Налоговая служба опубликовала данные по итогам работы за 2020 год. Из показателей следует, что поступления в бюджет сократились, с другой стороны, без учета НДПИ в казну поступило больше средств, чем годом ранее. Редакция журнала «Расчет» внимательно изучила данные работы Службы чтобы узнать, какие налоги показали рост, а какие – сокращение.
В середине февраля Налоговая служба подвела итоги года.
Как и предполагалось ранее, количество налоговых поступлений в консолидированный бюджет сократилось на 7,6% по сравнению с показателями 2019 года, в абсолютном выражении в бюджет поступило 21,01 трлн рублей, из которых «в федеральный бюджет – 10,98 трлн рублей (минус 12,9%); в консолидированные бюджеты субъектов – 10,03 трлн рублей (минус 0,9%)», – говорится в сообщении пресс-службы ФНС России (цитата по ТАСС).
Примечательно, что без учета налога на добычу полезных ископаемых поступления в консолидированный бюджет, наоборот, выросли на 2,6% и составили 17,2 триллиона рублей.
В ФНС отметили, что увеличения налоговых сборов удалось достичь за счет улучшения эффективности налогового администрирования. Впрочем, рост показали не все налоги.
Так, поступления от НДС составили 4,27 триллиона рублей, в сравнении с показателями 2019 года прирост равен 0,3%. Значительно выросли поступления НДФЛ: на 7,5% (в абсолютным значении – 4,25 трлн руб.).
В сообщении ФНС России отмечается (цитата по сайту nalog.ru):
Прирост НДФЛ на 4 процентных пункта превышает темп роста фонда заработной платы. В государственные внебюджетные фонды поступило 7,2 трлн рублей, что на 2,3% больше уровня 2019 года.
А вот налог на прибыль показал отрицательные значения, в бюджет бизнес перечислил 4,02 триллиона рублей, что на 11,6% меньше показателя 2019 года.
Поддержка бизнеса
В Налоговой службе отметили, что объем задолженности плательщиков не изменился в сравнении с 2019 годом, показатель DTI (объем долга к доходам) составил 6,5%. В минувшем году налоговое ведомство провело на 35% зачетов больше, чем годом ранее, сумма таких операций составила 123,6 миллиарда рублей.
Инспекторы предоставили в семь раз больше отсрочек по уплате налогов, чем в 2019 году – на сумму 28,1 миллиарда рублей. И, наконец, на сумму более 52 миллиардов рублей COVID-отсрочек дали предпринимателям. Эти действия ревизоров позволили существенно, на 160%, сократить число блокировок счетов компаний.
Контрольные мероприятия
Как следует из данных, обнародованных ведомством, количество ревизий составило 6 000.
Напомним, что во время пандемии в России действовал мораторий на проведение налоговых контрольных мероприятий. Однако сокращение числа ревизий не повлияло на сумму доначислений.
В ФНС России отметили (цитата по сайту nalog.ru):
Контрольные мероприятия дополнительно принесли в бюджет почти 300 миллиардов рублей. При этом более половины (158 млрд руб.) обеспечены аналитической работой.
В сообщении Службы, опубликованном на сайте nalog.ru, уточняется, что в 2020 году число жалоб от коммерсантов сократилось на 17,4%, а рассмотренных – на 14,8%
Отказ от ЕНВД
ФНС России сообщила и о процедуре миграции коммерсантов с ЕНВД на другие режимы налогообложения. Так, по данным Службы, на середину февраля 99% компаний и индивидуальных предпринимателей уже поменяли систему расчета и уплаты налогов.
До 31 марта 2021 года территориальные налоговые органы должны провести адресную работу с теми организациями и ИП, кто так и не определился, на каком режиме налогообложения будет работать дальше.
Таких, по данным ФНС, всего 18 000 из 1,3 миллиона коммерсантов уже сделали свой выбор.
|
Итоги работы за девять месяцев 2022 года были обсуждены коллегией налоговых органов региона
Расширенное заседание коллегии Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области по итогам работы налоговых органов региона за девять месяцев 2022 года и основным задачам до конца года состоялось 18 ноября.
В заседании под председательством руководителя Управления Геннадия Морозова приняли участие начальник Межрегиональной инспекции ФНС России по Сибирскому федеральному округу Руслан Афанасиев , заместитель Председателя Правительства – министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко и заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Новосибирской области Надежда Гумилевская , а также начальники межрайонных инспекций и структурных подразделений Управления.
Руководитель УФНС России по Новосибирской области Геннадий Морозов рассказал об основных показателях работы налоговых органов региона за отчетный период.
Геннадий Геннадьевич сообщил: налоговыми органами Новосибирской области за январь-сентябрь 2022 года обеспечено поступление налогов в консолидированный бюджет РФ в сумме 223,9 млрд рублей, что на 23% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Геннадий Геннадьевич подчеркнул: все основные налоги, формирующие консолидированный бюджет РФ, показали существенные темпы роста. Почти 80 процентов поступающих в регионе налогов и сборов формируют три доходных источника: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и налог на добавленную стоимость. Эти же налоги, по большому счёту, демонстрируют и самый устойчивый прирост по сравнению с прошлым годом. Положительная динамика поступлений достигнута также почти по всем основным отраслям. Наибольшие поступления традиционно формируют в регионе две отрасли: торговля и обрабатывающие производства. Спикер отметил, что в регионе продолжается работа по улучшению качественного состава госреестра организаций. По состоянию на 01.10.2022 в Едином государственном реестре юридических лиц числится около 88,5 тысяч организаций. Индивидуальных предпринимателей в регионе почти 82,5 тысячи. За девять месяцев 2022 года зарегистрировано около 4 тысяч новых организаций и 14 тысяч индивидуальных предпринимателей. Более детально были озвучены показатели поступлений НДФЛ, прирост темпов которого наблюдается ежегодно. Так, в целом за 2021 год прирост составил 14,4%, за 9 месяцев текущего года относительно аналогичного периода прошлого года – 25,2%. В рейтинге регионов по объему поступлений налога на доходы физических лиц Новосибирская область стабильно занимает 12 место по Российской Федерации и 2 место в Сибирском Федеральном округе. Среди других показателей работы налоговых органов руководитель УФНС России по Новосибирской области указал на позитивную динамику снижения задолженности. В Новосибирской области уже более года функционирует Долговой центр, задача которого – повышение эффективности взыскания налоговой задолженности. С этой задачей Долговой центр справляется в полной мере. В частности, объем налоговой задолженности за девять месяцев сократился почти на 1 млрд рублей (на 3,8%) и составил 24 млрд рублей. Отдельно было отмечено значительное уменьшение задолженности по имущественным налогам физических лиц – на 800 млн рублей (на 29,5%) – до 1,9 млрд рублей. Геннадий Геннадьевич, подытоживая свое выступление, остановился на некоторых положениях Манифеста ФНС России. Документом определены принципы, на которых до 2023 года строится наше служебное взаимодействие, как с налогоплательщиками, так и внутри Службы, способствующее созданию культуры открытости, доверия, командности и высокого профессионализма. Расширенное заседание коллеги прошло накануне профессионального праздника – Дня работника налоговых органов. Поэтому выступления гостей были посвящены не только подведению итогов взаимодействия с налоговыми органами региона, но и поздравлению работников налоговой службы, чествованию лучших налоговиков.
На мероприятии были вручены ведомственные награды ФНС России, Благодарственные письма Губернатора Новосибирской области и Почетные грамоты министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области. Кроме того, Благодарственные письма руководителя УФНС России по Новосибирской области получили наиболее активные члены Молодежного совета налоговых органов региона.
Итоги работы Федеральной налоговой службы президент обсудил с главой ФНС. Новости. Первый канал
О налогах, как индикаторе состояния экономики, шла речь сегодня в Кремле. Владимир Путин принял главу ФНС, который сообщил, что налогов по итогам года ожидается около 28 триллионов — на семь триллионов больше, чем в прошлом. Растут поступления, потому что растет экономика и реальные зарплаты.
Впрочем, налоговая служба не только взимает средства, но и выплачивает их, например, в рамках программы поддержки бизнеса. 22 миллиарда рублей направили компаниям и индивидуальным предпринимателям, у которых трудится более полутора миллионов человек. Благодаря этим мерам у них сегодня есть работа.
Несколько кликов мышкой – и заявление для налоговой службы готово. Вместо долгой бумажной волокиты – пара минут у экрана. Именно так теперь выглядит обращение за налоговым вычетом после покупки жилья.
«Раньше нужно было собирать кучу документов бумажных, потом заполнять декларацию 3-НДФЛ, которую заполнить — дело непростое и не с первого раза получалось, потом все это собрать в пачку и отнести в налоговую», — рассказывает Станислав Макаров.
А дальше нужно было несколько месяцев ждать, пока инспекторы проверят все документы. Теперь скорость обработки выросла в разы. Система сама находит нужные цифры и предлагает плательщику обратиться за вычетом.
«Я подал заявление на вычет первого ноября и вычет получил буквально меньше чем через три недели», — говорит Станислав Макаров.
Пока это работает только при оформлении сделки через банк ВТБ, но в налоговой уверяют, что двери открыты и для других. Автоматизация вычетов – одна из главных задач для ведомства, о перспективах и результатах работы которого глава налоговиков доложил президенту.
«Как работа идет, как план выполняется? Важнейший вопрос», — отметил Владимир Путин.
«У нас вместе с ростом экономики очень неплохо показывают себя поступления по налогам. Уже по итогам 10 месяцев у нас поступления 23 триллиона, что плюс 37 процентов к прошлому году.
Учитывая, что прошлый год аномальный, даже если сравнивать с 2019 годом, то у нас поступления плюс 23 процента, и мы все равно наблюдаем существенный рост.
Если говорить о том, как мы видим завершение года, то поступления, по нашим данным, составят 28 триллионов рублей, что плюс семь триллионов рублей», — сообщил руководитель ФНС Даниил Егоров.
«По сравнению с прошлым годом?» — уточнил президент.
«По сравнению с прошлым годом, да, Владимир Владимирович», — сказал глава ФНС.
В прошлом году экономика пострадала из-за ковидных ограничений. В этом удар уже не был таким болезненным, но правительство все же решило выдать субсидии тем, кому в нерабочие дни пришлось свернуть свою деятельность. Организатором выплат стала налоговая служба.
«Это субсидии на поддержание заработной платы в компаниях. Уже выплачено более 22 миллиардов рублей больше чем 300 компаниям, тысячам компаний индивидуальных предпринимателей, где работает больше одного миллиона 700 тысяч человек», — привел данные руководитель ФНС.
Деньги выплачивают из расчета 12 792 рубля на одного работника. Для небольших компаний, как сочинский центр дополнительного образования, ощутимая помощь.
«Конечно, мы говорим о том, что это не покрыло полностью заработную плату, потому что у нас она минимальная 25 тысяч составляет. Но это нам дало возможность хотя бы частично, нерабочие дни были, компенсировать эти затраты», — сказала руководитель центра дополнительного образования Юлия Кормильцева.
Такую же помощь правительство оказывало бизнесу и в прошлом году, и это одна из тех мер, которые помогли экономике преодолеть вынужденный спад.
«Если обратить внимание на подоходный налог, который в основном у нас очень существенно отражает показатели по зарплате, то у нас рост 17 процентов, а в малом бизнесе рост 20 процентов», — сообщил Даниил Егоров.
«То есть это косвенный показатель роста реальных доходов?» — уточнил Владимир Путин.
«Да, совершенно верно», — сказал Даниил Егоров.
Заявки на субсидии налоговые органы будут принимать до 15 декабря. До Нового года все деньги будут выплачены предпринимателям.
Итоги контрольной работы первого полугодия подведены в ФНС | «Правовест Аудит»
Сейчас часто говорят об общей тенденции в налоговом контроле, направленной на снижение количества выездных проверок. При этом основная фискальная задача — рост поступлений в бюджет, остается неизменной. Разберемся в истинной картине контроля за 1-е полугодие 2021 года на основе данных отчетов налоговых органов (ф.2-НК).
Руководство ФНС совсем недавно озвучило итоги работы за 6 месяцев текущего года. Вполне ожидаемо, что поступления в бюджет продолжают расти. Так, на 2,9 трлн руб. (более чем на 29 %) выросли поступления налогов в консолидированный бюджет РФ по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если сравнивать поступления с 2019 годом, то рост более 15%: 1,7 трлн руб.
ФНС планирует завершить год с поступлениями 25,5 трлн руб., что больше, чем в прошлом году, на 4,5 трлн руб. Это картина налогового контроля «крупными мазками», предлагаем рассмотреть ее более детально.
За 1-е полугодие 2021 года по России в целом проведено 44,7 млн проверок, из них результативных — 1,4 млн проверок, с доначислениями на общую сумму 34,4 млрд руб. (налог, пени, штраф), в т.ч. налоги — 21,3 млрд руб. За аналогичные периоды:
- 2020 года было проведено — 31,6 млн проверок, из них результативных — 9,5 млн с доначислениями 14,6 млрд руб. (налог, пени, штраф), в т.ч. налоги — 9 млрд руб.;
- 2019 года проведено 29,7 млн проверок, из них 1,1 млн с доначислениями на общую сумму 18,1 млрд руб. (10,3 млрд руб. — налоги).
По России в целом доначисления на 1 камеральную проверку (за 6 мес. 2021 года) составили 24,1 тыс. руб. (налог, пени, штраф). За эти же периоды в 2020 году на 1 камеральную проверку по РФ приходилось — 15,3 тыс. руб., в 2019 году — 16,1 тыс. руб.
За 6 месяцев 2021 года по Москве проведено всего 4,1 млн проверок, из которых результативных — 0,2 млн проверок с общей суммой доначислений 4,5 млрд руб., в т.ч. налогов — 1,7 млрд руб.
За 6 месяцев 2020 года в столице было проведено всего 3, 8 млн проверок, результативных — 0,1 млн с доначислениями в общей сумме 2,9 млрд руб. (в т.ч. налоги — 1, 8 млрд руб.). За тот же период 2019 года было 3,7 млн «камералок», из них 0,1 млн проверок принесли дополнительные поступления в бюджет в общей сумме 4,4 млрд руб. (2,6 млрд руб. — налоги).
Увеличилось не только количество камеральных проверок, но и доначисления по ним:
Что касается суммы доначислений по Москве на 1 камеральную проверку за 6 мес. 2021 года, то ее размер составил — 21,5 тыс. руб. (налог, пени, штраф), за аналогичный период 2020 года — 30,4 тыс. руб., в 2019 году — 35,3 тыс. руб.
Средние доначисления на 1 проверку по результатам камеральных проверок продолжают снижаться, так по сравнению с 2020 годом наблюдается снижение на 8,9 тыс. руб. (29%).
За 6 месяцев 2021 года проведено по России всего 2 982 проверки организаций, из них результативных — 2 857 проверок на общую сумму доначислений 132,5 млрд руб. (из них налоги — 88,5 млрд руб.) или в среднем 46,4 млн руб. (в т.ч. налогов — 31 млн руб.) доначислений на 1 проверку.
В 2020 году за 6 месяцев проведено 1 535 проверок, из них результативных — 1 486 на общую сумму доначислений 44,8 млрд руб. (31,5 млрд руб. — налоги) или в среднем 30,2 млн руб. доначислений на 1 проверку.
За тот же период 2019 года было проведено 4 408 проверок, результатом 4 266 проверок стали доначисления на общую сумму 106,9 млн руб. (налоги — 77,8 млн руб.) и доначисления на 1 проверку составили — 25 млн руб.
Небольшое количество выездных проверок в 2020 году вполне объяснимо, т.к. во II квартале 2020 года действовал мораторий на выездной контроль (постановления Правительства от 02.04.2020 года № 409, от 30.05.2020 года № 792).
Но и это не помешало росту средней суммы доначислений на 1 выездную проверку организаций по сравнению с 1 полугодием 2019 года (+ 5,2 млн руб.).
По диаграмме можно заметить явную картину увеличения доначислений на 1 выездную проверку организаций:
За 6 месяцев 2021 года по Москве проверено 802 организации, из них 744 проверки результативные с доначислениями на общую сумму 30,3 млрд руб. (из них налогов — 21,2 млрд руб.).
В 2020 году за аналогичный период проверено 377 компаний, из них 353 проверки с доначислениями 12,4 млрд руб. (из них налогов — 8,6 млрд руб.). В 2019 за 1-е полугодие было проведено 695 проверок, из них 659 принесли в бюджет дополнительно 22,6 млн руб. (16,3 млн — налоги).
По Москве средние доначисления на 1 выездную проверку организаций за 6 месяцев 2021 года составили 40,8 млн руб.
(налог, пени, штраф), за эти же периоды в 2020 году — 35,2 млн руб., 2019 — 34,3 млн руб.
Не смотря на снижение количества проверок в 2020 году из-за моратория, следует отметить рост доначислений на 1 проверку по сравнению с 2019 годом.
Таким образом, в 2021 года средняя сумма доначислений на 1 выездную проверку московских компаний увеличилась по сравнению с 2020 годом с 35,2 млн руб. до 40,8 млн руб., т.е. на 16 %.
В северной столице за 6 месяцев 2021 года проведено 36 выездных проверок организаций, из них 35 с доначислениями на общую сумму 4,7 млрд руб. (налоги — 3,1 млрд руб.).
За 1-е полугодие 2019 года проведена 51 проверка, 49 из них принесли доначисления в общем размере 3,9 млрд руб. (налоги — 2,7 млрд руб.). За этот же период 2020 года — 17 проверок и все с доначислениями в общем размере 1,4 млрд руб. (налоги — 0,9 млрд руб.).
Средняя сумма доначислений за 6 месяцев 2021 года на 1 выездную проверку организаций составила 135,2 млн руб., что на 53 млн руб. больше чем за аналогичный период 2020 года (рост показателя на 64%), а по сравнению с 2019 годом доначисления выросли на 56,6 млн руб. (72%).
В Подмосковье в 1-м полугодии 2019 проверено 159 организаций, 152 результативные проверки с доначислениями в 7,8 млрд руб. (налоги — 5,2 млрд руб.). За аналогичные периоды:
- 2020 года — 39 проверок, из них 38 результативных с доначислениями 2,4 млрд руб. (налоги — 1,8 млрд руб.);
- 2021 года — 163 проверки, 153 с доначислениями 11,9 млрд руб. (налоги — 8,3 млрд руб.).
Средняя сумма доначислений на 1 выездную проверку организаций составила:
- 6 месяцев 2019 года — 51,2 млн руб.
- 6 месяцев 2020 года — 62,9 млн руб.
- 6 месяцев 2021 года — 78,0 млн руб.
Как видим, мораторий на «выездной» контроль в 1-м полугодии 2020 году не испортил картину роста доначислений по результатам проверок, заметен стабильный рост поступлений в бюджет и увеличение средней суммы доначислений на 1 проверку. Так, в 2021 году «средний чек» на 1 проверку по сравнению с 2019 годом вырос на 26,8 млн руб.
Цифры говорят сами за себя, не требуя лишних комментариев. Они дают «пищу» для размышлений о серьезности последствий налоговых «оптимизаций» и ошибок, поскольку «на кону» может оказаться весь бизнес, личная свобода и финансовые потери.
Послаблений в налоговом контроле явно ждать не стоит, меняются его подходы и инструменты, но известная цель — рост поступлений в бюджет, остается неизменной.
Чтобы не стать участниками налоговой статистики по доначислениям рекомендуем постоянно держать под контролем налоговый учет компании и своевременно выявлять и нивелировать налоговые риски, до того, как компанией заинтересуется инспекция.
В этом может помочь проведение аудита в компании «Правовест Аудит», предоставляющего поддержку аудиторов, налоговых консультантов и юристов, а также дополнительную страховку в случае доначисления налогов за проверенный аудиторами период.
Итоги работы за I полугодие 2022 г. подведены на совещании финансовых, казначейских и налоговых органов РТ
26 июля 2022 года состоялось совместное совещание финансовых, казначейских и налоговых органов под председательством президента Республики Татарстан Рустама Минниханова.
В совещании приняли участие председатель Комитета Государственной думы по экономической политике Максим Топилин, премьер-министр Республики Татарстан Алексей Песошин, руководители министерств, ведомств и муниципальных образований республики.
Об итогах работы налоговых органов в Республике Татарстан за первое полугодие 2022 года доложил руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан Марат Сафиуллин.
В докладе руководитель управления отметил, что в июне поступления в консолидированный бюджет республики возросли к июню 2021 г. почти в полтора раза (+45%), что говорит о высокой устойчивости экономики Татарстана. За январь — июнь 2022 г. на территории Республики Татарстан мобилизовано налоговых платежей 634,6 млрд руб.
с увеличением к январю — июню 2021 г. в 1,5 раза (+152,3 млрд руб.); поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование составили 89,5 млрд руб. и увеличились на 8,4% (+7 млрд руб.). Доля налогов, зачисленных в федеральный бюджет, составила 66%, в консолидированный бюджет республики — 34% всех платежей.
Говоря о наиболее значимых налоговых доходах консолидированного бюджета республики, Сафиуллин отметил, что поступление налога на прибыль увеличилось по сравнению с I полугодием прошлого года в 1,8 раза (+41,6 млрд руб.).
Основные факторы роста — высокие финансовые показатели организаций за прошлый год и I квартал текущего года, а также благоприятные цены на нефть.
В части налога на доходы физических лиц руководитель управления отметил, что рост его поступлений в консолидированный бюджет республики на 12,7% (+5 млрд 650 млн руб.) к I полугодию 2021 года обеспечен, даже несмотря на возросшие в 1,8 раза (+4,8 млрд руб.
) возвраты налога населению по имущественным и социальным вычетам. В целях финансовой поддержки населения сроки камеральных проверок максимально сокращены (в среднем проверка занимает не больше 15 дней). В таком оперативном режиме проверено начиная с марта 276 тысяч деклараций.
Говоря о результативности контрольных мероприятий в I полугодии, то по сравнению с соответствующим периодом прошлого года поступления возросли в 1,3 раза, в ходе контрольной работы взыскано 3,4 млрд рублей.
Это связано прежде всего с повышением качества доказательственной базы по результатам проверок, о чем свидетельствует судебная практика: в первом полугодии почти 90% оспариваемых сумм рассмотрено в пользу бюджета.
Особое внимание руководителем управления обращено на изменение взаимоотношений с плательщиками. Основная парадигма развития налоговых органов в перспективе 2030 г. — перенос исчисления налогов и составление отчетности на свою сторону для снижения издержек бизнеса и граждан.
Многое уже сделано в этом направлении: очень востребованным стал налоговый режим для самозанятых без отчетности и ведения учета, кардинально упрощен порядок формирования гражданами деклараций в личном кабинете на возврат НДФЛ, отменены декларации по земельному и транспортному налогам для организаций.
«Следующий прорывной шаг — это внедрение в экспериментальном порядке с июля этого года в Татарстане и еще трех регионах России специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» для организаций и индивидуальных предпринимателей с численностью не более пяти человек и выручкой до 60 млн рублей.
О нем я уже неоднократно докладывал, поэтому отмечу только основные его преимущества: во-первых, полное отсутствие какой-либо отчетности и деклараций, при этом поставщиками данных для расчета нами налога будут выступать уполномоченные банки, и, во-вторых, нулевой тариф по страховым взносам при сохранении всех социальных гарантий.
Мы видим интерес к новому режиму, выбор за бизнесом», — отметил в своем выступлении Марат Сафиуллин.
В продолжение темы внедрения новых технологий взаимодействия с плательщиками руководитель управления проинформировал, что президентом России подписан закон о введении с 1 января 2023 года института единого налогового счета налогоплательщика. «Всего один платеж в месяц, и только два реквизита — ИНН и сумма налога.
Будет единое сальдо расчетов с бюджетом, соответственно, случаи, когда у плательщика одновременно имеется задолженность и переплата по разным видам налогов, уйдут в прошлое. Положительное сальдо, то есть переплата, будет активом, срок возврата которой сокращается до одного дня.
Таким образом, впервые организациям и гражданам представится возможность «одними глазами» с нами видеть детализацию начислений и уплаты налогов», — отметил Марат Сафиуллин.
Переходя к задолженности, руководитель управления отметил, что снижение платежеспособности, вызванное санкционным давлением, вносит серьезные коррективы в работу с долгом, в результате его рост в консолидированный бюджет республики стал одним из самых больших за последнее время — на 23% к началу текущего года.
«Анализ показывает, основными причинами роста долгов стали сложности с адаптацией некоторых представителей бизнеса к работе в новых условиях, что создает неплатежи по всей цепочке контрагентов и в конечном итоге приводит к несвоевременной уплате налогов.
Вместе с тем хочу отметить, что удалось существенно продвинуться в работе с гражданами по своевременной и полной уплате ими имущественных налогов. В результате за I полугодие количество должников — физических лиц снижено к началу текущего года на 270 тыс. чел., или на треть, а сумма долга уменьшилась на 757 млн руб., или на 28%.
И такая динамика носит устойчивый характер», — сказал руководитель Управления Федеральной налоговой службы по РТ.
Заканчивая выступление, Марат Сафиуллин заверил, что вся необходимая помощь бизнесу и гражданам в условиях санкционного давления будет оказана налоговыми органами в кратчайшие сроки и в полном объеме. «Уверен, что профессионализм и компетентность наших сотрудников позволят обеспечить устойчивое поступление администрируемых доходов», — подчеркнул он.
ЭкономикаФинансы
Тихая революция в налоговой системе
Российскую налоговую систему в ближайшие три-четыре года ждет революция. Такой вывод можно сделать на основе анализа изменений в цифровых взаимоотношениях ведомства с бизнесом. Федеральная налоговая служба (ФНС) последовательно идет по пути отказа от интерпретаций Налогового кодекса (НК) к полной стандартизации налогового учета.
Итогом станет то, что не компании будут самостоятельно исчислять налоги, а налоговая служба, получив всю полноту данных, будет выставлять уведомление об уплате налогоплательщику.
Что ждет бизнес и как заранее подготовиться к изменениям, разбираемся с заместителем директора продукта T1 EasyTax Лидией Черновой и методологом продукта Майей Воробьевой.
Что нового ждет систему налогового мониторинга?
Институт налогового мониторинга развивается с 2016 года. С 2017 по 2021 год число крупнейших налогоплательщиков, выбравших этот механизм взаимодействия с ФНС, выросло с 7 до 209 организаций.
На 2022 год заявления о подключении налогового мониторинга подали еще 130 компаний. К 2024 году ожидается, что общее количество участников превысит 8 тыс.
Это демонстрация доверия бизнеса к новой системе администрирования, которая предусматривает «бесконтактную» работу с налогоплательщиками в режиме реального времени.
Законодательные новеллы 2020–2021 годов подводят правовую основу для дальнейшей эволюции налогового мониторинга. При этом меняется и способ цифрового взаимодействия. В начале ноября ФНС объявила о том, что с 2023 года начнется постепенный переход к прямому контакту налоговиков с юрлицами.
T1 EasyTax — электронный сервис, обеспечивающий взаимодействие между ФНС и налогоплательщиком в рамках новой формы налогового контроля.
Система позволяет реализовать все требования ФНС РФ для участников налогового мониторинга, как текущие, так и вступающие в силу с 2024 года, включая прямое подключение к АИС «Налог-3».
Т1 EasyTax обеспечивает получение, размещение и хранение исходных данных и расшифровку показателей налоговой и бухгалтерской отчетностей, а также имеет удобные пользовательские интерфейсы и пул инструментов для работы и настройки.
Сейчас налоговый мониторинг, в соответствии с Налоговым кодексом, может осуществляться тремя способами, напоминает заместитель директора продукта T1 EasyTax Лидия Чернова. Первый вариант: инспектору ФНС может быть открыт непосредственный доступ к учетной ИТ-системе предприятия, к необходимой отчетности и документам для осуществления контроля.
Второй вариант — это витрина данных, тот же самый функционал с доступом к отчетности, только не внутри учетной системы, а во внешней среде и где инспектор может все проанализировать и проверить.
Третий вариант — электронный документооборот, подразумевающий, что соответствующие файлы оперативно отправляются по телекоммуникационному каналу (ТКС) через операторов ЭДО в адрес ФНС.
Но на текущий момент фактически возможны только два сценария: от общения посредством ТКС налоговая служба отказалась в конце прошлого года, когда было сделано заявление, что этот способ будет работать только до 2024 года. Официальные причины отказа — существенные финансовые и временные затраты, снижение безопасности передачи информации и скорости обмена данными.
Бизнес, который мыслит более чем годовыми стратегиями, оказался на развилке: открывать прямой доступ в учетную систему или на витрину данных. Пока размышляли и выбирали ИТ-решение, изменилась парадигма.
С 2024 года уже не требуется, чтобы инспектор заходил во внутренние ИТ-системы, у каждой из которых уникальные интерфейс, пароли-явки, и разбирался в данных, поясняет Майя Воробьева, методолог продукта T1 EasyTax.
«Сотрудник ФНС хочет работать на своей территории и получать все те сведения, которые раньше выкладывались на витрины или в учетную систему, в полном объеме в своем рабочем компьютере в привычной системе АИС ”Налог 3”»,— отмечает она. Иными словами, трансформируется сам принцип налогового мониторинга. При этом выставляются новые требования к взаимодействию.
Во-первых, полностью исключается электронный документооборот с помощью посредника, даже сертифицированного: в системе будут напрямую общаться только два участника — налогоплательщик и налоговый инспектор.
Во-вторых, передавать по защищенным каналам связи они будут не привычную налоговую отчетность. Если сейчас российские компании сдают декларации и пакет регистров, подтверждающих данные деклараций, то вскоре они обязаны будут предоставлять стандартные файлы налогового аудита (SAF-T).
Их формат еще только разрабатывается ведомством. По сути, это срез учетной системы в отношении какого-то конкретного налога, содержащий полную аналитику по всем операциям, событиям, проводкам, документам…
Огромный массив данных, не сгруппированных в декларацию, а представляющих собой слепок с учетной системы, будет отправляться в адрес ФНС.
Кардинальная смена подхода к налоговому мониторингу явно указывает на быстрое приближение налоговой реформы, обращает внимание Лидия Чернова. «Фактически в стране начинается эра уведомительного налогообложения, при котором не спрашивают, сколько вы заплатили, а ставят перед фактом, сколько должны.
Об этом говорит и запущенный в середине ноября эксперимент по автоматизации налогообложения микропредприятий.
Участников эксперимента освобождают от необходимости подавать налоговые декларации: налог рассчитывается автоматом на основании данных контрольно-кассовой техники и движений средств по банковским счетам»,— поясняет Лидия Чернова.
Этот метод налогового администрирования также используется при налогообложении самозанятых: онлайн-сервисы по контролю за поступлением выручки каждого участника системы позволяют автоматически рассчитать налоги и контролировать сроки их оплаты.
В корпоративном мире подобные правила уже действуют при начислении транспортного и земельного налогов: инспекторы используют свои базы по имуществу, зарегистрированному на предприятиях, и сами исчисляют сумму, которую необходимо уплатить. С 2023 года такая же система будет использоваться по налогу на имущество предприятий в части имущества, налог по которому исчисляется по кадастровой стоимости.
Эти методы используются и в других странах, например в Норвегии, Казахстане, Польше, но точечно. Например, в Норвегии SAF-T-файлы используются в целях налога на прибыль, в Польше — НДФЛ. Те скорости и те масштабы, которые предлагает наша ФНС, можно назвать беспрецедентными, считает Майя Воробьева.
Что сделать, чтобы подготовиться?
Во-первых, серьезным образом модернизировать существующие ИТ-системы компании, уверена Лидия Чернова.
Это касается как учетных систем предприятия, так и биллингового ПО для расчетов с клиентами и электронных архивов.
Их однозначно придется перестраивать, после того как ФНС выдаст требования к стандартным файлам налогового аудита. Сейчас предполагаемый объем данных в полном объеме не формируется ни в одной из учетных систем.
Для осуществления стопроцентной интеграции ИСО налогоплательщиков с АИС «Налог-3» целесообразно предусмотреть возможность организации информационного хаба, который будет представлять собой более совершенную замену используемых в настоящий момент витрин данных. Этот электронный сервис будет автоматически с определенной периодичностью выводить информацию из всех ИТ-систем организации после каждого закрытия бухгалтерского и налогового периодов.
Во-вторых, автоматизировать систему внутреннего контроля, так как данный механизм становиться основным критерием доверия получаемой ФНС информации. Проверять работоспособность и эффективность системы будет само ведомство.
В-третьих, неизбежны кадровые изменения. Функционал традиционной бухгалтерии по отражению фактически совершенных операций будет смещаться в сторону рискориентированного анализа операций до их фактического осуществления.
В любом случае, уверена Лидия Чернова, нужно быть готовым к революционным изменениям в части налогового администрирования — функция ФНС по контролю за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов будет заменена на контроль за правильностью отражения операций в целях налогообложения и своевременностью уплаты налогов. При этом функцию исчисления налогов и сборов налоговые органы возьмут на себя, и она будет полностью автоматизирована. Ждать, по-видимому, недолго.
- Преимущества решения T1 EasyTax:
- • Комплексное решениеТ1 EasyTax — это решение под ключ для клиента
- • ИмпортонезависимостьПродукт является разработкой российской компании
- • РазмещениеВозможность размещения продукта: cloud и on-premise
- • УниверсальностьМожет взаимодействовать с любой учетной системой: SAP, 1С и другими.
- • АктуальностьПолное соответствие актуальным требованиям ФНС РФ
- • УдобствоВозможность настроить интерфейсы и ИТ составляющую под каждого клиента
- • Техническая поддержкаОсуществление технической поддержки на всех этапах работы продукта
- • Методологическое сопровождениеОпытная команда методологов, работающая с ФНС и в области налогового мониторинга с 2016 года, сопровождает весь процесс внедрения.
Итоги работы налоговых органов за 8 месяцев 2019 года: статистика ФНС России
На днях на заседании расширенной коллегии глава ФНС России Михаил Мишустин подвел итоги работы налоговых органов за восемь месяцев 2019 года.
Он отметил, что ФНС продолжает развивать положительную динамику налоговых поступлений. Высокие темпы поступлений демонстрируют все основные налоги:
- налог на прибыль (+20% или 543 млрд рублей);
- НДС (+17,1% или 383 млрд рублей);
- НДФЛ (+8,4% или 191 млрд рублей);
НДПИ (+10,8% или 400 млрд рублей).
Поступления по страховым взносам тоже сохраняют высокие темпы роста. За восемь месяцев 2019 года поступило на 9,6% или на 393 млрд рублей больше показателей прошлого года. Это на 2,4 п. п. опережает рост заработной платы (за январь-июль +7,2%). В Пенсионный фонд поступило около 3,5 трлн рублей с ростом на 287 млрд рублей или на 9%.
Михаил Мишустин сообщил, что число выездных проверок снизилось на 35%. При этом поступления по результатам аналитической работы – то есть без проведения проверок – выросли почти в 2 раза.
Вместе со снижением количества проверок уменьшается и число жалоб по их результатам – на 47,3% за первое полугодие 2019 года.
В судебно-правовой работе Служба также поддерживает тренд на снижение количества споров с бизнесом – на 20%.
ФНС России сохраняет тенденцию по сокращению долга. При этом растет эффективность мер по взысканию – 67% (+ 2 п.п. к 2018 году).
М. Мишустин:
«Особо хочу отметить повышение эффективности взаимодействия со Службой судебных приставов. Результативность исполнительного производства за 7 месяцев 2019 года составила 64,9% и возросла к аналогичному показателю предыдущего года на 7,5 процентных пункта. В свою очередь, поступления от него возросли на 36,3% и по состоянию на 1 июля составили 65,6 млрд рублей».
Приоритетом для ФНС в делах о несостоятельности являются согласительные процедуры, поступления по которым выросли в первом полугодии на 18% или 17,9 млрд рублей. В ходе процедур банкротства в бюджет поступило 55,8 млрд рублей, что на 9,3% превышает показатель соответствующего периода 2018 года.
Глава ФНС рассказал, что онлайн-кассы уже гармонично встроились в экосреду бизнеса. Всего 1,4 млн налогоплательщиков зарегистрировали более 3 млн касс.
Служба также разработала сервис «API Проверка чеков», к которому подключилось более 80 организаций и ИП, создав свои бесплатные мобильные приложения.
Технология онлайн-касс позволила с 2020 года отменить отчетность для УСН “доходы”, которые их используют.
Совместно с Таможенной службой ФНС создает национальный сегмент системы прослеживаемости импортных товаров. Она позволит оперативно выявлять случаи их незаконного ввоза и оборота, а также пресекать раздувание среднерыночных цен.
Система позволит идентифицировать товарные потоки по номенклатуре.
На первом этапе будет прослеживаться 10 товарных групп: промышленное оборудование, мониторы и проекторы, холодильники и холодильное оборудование, стиральные и посудомоечные машины, детские коляски и кресла для автомобилей.
Эти проекты ФНС реализует в рамках АИС «Налог-3». Объем данных этой системы достиг 615 Тбайт, сделав ее одной из крупнейших баз данных в мире.
Мишустин напомнил, что начинается кампания по уплате имущественных налогов и НДФЛ за 2018 год. В этом году физлица должны исполнить свои налоговые обязательства не позднее 2 декабря. Он также отметил, что применение современных технологий позволило перейти на автоматическое исчисление имущественных налогов для организаций по аналогии с физлицами:
«Освобождение от обязанности представления налоговых деклараций снижает административное давление на бизнес, а налоговое администрирование должно стать максимально незаметным и гармонично встроиться в повседневную жизнь».
В завершение глава ФНС России подчеркнул, что приоритетными направлениями работы для Службы по-прежнему остаются:
- снижение административной нагрузки на налогоплательщиков;
- обеспечение большей части доходов бюджета;
- снижение задолженности как по налогам, так и по страховым взносам.
Источник: сайт ФНС.