В начале марта был разработан проект Постановления Правительства России, призванный поддержать экономику страны и отечественный бизнес в сфере разрешительной деятельности и разрешительных документов.
14 марта 2022 года ПП №353 было опубликовано и вступило в силу. Оно содержит 18 приложений о лицензировании, перечне разрешительных режимов, их особенностях для разных направлений деятельности, правилах аккредитации, оценки товара и т.д.
Среди принятых положений документа:
- лицензии на деятельность, перечень которых содержит Приложение №2, продлены еще на год;
- уточнены и упрощены разрешительные режимы в таких сферах, как: туризм, строительство, торговля, охрана труда и окружающей среды, транспорт, услуги связи и прочие; в части промбезопасности ОПО, безопасности гидросооружений, энергетических и теплотехнических объектов.
Кроме того, в Постановлении указаны особенности оценки товара и осуществления аккредитации для заинтересованного лица в национальной системе.
Что нового в обязательном подтверждении соответствия продукции по техническим регламентам ЕАЭС и ПП №982?
- По согласованию с органом сертификации можно отсрочить инспекционный контроль на 6 месяцев, аналогично положениям во время пандемии, он может быть проведен в виде испытаний или в форме дистанционного аудита.
- Декларации и обязательные сертификаты, у которых заканчивается период действия в текущие полгода (с начала действия ПП №353 до сентября 2022 года), автоматически продлеваются на год без повторной оценки. Но такая продукция не может реализовываться в странах ЕАЭС. Продажа допускается только в РФ.
- Декларации и сертификаты на комплектующие и запчасти для ТО и ремонта эксплуатируемого оборудования допускается не представлять. Эта продукция может быть безвозмездно передана ЮЛ и ИП, но не может иметь коммерческого распространения. Эти документы также не потребуются для компонентов, комплектующих и материалов для изготовления продукции в России.
- Разрешается до марта 2023 года ввозить в РФ товары без маркировки, ее можно нанести уже в России, но обязательно – перед реализацией покупателю.
Самая резонансная мера
В течение следующих шести месяцев, до сентября 2022 года, проведение оценки соответствия допускается путем декларирования по схеме 2Д на базе собственных доказательств заявителя, но с учетом некоторых особенностей:
- Декларация выпускается на партию отечественной или ввозимой продукции, сроком на полгода с момента регистрации.
- При декларировании можно использовать протоколы заводских испытаний и иностранных лабораторий, во втором случае они должны быть переведены на русский язык.
- Документ принимается только в России, заявитель – исключительно резидент РФ.
- Продукция может реализовываться только в России, она не должна маркироваться знаком ЕАС.
- Для реализации товара в других государствах оформление разрешительной документации осуществляется на прежних условиях, по требованиям техрегламентов ЕАЭС.
Упрощен порядок отбора образцов для декларирования и сертификации – они могут быть взяты из ввезенной по упрощенному порядку партии.
Есть вероятность, что будет сформирован перечень продукции, на которую упрощенный регламент распространяться не будет. Министерство промышленности и торговли РФ может представить его в ближайшее время.
Дополнительно до сентября текущего года заморожена приостановка, отмена, признание недействительными деклараций, обязательных сертификатов, протоколов испытаний.
Для получения бесплатной консультации заполните форму запроса или воспользуйтесь онлайн-сервисом на сайте.
Маркировка диванов
Маркировка диванов – это нанесение на них информации (в виде текстовых блоков и графических изображений) о параметрах мебели, месте производства… далее
Маркировка кресел
Законодательство стран ЕАЭС предъявляет строгие требования к мебельной продукции. Мебель проходит обязательные испытания по техническому регламенту ТР… далее
Маркировка детских столов
Выпуская в реализацию любой вид товара, необходимо следить за тем, чтобы на нем была маркировка. Это перечень определенных сведений о товаре, его прои… далее
Маркировка шприцов
Шприц – это медицинский инструмент, предназначенный для инъекций и забора крови. Согласно действующему в РФ законодательству, регулирующему прои… далее
Лицензия для онлайн-школы
Образовательная деятельность включает в себя основное и дополнительное образование. Отличием дополнительного образования от основного является свободн… далее
Внесены изменения в установленные Постановлением № 353 Особенности осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2022 г. № 1118, вступившим в силу с 23 июня 2022 г. (за исключением отдельных положений), внесены изменения в Особенности осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, установленные Постановлением № 353* (далее – Изменения).
В соответствии с Изменениями с 1 июля 2022 г. для аккредитованных в национальной системе аккредитации испытательных лабораторий (центров) предоставляется возможность пройти ускоренную процедуру расширения области аккредитации.
К заявлению о таком расширении области аккредитации помимо документов и сведений, предусмотренных в пункте 5 Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, утвержденных Постановлением № 2050**, прилагается, в том числе, анкета самообследования по форме, установленной методическими рекомендациями, утвержденными национальным органом по аккредитации.
Изменения также предусматривают сокращение сроков некоторых процедур в рамках предоставления государственной услуги по ускоренному расширению области аккредитации.
Сокращены в том числе сроки рассмотрения указанного заявления национальным органом по аккредитации, заключения договора с экспертной организацией, проведения экспертизы представленных аккредитованным лицом документов и сведений и выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации в соответствии.
Кроме того, согласно Изменениям процедура расширения области аккредитации проводится в форме документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, за исключением случаев, когда документарная оценка осуществляется вместе с выездной оценкой соответствия, которые определены в Изменениях.
В случаях, предусмотренных Изменениями, процедура расширения области аккредитации может проводиться в форме документарной и выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации.
При этом в случае проведения выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации указанная оценка проводится с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- и видео-конференц-связи.
Изменениями также предусмотрено, что до 1 марта 2023 г.
при осуществлении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица не применяются требования, установленные Правилами проведения процедуры подтверждения компетентности, утвержденными Постановлением № 2050, в части необходимости соответствия области аккредитации, прилагаемой к заявлению о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, одной схеме аккредитации, принятой национальным органом по аккредитации в соответствии с пунктом 1.1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Указанное положение не распространяется на случаи осуществления процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица вместе с расширением области аккредитации, если при этом расширение области аккредитации аккредитованного лица осуществляется по иной схеме.
- Изменениями также предусмотрена возможность аккредитованных лиц формировать область аккредитации (за исключением области аккредитации органа по сертификации продукции, органа по сертификации услуг, процессов и испытательной лаборатории (центра), соответствующую образцам, предусмотренным формой заявления об аккредитации, утвержденной Приказом № 496***, на бумажном носителе и представлена в национальный орган по аккредитации в виде электронного образа (скан-копии) указанного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (представителя заявителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- * Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году»
- ** Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. № 2050 «Об утверждении Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, Правил проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, Правил внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц и предусмотренные пунктами 7 и 8 части 1 статьи 21 Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», Правил рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении действия аккредитации и принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»
- *** Приказ Минэкономразвития России от 16 августа 2021 г. № 496 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о прекращении действия аккредитации»
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2022 г. № 1839 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353»
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2022 г. № 1839 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353»
Постановлением Правительства Российской Федерации вносятся изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» (далее – Постановление Правительства РФ № 353).
Указанными изменениями, в частности, предусматривается, что выполнение работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек до 1 марта 2025 г. осуществляется без проведения аттестации работников на право выполнения работ и оказания услуг по отводу и таксации лесосек и без их включения в реестр специалистов, имеющих право на выполнение работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек.
При этом мероприятия по лесоустройству до 1 марта 2025 г. осуществляются без проведения аттестации инженеров-таксаторов, техников-таксаторов на право осуществления мероприятий по лесоустройству и без их включения в реестр специалистов, имеющих право на осуществление мероприятий по лесоустройству.
Кроме того, изменениями введено Приложение № 24 – «Особенности применения обязательных требований о наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, в связи с призывом указанных работников на военную службу по мобилизации или заключения ими контрактов в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» либо контрактов о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации» (далее — Особенности).
Особенностями устанавливается, что осуществление деятельности на основании разрешения в случае приостановления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем действия трудового договора в соответствии со статьей 351.
7 Трудового кодекса Российской Федерации в отношении работника, наличие которого обеспечивает выполнение обязательных требований в рамках соответствующего вида разрешительного режима, не может рассматриваться как нарушение указанных обязательных требований:
- в течение 3 месяцев со дня приостановления действия трудового договора в отношении работника, являющегося ответственным за осуществление деятельности на основании предоставленного юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю разрешения (в том числе уполномоченного лица), и (или) уполномоченного руководить работами в рамках вида деятельности, осуществляемого на основании разрешения, и (или) являющегося работником из состава руководителей, к которому в рамках соответствующего вида разрешительного режима предъявляются обязательные требования;
- в течение 6 месяцев со дня приостановления действия трудового договора в отношении иных работников, наличие которых обеспечивает выполнение обязательных требований в рамках соответствующего вида разрешительного режима.
- При этом в указанные выше сроки, юридические лица, индивидуальные предприниматели заключают трудовой договор с иным работником в соответствии с установленными в рамках вида разрешительного режима требованиями.
- Необходимо отметить, что действие Особенностей в отношении работников, являющихся ответственными за осуществления деятельности на основании предоставленного хозяйствующему субъекту разрешения, распространяются на деятельность по лицензированию заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
- Кроме того, действие Особенностей в отношении иных работников, наличие которых обеспечивает выполнение обязательных требований в рамках соответствующего вида разрешительного режима распространяются на:
- лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности;
- лицензирование деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю).
- Наряду с указанным, устанавливается, что в отношении лицензиатов — индивидуальных предпринимателей, призванных на военную службу по мобилизации или заключивших контракт о прохождении военной службы (далее — военная служба) либо контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, срок, до которого должно быть пройдено в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» периодическое подтверждение соответствия (первичное подтверждение соответствия) лицензионным требованиям, переносится на срок прохождения ими военной службы или оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и следующие 6 месяцев, исчисляемых со дня окончания прохождения военной службы либо оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.
- При этом указанный срок переносится при условии его наступления в период прохождения лицензиатом индивидуальным предпринимателем военной службы либо оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.
- Также, в случае если срок периодического подтверждения соответствия (первичного подтверждения соответствия) лицензионным требованиям наступает в первые 6 месяцев со дня окончания лицензиатом индивидуальным предпринимателем военной службы либо оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, срок, до которого должно быть пройдено периодическое подтверждение соответствия (первичное подтверждение соответствия) лицензионным требованиям, переносится на 6 месяцев.
Необходимо отметить, что если при предоставлении государственных услуг на рассмотрении у уполномоченного на выдачу разрешения органа находятся документы и (или) информация о работнике, наличие которого является обязательным требованием, предъявляемым к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в рамках соответствующего вида разрешительного режима, рассмотрение заявления о предоставлении государственных услуг приостанавливается на основании обращения заявителя в случае, если в отношении такого работника действие трудового договора приостановлено в соответствии со статьей 351.7 Трудового кодекса Российской Федерации.
При этом заявитель в период приостановления рассмотрения заявления о предоставлении государственных услуг представляет в уполномоченный на выдачу разрешения орган документы и (или) информацию, подтверждающую наличие у него иного работника.
Наряду с вышеуказанным, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности, вправе в 2022 — 2023 годах принять решение:
- о неприменении всех или отдельных обязательных требований, установленных федеральными законами, актами Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в том числе требований к наличию профессионального образования, соответствующей квалификации, стажа работы, предъявляемых к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также к физическим лицам в рамках разрешительных режимов, указанных в Приложениях № 25 и 26 к Постановлению Правительства РФ № 353;
- о продлении срока действия предоставленных разрешений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ № 353, без подачи соответствующего заявления (в дополнение к положениям постановления Правительства РФ № 353, предусматривающим продление разрешений).
Дата опубликования: 18 октября 2022 г.Дата вступления в силу: 18 октября 2022 г. (за исключением п. 4 изменений, который вступает в силу с 1 марта 2023 г.)
Опубликовано постановление об автоматическом продлении и упрощенном оформлении разрешительных документов в 2022 г
14 марта 2022 г. состоялось официальное опубликование и вступление в силу постановления Правительства РФ N 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» от 12 марта 2022 г.
В документе определено автоматическое продление сроков действия лицензий и других видов разрешительных документов на 12 месяцев, а также их упрощенное оформление в текущем году. Меры направлены на сокращение издержек, связанных с прохождением разрешительных процедур.
Всего действие постановления охватывает более 120 видов разрешений, включая сферы сельского хозяйства, промышленности, торговли и т.д. Отдельно выделим сферу оценки соответствия продукции. Также на год вводится отсрочка по необходимости прохождения подтверждения соответствия выпускаемой продукции.
Решение введено из-за санкционных ограничений.
Кроме того, в этот период органы государственной власти смогут принимать решения о сокращении сроков услуг в сфере разрешительной деятельности, о сокращении обязательных требований или перечня документов, предоставляемых для лицензирования, об отмене оценки соответствия обязательным требованиям. Остановимся подробнее на особенностях разрешительной деятельности в сфере оценки соответствия продукции.
Особенности оценки соответствия продукции
В приложении N 18 к постановлению N 353 определены особенности оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов, а также федерального закона N 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. в период введения режима временных ограничений.
Первым делом в документе отмечаются уже действующие послабления в части возможности проведения в 2022 г. инспекционного контроля над сертифицированной продукцией, выпущенной в обращение на территории нашей страны, в виде анализа состояния производства, в том числе в удаленной форме. Также вместо этого могут быть проведены испытания образцов продукции. Кроме того, орган по сертификации вправе принять решение о переносе инспекционного контроля, который запланирован в 2022 г., на срок до 6 месяцев. Что касается документов об оценке соответствия, срок действия которых истекает с 14 марта 2022 г. до 1 сентября 2022 г. то они продлеваются еще на 12 месяцев. Производство и выпуск в обращение продукции по таким документам будет возможен по новым датам действия разрешительных документов без дополнительных проверок. Документом также закреплено, что при ввозе продукции на территорию России на таможне достаточно предоставить сведения о разрешительных документах, оригиналы не требуются. Без разрешительных документов (сведениях о них) таможню проходят товары: запасные части, которые ввозятся для обслуживания или ремонта ранее выпущенной в обращение продукции на территории России; комплектующие, компоненты, сырье или материалы для производства продукции на территории России; единичные экземпляры для собственных нужд декларанта. Послабления вносятся и в части маркировки продукции. До 1 марта 2023 г. допускается ввоз товаров, предназначенных для реализации только в пределах России, без маркировки, установленной обязательными требованиями, включая знак ЕАС. Маркировку требуется нанести до реализации продукции потребителю. Не менее важные изменения касаются упрощения форм оценки соответствия продукции. В период с 21 марта 2022 г. по 1 сентября 2022 г. допускается замена сертификации и декларирования продукции по схемам с участием аккредитованной испытательной лаборатории на декларирование на основании собственных доказательств безопасности продукции. Это можно будет сделать в следующих случаях: оценка соответствия необходима для партии продукции или единичного изделия; заявителем могут быть только юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в России; имеется комплект документов: контракт/договор поставки (копия) и товаросопроводительные документы, идентифицирующие партию/единичное изделие; описание принятых технических решений и результатов оценки рисков, подтверждающих выполнение обязательных требований; список стандартов (в случае их применения); документы и сведения, послужившие основанием для принятия декларации о соответствии, составленные на иностранном языке с переводом на русский язык (за исключением приложений к протоколам испытаний); декларация о соответствии должна быть зарегистрирована заявителем в ФГИС Росаккредитации; срок действия декларации о соответствии составляет 6 месяцев со дня регистрации в ФГИС Росаккредитации; продукция не должна иметь маркировки ЕАС; Перечень продукции, на которую нельзя будет оформить упрощенную декларацию о соответствии, будет утвержден Минпромторгом России. В дальнейшем сертификация и декларирование продукции с участием аккредитованных испытательных лабораторий может осуществляться с отбором проб из партии продукции, ввезенной на территорию России по упрощенной декларации о соответствии. До 1 марта 2023 г. у заявителей при сертификации и декларировании соответствия продукции также имеется возможность не указывать номера GLN или иного индивидуального идентификатора, позволяющего в автоматическом режиме осуществить идентификацию адреса производства.
В период с 14 марта 2022 г. до 1 сентября 2022 г. не применяются правила о признании недействительными сертификатов, деклараций о соответствии и протоколов испытаний, утвержденные постановлениями Правительства РФ N 934 и N 936 от 19 июня 2021 г.
Особенности осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации
Временный порядок аккредитации в национальной системе аккредитации закреплен в приложении N 17 к постановлению N 353.
Так, сроки прохождения компетенции аккредитованных лиц, наступающие с 14 марта 2022 г. до 1 сентября 2022 г., увеличиваются на 6 месяцев. Заявление потребуется предоставить не ранее, чем за месяц нового срока подтверждения компетенции. Для экспертов по аккредитации, у которых 5-летний срок аттестации истекает до 1 марта 2023 г., срок аттестации продлевается на 12 месяцев.
В 2022 г.
аккредитованные испытательные лаборатории вправе выполнять работы по документам, не включенным в утвержденную область аккредитации, до завершения прохождения процедуры расширения области аккредитации.
При этом обязательным условием является соблюдение требований федерального закона N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» от 28 декабря 2013 г. (п.1 ст.7).
Дополнительные особенности аккредитации в национальной системе аккредитации в 2022 г. могут быть введены Минэкономразвития России.
Продление срока действия сертификатов по форме СТ-1
На основании перечня приложения N 1 к постановлению N 353, сертификаты происхождения товара СТ-1, сроки действия которых истекают в период с начала действия постановления и до 31 декабря 2022 г., будут действовать еще на протяжении 12 месяцев.
Послабления для государственной регистрации товаров из единого перечня
В отношении продукции, включенной в раздел II единого перечня товаров, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому контролю на территории Евразийского экономического союза (утвержден решением Комиссии Таможенного союза N 299 от 28 мая 2010 г.), вводятся разрешительные режимы (приложение N 3 к постановлению N 353).
Госорганы вправе с учетом специфики видов разрешительной деятельности принять решение о сокращении срока предоставления разрешения, продлении срока действия, о сокращении перечня документов для оформления и т.д. К таким товарам, например, относятся предметы личной гигиены для взрослых. Источник:
https://www.novotest.ru/
Вступление в силу ПП РФ № 353 Об особенностях разрешительной деятельности в РФ в 2022 году
В момент санкционного давления со стороны недружественных стран по отношению к Российской Федерации, Правительство страны рассматривает несколько успешных мер для стабилизации экономического развития государства. 14 марта принимают Постановление под номером 353, где рассматривается вопрос об особенностях разрешения деятельности на территории России в 2022 г.
Меры поддержки
В кабинете министров рассмотрено и подготовлено мероприятие, рассматривающее функциональность предприятий в разных затруднительных условиях, возникающие после усиления экономического давления. Также в данном документе были предусмотрены меры:
- Увеличиваются сроки имеющихся лицензий, продленные примерно на год. Это касается некоторых разновидностей деятельности, а также продукции, вписанные в список Приложения №2.
- Заметно упрощены действия по получению разрешения, прохождения аккредитации в разных отраслях, особенно, учитывая опасные промышленности, гидротехнические оборудования, транспортные средства и так далее.
- Внесены изменения, а также подходы к обязательной оценке по соответствию технического регламента ТС, что предусматривается за счет действующих стандартов. В этот раздел подключены следующие разделы:
- перенос основной плановой проверки, что делается в рамках тщательного контроля. Срок до 6 мес. можно воспользоваться дистанционным аудитом.
- продлевается декларация на двенадцать месяцев, если время действия заканчивается с марта текущего года.
- временно были отменены все требования об обязательном предоставлении лицензии на запасные детали, узлы, двигатели, применяемы для проведения соответствующих работ и ремонта устройств. Представленная норма не работает на комплектующих, которые реализуются через оптовые либо розничные сети.
- приблизительно на 12 мес. отменяется требование о внесении обязательных маркировок, которые будут наноситься на каждую ввозимую продукцию. Притом маркированные изделия производятся только после ввоза товаров на территорию до момента перевозки изделия.
Нововведения в сфере оценочных процедур
Правительство страны подтверждает нововведение в законодательстве, которое вступает в силу с марта и по 1 сентября этого года. Отныне декларирование будет проводиться по одной схеме и с учетом следующих формальностей:
- документация оформляется на партию разработанной либо ввезенной продукции примерно на полгода.
- в момент декларирования можно использовать протокол испытания, проведенные своими либо иностранными научными лабораториями.
- в качестве заявителя выступает лишь резидент РФ.
- продукцию и товары, которые были оформлены по льготному режиму, можно реализовать без наличия маркировки единственным знаком ЕАС.
Действует нововведение только до 1 сентября, после чего документ будет считаться недействительным.