолидировать усилия министерства, кадровых служб, работодателей, некоммерческих и волонтерских организаций, чтобы повысить эффективность трудоустройства инвалидов.
Изменения в законодательстве дают шанс улучшить ситуацию, и мы обязаны его использовать в полном объеме.
Активную работу по трудоустройству инвалидов ведут и в Псковской области. На данный момент более 660 организаций в областном центре предусмотрели квоты для людей с ограниченными возможностями здоровья. Жители Пскова с инвалидностью трудятся на 1045 рабочих местах.
Однако, несмотря на принятые меры, ситуация с трудоустройством инвалидов продолжает оставаться непростой. Низкая активность людей с ограниченными возможностями здоровья на российском рынке труда вызвана рядом объективных причин. Так, по мнению ряда экспертов, проблему необходимо решать не только при помощи создания новых рабочих мест, но и обеспечивать их транспортную доступность.
Ведь до работы необходимо сначала добраться, а многие инвалиды не могут выйти из дома без посторонней помощи, поскольку в подъездах не обустроили соответствующие пандусы и перила. То же самое касается и общественного транспорта, а социальное такси — это и вовсе редкость.
Переход на удаленку в период пандемии убрал многие барьеры, однако вопрос доступной среды для инвалидов по-прежнему остается актуальным.
Впрочем, порой желание работать отсутствует и у самих соискателей с ограниченными возможностями здоровья.
— На сегодняшний день в базе нашей организации находятся 87 резюме, мы смогли трудоустроить 29 инвалидов. К сожалению, 10 из них уволились в первые месяцы работы, — пояснила руководитель направления трудоустройства в КРОО инвалидов «Ковчег» Ольга Прилепская.
— Многие люди с ограниченными возможностями здоровья отвыкли от привычного режима рабочего дня, их больше привлекают свободный график и удаленная работа на дому, что далеко не всегда подходит организациям, готовым трудоустроить человека с инвалидностью.
Есть и объективные причины, среди которых можно выделить недостаточную оборудованность рабочих мест, отсутствие сопровождения в первые месяцы работы на предприятии. Именно поэтому необходимо одновременно обучать как работодателей, так и перспективных работников.
Организациям важно понимать, какую работу может выполнять тот или иной инвалид, а также разбираться в тонкостях законодательства, ведь порой вопросы возникают даже по открытию больничных для людей с ограниченными возможностями здоровья. Инвалиды, в свою очередь, должны быть готовы к полноценной работе в коллективе. Только когда обе стороны придут к полному взаимопониманию, проблему удастся разрешить.
Представителей «Ковчега» также беспокоят механизмы контроля за исполнением законодательства по трудоустройству инвалидов.
Пока до конца не ясно, как именно будут отслеживать выполнение квот в соответствии с новым порядком и не появятся ли у работодателей дополнительные лазейки, чтобы отказать человеку с инвалидностью в трудоустройстве.
Время покажет, однако общественники убеждены, что это далеко не последние поправки в действующее законодательство.
Тем не менее сами инвалиды изменения системы квотирования воспринимают в целом положительно.
— На мой взгляд, это большая возможность для людей с ограниченными возможностями здоровья реализовать свой потенциал, — отметила редактор библиотеки им. А. Т. Твардовского, инвалид третьей группы Екатерина Пунтус. — Существующая квота помогла мне устроиться на работу по специальности.
У меня прекрасные взаимоотношения с коллегами, здесь меня воспринимают на равных. В наше непростое время даже здоровые люди испытывают проблемы с трудоустройством, что уж говорить про инвалидов. Я верю, что изменения, внесенные в действующее законодательство, изменят ситуацию к лучшему.
Справка «РГ»
По данным портала «Работа России», организации СЗФО оставили 6739 объявлений о существующих вакансиях по квотам для перспективных работников с ограниченными возможностями здоровья.
Работодатели ищут совершенно разных сотрудников: начиная от уборщиков и вахтеров и заканчивая высококвалифицированными токарями, сварщиками, инженерами, программистами и специалистами по контекстной рекламе. Разброс заработной платы большой: от 14 тысяч до 150 тысяч рублей.
Вакансий хватает, поэтому при наличии необходимой квалификации устроиться на достойную работу реально.
ЦИФРА
40 тысяч рублей составляет уровень средней зарплаты для инвалидов по СЗФО.
Инвалидам отработают трудоустройство
Правительство изменит требования к выполнению работодателями квот на трудоустройство людей с инвалидностью — и теперь будет вести учет фактически заключенным на предприятиях трудовым договорам, а не только созданным рабочим местам.
Без этого, считают в Минтруде, повысить уровень занятости среди инвалидов — сейчас он в 2,2 раза ниже общероссийского — будет невозможно.
В то время как работодатели оценивают нововведения положительно, сами инвалиды сомневаются в их работоспособности, указывая на сложности с транспортной доступностью мест работы.
С 1 марта 2022 года в РФ начнут действовать новые правила учета выполнения квот на трудоустройство инвалидов работодателями, следует из опубликованного на regulation.gov.
ru проекта постановления правительства «Об утверждении порядка и случаев выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место» — документ разработал Минтруд.
Теперь квота для приема на работу инвалидов будет считаться исполненной работодателем, если он заключит с такими сотрудниками необходимое количество трудовых договоров — обычных или срочных.
Альтернативный способ состоит в трудоустройстве инвалидов на работу в другую организацию в рамках соглашения с ней — при этом к числу таких организаций отнесены и индивидуальные предприниматели, и общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества. Последние, в свою очередь, освобождаются от выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Размер квот ведомство пока менять не планирует.
Для средних и крупных организаций (со штатом более 100 человек) она будет составлять 2-4% от общего числа работников, для более мелких (от 35 до 100 человек) — в пределах 3%.
Они будут применяться как к государственным, так и частным организациям, за исключением тех, которые находятся в стадии банкротства. Штрафы за их неисполнение пока также останутся без изменений.
Сейчас, по данным ведомства, занятость инвалидов, «несмотря на активно принимаемые комплексные мероприятия содействия их трудоустройству», остается невысокой.
Действующий подход, напомним, предлагает считать выполнением квоты сам факт создания рабочего места для инвалида — без учета, был ли нанят на него такой сотрудник. В результате сейчас в РФ официально трудоустроены только 26,3% (1 млн человек) от общего числа инвалидов трудоспособного возраста, что почти в 2,2 раза ниже аналогичного показателя для всего трудоспособного населения.
Как отмечает управляющий директор управления труда и социального партнерства Российского союза промышленников и предпринимателей Марина Москвина, предложенные Минтрудом новые правила учета выполнения квот в целом поддержаны работодателями. «В то же время нужно использовать потенциал стимулирующих мер.
Можно было бы предусмотреть работодателям какие-то выплаты за наем инвалидов или ввести повышенные квоты для государственных учреждений, чтобы они подавали остальным пример»,— говорит она.
Как отмечает руководитель общественного движения «Доступная среда всем» Ольга Небесная, повышение занятости среди инвалидов — комплексная задача, которая должна включать в себя не только способы решения проблем с рабочими местами, но и с обеспечением их транспортной доступности.
«Даже до самого удобного рабочего места сначала нужно доехать, а инвалиды зачастую не могут даже выйти из дома без помощи нескольких человек, потому что жилищный фонд не приспособлен под их потребности. То же самое касается и транспорта.
Например, до сих пор в российских городах не хватает автобусов с пандусами, а специальные такси для инвалидов-колясочников сейчас существуют только в одном городе страны»,— говорит она. Отметим, что решение этих вопросов также находится в ведении Минтруда — создание доступной среды для инвалидов является целью одноименной государственной программы, с момента запуска которой прошло уже более десяти лет.
Анастасия Мануйлова
Меры поддержки рынка труда и содействия занятости населения в Краснодарском крае в 2022 году
В целях сохранения стабильной ситуации на рынке труда в крае действует госпрограмма «Содействие занятости населения», на ее финансирование предусмотрено порядка 3 млрд рублей. Из них:
из краевого бюджета 151 млн рублей на активную политику занятости;
В том числе: на профобучение 4,7 тыс. безработных граждан – 41,6 млн руб.; на общественные работы 5,3 тыс. безработных и ищущих работу граждан – 9,5 млн руб.; на содействие началу осуществления предпринимательской деятельности 197 безработным – 60,6 млн руб.; на временное трудоустройство с материальной поддержкой 25,2 тыс. граждан – 28,7 млн руб.; на другие меры – 10,6 млн руб.;
- из федерального бюджета 1,58 млрд рублей на выплату пособия безработным;
- из федерального бюджета 1,19 млрд рублей (с учетом софинансирования из краевого бюджета), в том числе:
- 1) на частичную оплату труда 9 400 временно трудоустроенных работников, находящихся под риском увольнения (режим неполного рабочего времени, простой, временная приостановка производства, отпуск без сохранения зарплаты, сокращение штата), и материально-техническое оснащение временных рабочих мест – 603,9 млн рублей. Размер аванса затрат работодателей на зарплату – 18 084 рубля на 1 работника, период – до 3 месяцев, на оснащение рабочего места – 10 000 рублей;
- 2) на частичную оплату труда 5 600 участников общественных работ (состоящих на учете в центрах занятости ищущих работу и безработных граждан) – 305,9 млн рублей. Размер аванса затрат работодателей на зарплату – 18 084 рубля на 1 работника, период – до 3 месяцев;
3) на профобучение работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения (режим неполного рабочего времени, простой, временная приостановка производства, отпуск без сохранения зарплаты, сокращение штата) – 277,6 млн рублей. Возмещаются затраты на обучение не более 59,58 тыс. рублей за 1 работника. Возможно обучить 4660 человек.
Все 3 субсидии предоставляются работодателям (юридическим лицам (за исключением государственных, муниципальных учреждений) и индивидуальным предпринимателям) согласно 78 ст. БК.
Кроме того, из краевого бюджета (по госпрограмме «Развитие промышленности») выделено 12,7 млн рублей на финансовое обеспечение затрат на зарплату 124 инвалидов в организациях, созданных общественными объединениями инвалидов.
Также действуют 2 прямые федеральные меры поддержки (БЕЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ РФ):
1) Через Фонд соцстраха работодателям возмещаются затраты по оплате труда при трудоустройстве безработных в возрасте до 30 лет. Планируется трудоустроить 5280 человек.
В ФСС для работодателей края предусмотрено 286,5 млн рублей (постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. № 362.
Возмещается 18 084 рубля (МРОТ + страховые взносы в государственные внебюджетные фонды) за 1 человека, период – до 3 месяцев.).
2) В рамках нацпроекта «Демография» организовано профобучение через трех федеральных операторов (РАНХиГС, Томский Госунивер, Ворлдскиллс) (заявлено 966 программ обучения). Планируется обучить 6 тыс. человек.Общий объем финансирования в крае для операторов 405,98 млн рублей. (постановления Правительства Российской Федерации от 13.03.2021 № 369 (в редакции
Трудоустройство инвалидов в РФ в 2022 году — льготы при приеме инвалида на работу
Инвалиды являются одной из незащищенных категорий граждан, но на сегодняшний день принимаются законы и выделяются субсидии на уровне федерации и регионов, которые способствуют расширению применения их возможностей без дискриминации с учетом установленных квот. Инвалид также вправе реализовать свои трудовые возможности.
Но работодатели, которые обязаны предоставлять льготы по ТК РФ и создавать соответствующие условия труда, с не особым рвением принимают инвалидов на работу. Так, из числа инвалидов трудоспособного возраста работают только 25%. Согласно Программе Доступная среда планируется привлечь к труду 50% инвалидов к 2022 г.
Рассмотрим, как трудоустроится инвалиду.
С 2022 года не предусматривается выделение федеральных субсидий в рамках Государственной программы «Доступная среда» на создание доступности приоритетных объектов и услуг в сфере полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Председатель ВОИ М. Терентьев
Нормативное регулирование трудоустройства инвалидов
В связи с тем, что у инвалидов в сфере реализации своего труда имеются льготы, то необходимо законодательное регулирование. Основными актами являются:
Предоставление рабочих мест инвалидам
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ Ст. 21 предусматривает обязанность работодателей всех форм собственности устанавливать квоты на трудоустройство инвалидов в следующем размере:
Численность работников, чел. | Размер квоты, % |
Более 100 | 2-4 |
35-100 | 3 |
В среднее число работников не учитывается то число, условия работы которых относятся к вредным или опасным по результатам спецоценки.
Соблюдать эту квоту не нужно, если это организации созданы инвалидами или являются общественными объединениями инвалидов.
Организации самостоятельно устанавливают квоты числа мест работы для инвалидов и закрепляют это во внутреннем акте (Положении о квотировании). При том, что численность работников может меняться, в Положение конкретное число таких мест можно не вносить, а регулировать и численность приказами. Обращения (количество) инвалидов по вопросам трудоустройства не должны оказывать влияния на квоту
Для цели контроля за исполнением квотирования мест для инвалидов организации ежемесячно сдают в службу занятости информацию о вакантных рабочих местах, внутренних актах, содержащих информацию о таких рабочих местах, и реальное использование квот по инвалидам.