С 1 сентября 2022 года считать рабочее время водителей стали по новым правилам. Разбираемся, что изменилось:
Минтранс внесло ряд изменений в Приказ № 424 от 16.10.2020 г. «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей». Новые поправки будут действительны до 1 января 2027 г.
Важно отметить: обновленные правила не затрагивают водителей, занятых в следующих сферах:
- ведомственная охрана;
- оперативно-розыскная деятельность;
- междугородние перевозки;
- военная спецтехника;
- экстренные службы;
- работа на органы государственной власти.
Правила расчета рабочего времени водителя: что изменилось?
Согласно новому приказу изменения затронули режим труда и отдыха водителя:
- Минимальная длительность ежедневного отдыха для водителей, которые попадают под суммированный учет рабочего времени, составляет теперь 11 часов (вместо 12).
- Водители должны отдыхать минимум 45 часов (раньше было 42).
- Максимально допустимое время за рулем равняется 9 часам в день. В экстренных случаях допускается увеличение времени до 10 часов, но не более 2 раз в неделю.
- Убрали ограничения для 5-ти дневной и 6-ти дневной рабочей недели, где было зафиксировано по 8 и 7 часов в день соответственно. Теперь зафиксировано только общее число рабочих часов в неделю — не более 40.
- Отменили суммированный учет на время до 6 месяцев. Новые правки предписывают, что период суммированного учета будет всегда равняться 1 месяцу. Исключение — если профсоюз одобрит, то период может быть увеличен до 3 месяцев.
- Водитель имеет право разделять смены на части: перерыв должен наступать не позднее чем через 5 часов после начала работы (перерыв не будет считаться за рабочее время). Но это допускается только с согласия работодателя.
Как защитить транспорт от угона
Водители ИП
Сентябрьский приказ коснулся больше всего тех водителей, которые являются индивидуальными предпринимателями. Что изменилось:
- продолжительность учетного периода уменьшилась с трех до одного месяца;
Напоминаем, что учетный период — это период, когда водитель обязан соблюдать закрепленные законодательством нормативы времени труда и отдыха в случае суммированного учета рабочего времени.
- водитель-предприниматель теперь вправе сам разделять рабочий день на части;
- водитель-предприниматель может сам определять для себя время обеденного перерыва.
Водители автомобилей Государственной фельдъегерской службы
Данную категорию освободили от обязанности учета режима труда и отдыха.
Водители, работающие вахтовым методом
Новая редакция Приказа увеличила до 12 часов рабочее время всех водителей, работающих вахтовым методом.
Водители Крайнего Севера
Раньше работающим на Крайнем Севере полагался еженедельный отдых продолжительностью 45 часов. С 1 сентября — отдых может быть уменьшен до 24 часов, если:
- водитель работает вахтовым методом;
- водитель «трудится» в районах Крайнего Севера или приравненных к нему территориях;
- машина используется за пределами населенных пунктов.
Если водитель попадает подо все три пункта, то его отдых может быть сокращен до 24 часов, но с последующей компенсацией неиспользованного времени в течение учетного периода.
Изменения ПДД
Подробности Категория: ПДД Опубликовано 15.12.2020
Минтранс утвердил новые требования к режиму труда и отдыха водителей с 1 января 2021 года.
Речь идёт о приказе Минтранса № 424 от 16 октября 2020 года «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей» (зарегистрирован 9 декабря 2020 года, рег. № 61352). Он вступает в силу с 1 января 2021 года, выяснил портал Avtospravochnaya.com.
Документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей двух категорий:
- водителей, для кого управление автомобилем входит в их трудовые обязанности;
- водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно.
Требования обязательны для исполнения:
- юрлицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории РФ, являющимися работодателями;
- индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями.
Предусмотрен ряд исключений – требования к режиму труда и отдыха не распространяются на следующих водителей:
- осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- занятых на международных перевозках;
- осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия;
- не выезжающих на дороги общего пользования;
- легковых автомобилей ведомственной охраны;
- пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций;
- автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность;
- водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
Режим труда водителя
- Согласно документу, нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.
- В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
- Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников.
- Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
- При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов.
- Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований данного документа и только в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
- Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
- Кроме того, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов при следующих видах перевозок:
- для учреждений здравоохранения
- организаций коммунальных служб
- телеграфной, телефонной и почтовой связи
- вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов
- оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов
- аварийных служб
- перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций
- перевозки на инкассаторских автомобилях
- перевозки на легковых такси
- водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.
- Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее – ежедневный период), не должно превышать 9 часов.
- Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.
- При достижении предельного времени управления автомобилем, описанного выше, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
- Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учетом этих отступлений.
Разделение рабочего дня на части
С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через 5 часов после начала работы.
При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
- для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;
- для остальных водителей — 5 часов.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению. Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.
Время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель — 90 часов.
Ненормированный рабочий день
- В порядке, предусмотренном статьей 101 ТК РФ, для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях может устанавливаться ненормированный рабочий день.
- Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
- Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха предоставляются на общих основаниях.
Режим отдыха водителя
Специальный перерыв
- Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва, продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва.
- Специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя — не менее 30 минут, а при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей должна составлять не менее 10 минут.
- Превышение указанного времени управления автомобилем, допускается, но не более чем на 1 час, в целях следования автомобиля к месту ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения.
- Время отдыха и перерывов (за исключением специальных перерывов) водителей включает:
- перерыв для отдыха и питания, предоставляемые в течение рабочего дня (смены);
- ежедневный (междусменный) непрерывный отдых (далее — ежедневный
- отдых);
- еженедельный отдых.
Время отдыха и перерывов водителей также может включать время перерыва между частями рабочего дня (смены).
Перерыв для отдыха и питания
- Время перерыва для отдыха и питания должно быть продолжительностью не менее 30 минут и не более 2 часов, и предоставляться водителям, как правило, в середине рабочего дня (смены).
- При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
- Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.
Ежедневный отдых
- Продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва
- для отдыха и питания в течение ежедневного периода должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
- При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода.
- Допускается:
- сокращение этого времени до не менее 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;
- разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов.
Водители, работающие в составе группы водителей (далее — экипаж), обязаны одновременно и полностью использовать ежедневный отдых не менее 9 часов до завершения ежедневного периода, который для экипажа допускается увеличить до 30 часов.
Время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается. За указанное время, выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
Любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом. Допускается прерывать ежедневный отдых не более двух раз в целях осуществления заезда (выезда) на паром или железнодорожный подвижной состав. При этом общая продолжительность такого перерыва (перерывов) не должна превышать одного часа, время ежедневного отдыха должно суммарно составлять не менее 11 часов.
Еженедельный отдых
Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Этот отдых должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.
Допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов, не более одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель.
Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен.
Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.
В случае работы экипажа допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при соблюдении условий компенсации отдыха, предусмотренных настоящим пунктом.
Рабочее время водителя
Рабочее время водителя включает:
- время управления автомобилем;
- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее — специальный перерыв);
- время работы, не связанной с управлением автомобилем.
Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:
- а) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
- б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
- в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;
- г) время простоев не по вине водителя; время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;
- д) иное время, предусмотренное законодательством РФ, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
Состав и продолжительность времени, указанного в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Скачать режим труда и отдыха водителей с 1 января 2021 года
Ненормированный рабочий день и оплата труда водителей
31 мая
12559
#CNT# data-template-html-inactive=В избранное #CNT#>
Рабочий день водителя сложно уложить в стандартные рамки. Часто приходится вводить ненормированный режим рабочего времени водителей автомобилей . Разберем, как организовать работу так, чтобы не пришлось платить штрафы.
Что нового появилось в трудовом законодательстве на этой неделе расскажет Валентина Митрофанова. Смотрите новый выпуск «Кадрового обзора». |
Правовому регулированию работы водителей посвящено несколько нормативных актов.
В Трудовом кодексе этому вопросу посвящена целая глава — 51-я. В ней три статьи:
- Статья 328 устанавливает правила трудоустройства.
- Статья 329 регламентирует рабочий график: продолжительность рабочего дня водителей, перерывы, периоды отдыха. В ней же сказано, что особенности условий труда шоферов регулируются Минтрансом.
- Статья 330 посвящена трудовой дисциплине работников, связанных с управлением транспорта.
Штрафные санкции за ошибки в работе кадровика становятся все строже, а изменений в законодательстве — все больше. Пройдите дистанционный курс и вы сможете подготовиться к проверке, заранее определив возможные нарушения. |
Конкретные указания по формированию и соблюдению режима труда и отдыха водителей содержатся в Приказе Минтранса РФ от 16 октября 2020 г. № 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей». Это основной документ в практической работе с водителями.
Приказ вступил в силу 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Данный документ устанавливает особенности режима рабочего времени водителей автомобилей, когда это входит в их должностные обязанности и водителей-ИП, самостоятельно управляющих транспортным средством.
Приказ исключает следующие категории водителей:
- обслуживающих органы госвласти и местного самоуправления на служебных легковых автомобилях;
- работающих на международных перевозках;
- не выезжающих на дороги общего пользования, передвигающихся только в границах предприятия;
- легковых автомобилей ведомственной охраны, пожарных и аварийно-спасательных ,включая скорую помощь, машины, задействованные в ликвидации последствий либо предупреждении ЧС;
- автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,
- водителей-военнослужащих при исполнении ими военных обязанностей.
Для всех остальных водителей, с которыми заключен трудовой договор, выполнение норм Положений Минтранса обязательно. Чтобы уберечь свою компанию от штрафов, убедитесь, что локальные акты отвечают действующему законодательству. Особое внимание уделите:
|
Продолжительность рабочего времени водителя устанавливается в соответствии с этими нормативами:
- максимальное рабочее время водителя не должно превышать 40 часов в неделю;
- по аналогии с предыдущим пунктом максимальный рабочий день водителя в течение 24 ч. — 9 ч. с возможным увеличением до 10 часов, но не чаще двух раз в неделю;
- это время водитель может увеличить на два часа, чтобы доехать до стоянки или закончить поездку.
Отдых после смены длится не менее 11 часов, время отдыха водителей между сменами можно сократить максимум на 2 часа и не более трёх раз в неделю.
Из-за особенностей профессиональной деятельности многие водители не могут работать по такому же графику, как большинство трудоустроенных граждан.
В пункте 14 Положения Минтранса сказано, что ненормированный рабочий день (НРД) можно установить водителям, которые:
- Управляют легковыми авто, кроме такси.
- Трудятся в полевых условиях: на топографо-геодезических работах, в составе экспедиций, на геологоразведочных станциях.
При этом смены надо планировать так, чтобы их число и длительность смен должно отвечать законодательно установленным нормам продолжительности рабочей недели.
Еженедельный отдых следует предоставлять на общих основаниях.
Важно! Из пункта 14 следует, что ненормированный день можно вводить далеко не для всех: водителям грузовиков, автобусов, такси устанавливать такой график нельзя. |
Определение ненормированному рабочему дню дано в статье 101 ТК РФ. Это особый график, согласно которому некоторые сотрудники могут периодически привлекаться к работе вне установленной для них продолжительности рабочего времени.
Перечень должностей, к которым применим такой график, следует закрепить документально: в ЛНА или коллективном договоре. Также надо прописать эту особенность режима в трудовом договоре. Учтите мнение профсоюза, если он у вас есть.
Что делать с теми, кому нельзя установить НРД? Организовать работу по нормальному графику, а если это невозможно — ввести суммированный учет рабочего времени. При этом надо строго соблюдать режима труд и отдыха.
Важно! Оформление Раньше за нарушение режима труда и отдыха штрафовали только водителей, которые «попались». Но с ноября 2019 года ответственность несут и работодатели. Это следует из статьи 11.23 КоАП. Также на работодателях лежит обязанность прописать режим в локальных актах и трудовых договорах. |
Далее поговорим подробнее о том, как учитывать рабочее время водителей и как оплачивать их работу, если день ненормированный.
Важная особенность работы с ненормированным днем в том, что работодатель заранее предупреждает соискателя о таком графике и оговаривает соответствующую зарплату. То есть оплата труда водителя, который согласился на оговоренные условия, уже прописана в трудовом договоре и не предусматривает дополнительных выплат за ненормированность.
Оформляя новичков, обратите их внимание на этот момент. Так вы снизите вероятность недоразумений в будущем.
Если оплата ненормированного рабочего дня водителя остается на усмотрение работодателя, то о компенсациях заботится Трудовой кодекс. Статьей 119 предусмотрен дополнительный оплачиваемый отпуск для работающих с ненормированным графиком. Минимум 3 дня. При желании работодатель может предложить больше, но меньше — это нарушение.
Работникам, которые не использовали допотпуск, его можно компенсировать деньгами, потому это период сверх минимальных 28 дней. Чтобы получить деньги, водитель должен написать заявление на компенсацию. Получится своеобразная доплата за ненормированный рабочий день.
Помните! В рамках трудового права ненормированный день означает возможность отклоняться от нормы иногда. Если это будет происходить постоянно, ГИТ усмотрит нарушение. Кроме того, работодателю придется доплатить за сверхурочную работу. |
Вопрос о дробления трудового дня возникает довольно часто. Например, водитель обслуживает утреннюю и вечернюю смены, а днем работы для него нет.
Случается, эту ситуацию считают частным вариантом ненормированного графика, но это ошибка. Поскольку описанный распорядок действует ежедневно, он не попадает под определение из статьи 119 ТК РФ и указывать в договоре водителя ненормированный рабочий день нельзя.
А вот делить день — можно. Правда, не всем, а только тем, кто перечислен в Положении Минтранса. С августа 2019 года список этих категорий расширился, теперь в нем:
- Водители городских и пригородных автобусов — пункт 13 Положения.
- Шоферы, работающие на легковых авто и персонально закрепленные для обслуживания должностных лиц федерального и региональных уровней — пункт 13.1 Положения.
Общие принципы разделения таковы:
- Необходимо оформить согласие водителя на такой режим.
- Перерыв между частями рабочего дня должен наступать не позже, чем через 5 часов после начала работы.
- Время обеденного перерыва не включается в период отдыха между частями рабочего дня.
- Суммарное время работы должно укладываться в нормальную продолжительность рабочего времени.
Важно! Пункт 23 Положения дает уточнения по оплате труда водителей в бюджетных организациях. Если персонального водителя, рабочий день которого разделен, приходится привлекать к работе, это считается сверхурочным трудом и должно быть отдельно оплачено. |
Ненормированный рабочий день водителей
Недавно мы рассказывали, чем ненормированный рабочий день отличается от нормированного. Сегодня поговорим о том, можно ли устанавливать такой режим работы водителю и полагается ли ему за это доплата.
Можно ли устанавливать водителям ненормированный рабочий день?
В Трудовом кодексе нет конкретного перечня работников, которым может быть установлен ненормированный рабочий день. Поэтому его можно установить практически всем работникам, которые по не зависящим от них причинам не могут полностью исполнять свои трудовые обязанности в рамках стандартного рабочего дня.
Водители – не исключение из правил. Приведём пример: водитель служебного транспорта эпизодически забирает руководителя компании из дома, а после окончания рабочего дня отвозит его обратно. Получается, он выполняет свои обязанности вне стандартного рабочего графика, а значит, ему можно установить ненормированный рабочий день
Но водитель водителю рознь. Особенности режима рабочего времени, условий труда и времени отдыха для работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируются Минтрансом. Согласно п.14 Положения, утверждённого Приказом Минтранса от 20 августа 2004 года № 15, ненормированный рабочий день может быть установлен для:
- водителей легковых автомобилей (за исключением такси);
- водителей экспедиций и изыскательских партий на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях.
Получается, что такой рабочий график может быть установлен не для всех водителей. К примеру, это недопустимо в случае с работниками, которые водят грузовой транспорт.
Оплата труда водителей при ненормированном рабочем дне
Для водителей, которые работают в этом режиме, законодательством не предусмотрены никакие надбавки. Предполагается, что зарплата для сотрудника на ненормированном рабочем дне устанавливается уже с учётом особенностей их рабочего режима.
Но здесь важно понимать разницу между ненормированным рабочим днём и сверхурочной работой. Кстати, этот вопрос мы уже разбирали в нашей статье. Если имела место именно сверхурочная работа, то за неё водителю, разумеется, полагается надбавка.
Льгота, предусмотренная ч. 1 ст. 116 ТК РФ для работников с ненормированным рабочим днём – это дополнительный отпуск. Его продолжительность должна быть не менее трёх календарных дней в год. Но она может быть больше – в зависимости от условий коллективного договора или правил внутреннего трудового распорядка (ч. 1 ст. 119 ТК РФ).
Режим труда и отдыха водителей в 2022 году
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о режиме труда и отдыха водителей, регламентированном законодательством. Дело в том, что уже несколько лет на территории России можно получить не только штраф за отсутствие тахографа (устройства, контролирующего режим работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха.
Однако до сих пор многие водители автомобилей не имеют информации о том, что представляет из себя «правильный» режим работы за рулем. В этой статье будет рассмотрены особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей (действуют с 1 января 2022 года), которые содержат информацию о времени работы водителя в разных ситуациях:
- Графики работы водителей.
- Рабочее время водителя.
- Ежедневный учет рабочего времени.
- Суммированный учет рабочего времени.
- Разделение рабочего времени на части.
- Ненормированный рабочий день.
- Время управления автомобилем.
- Специальные перерывы, включающиеся во время работы.
- Режим отдыха водителей.
- Перерыв для отдыха и питания.
- Ежедневный (междусменный отдых).
- Еженедельный непрерывный отдых.
- Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса.
- Исключения для водителей.
Приступим.
Внимание! В данной статье рассматриваются особенности работы водителей, работающих по найму, и индивидуальных предпринимателей. Нормативы для физических лиц рассмотрены в отдельной статье: «Режим управления личными грузовиками и автобусами».
Графики работы водителей
В первую очередь нужно обратить внимание, что для всех водителей должны быть составлены специальные графики работы.
Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.
Существует 2 типа учета рабочего времени:
- Ежедневный учет рабочего времени. Длительность каждого рабочего дня находится в пределах, установленных законодательством.
- Суммированный учет рабочего времени. Длительность рабочих дней может отличаться. Есть длинные дни, которые не укладываются в нормативы. Однако количество рабочих часов за месяц находится в пределах нормы.
Каждый из этих типов ниже будет рассмотрен подробнее.
Норма рабочего времени при суммированном учёте
Продолжительность рабочего времени за учётный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, которое определяется исходя из предусмотренной для отдельной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени.
Порядок исчисления нормы рабочего времени на определённые календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю утверждён Приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 № 588н в соответствии с ч. 3 ст. 91 ТК РФ.
Работодатель должен организовать рабочий процесс так, чтобы норма рабочего времени была отработана работником за установленный учётный период. При этом в каждом из дней или в каждой неделе учётного периода длительность рабочего времени может меняться. Увеличение времени работы в какой-либо день или неделю компенсируется уменьшением рабочего времени в другие дни или недели учётного периода.
Исключение составляют отдельные категории работников, продолжительность рабочего дня (смены) которых не может превышать предусмотренной в законе, что определено в ст. 94 ТК РФ.
Обратите внимание, если работник работает неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учётный период соответственно уменьшается (ч. 3 ст. 104 ТК РФ).