В России могут ввести страхование зарплат на случай банкротства работодателей

В России могут ввести страхование зарплат на случай банкротства работодателей

Рост числа банкротств заставил Госдуму вспомнить о страховании зарплат работников компаний / Александра Зотова / Для Ведомостей

Бизнес может столкнуться с новым видом обязательного социального страхования – на случай невозможности выплатить зарплату из-за банкротства. Такой законопроект во вторник Госдума направила в правительство, указано на сайте комитета по государственному строительству и законодательству. Автор законопроекта – председатель комитета Павел Крашенинников.

Сейчас долги по зарплате, накопившиеся к началу банкротства, погашаются по закону во вторую очередь.

Но фактически это седьмая очередь – после пяти очередей текущих платежей и кредиторов первой очереди (компенсация вреда жизни и здоровью) часто работникам ничего не достается, говорит арбитражный управляющий Евгений Семченко.

Даже если в конкурсной массе остались деньги, ждать работникам приходится долго – процедура банкротства тянется минимум 13 месяцев, рассказывает он.

Законопроект предлагает финансировать расходы на выплаты работникам из средств Фонда социального страхования (ФСС), который будет получать деньги в виде обязательных взносов бизнеса.

Действующие тарифы для компаний не вырастут – новые взносы будут выделены из уже существующих, а тарифы предложено распределять так: на пенсионное страхование – 22%, на страхование временной нетрудоспособности – 2,9%, на страхование временной нетрудоспособности иностранцев и людей без гражданства – 1,78%, на обязательное медицинское страхование – 5,1%, на страхование от банкротства работодателя – 0,02%. Получается, на страхование работников банкротов деньги предложено забрать из взносов на страхование иностранцев.

При поступлении в Минтруд, по словам его представителя, законопроект будет рассмотрен в установленном порядке.

В секретариат вице-премьера Татьяны Голиковой, курирующей соцблок, в Минфин и Минэкономразвития проект не поступал, говорят их представители. Их коллега из ФСС отказался от комментариев.

Связаться с Крашенинниковым вчера не удалось. Идея застраховать зарплату не новая – последний раз она обсуждалась весной 2016 г.

Количество банкротств растет: по данным Минтруда, на которые ссылается комитет, в 2015 г. в стадии банкротства находилось 608 компаний с общей задолженностью по зарплате 4,7 млрд руб., а в I квартале 2019 г. их было 861 с 5,6 млрд руб.

Банкротства с долгами по зарплате самые сложные, потому что за невыплату зарплаты собственникам и руководителям предприятия может грозить уголовная ответственность, и такие дела на особом контроле у прокуратуры, рассказывает Семченко. Любой произвол со стороны работодателей жестко пресекается трудовым законодательством и судебной практикой, подтверждает член совета «Опоры России» Дмитрий Несветов.

Если оплачиваться такие долги будут из отдельного фонда, то работники выиграют, а банкротства ускорятся, считает Семченко.

Сотрудник не должен разделять коммерческие риски работодателя: новое страхование даст гарантии работнику и не увеличит нагрузку на бизнес, поддерживает проект председатель комитета развития правовых услуг и экспертизы законопроектов «Деловой России» Екатерина Авдеева.

Но нужно ограничить такие выплаты в зависимости, например, от средней зарплаты в регионе, чтобы страховых взносов действительно хватило и не нашлось любителей искусственно получить эти деньги от государства, предупреждает Семченко.

Лимит законопроектом установлен – страховые выплаты можно будет получить только за три месяца до начала процедуры банкротства. Обращаться за ними в ФСС нужно будет арбитражному управляющему.

Все взносы в ФСС носят целевой характер и направлены на решение законодательно закрепленных задач, напоминает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

Свободных средств в фонде нет и их перераспределение лишит поддержки других нуждающихся, замечает он: «Если вдруг вырастут выплаты иностранцам – где фонд будет искать деньги?» Кроме того, это несвойственные для ФСС функции, вырастет административная нагрузка на фонд.

В мире почти нет стран, где социальное страхование покрывало бы невыплату зарплаты. Нужно развивать другие механизмы борьбы с должниками, уверен он.

В законопроекте порочная идея – решение проблем одних предпринимателей за счет их платежеспособных коллег, возмущается гендиректор компании «Спасские ворота» Евгений Потапов.

Преимуществ для бизнеса нет никаких, убежден президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин: задолженность по зарплатам из-за банкротств совсем невелика.

Есть и другие риски, связанные с зарплатой, говорит Несветов: «Почему бы не страховать, скажем, от ее понижения, от невыплаты премий, от штрафов?» А рост банкротств связан со слабым состоянием экономики, замечает он. Необходимо бороться с ростом банкротств, поддерживает Авдеева.

В России могут ввести страхование зарплат на случай банкротства работодателей

Законодатели предлагают застраховать граждан от невыплаты зарплаты на случай банкротства работодателя

Государство погасит за обанкротившееся предприятие долги по зарплате перед его сотрудниками, но только за три месяца. Фонд для таких компенсаций будет пополняться за счет средств платежеспособных компаний.

Такую инициативу разработали в Госдуме.

Эксперты считают, что вмешательство государства будет на руку гражданам, так как сейчас они в случае краха своего работодателя лишаются значительной части заработанного, а для бизнеса такие идеи – повод насторожиться.

Денег нет, но вы держитесь

Общее число компаний-банкротов в стране растет. За первый квартал 2019 года их количество увеличилось по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 2,4%, а по сравнению с таким же периодом 2014 года – на 9,9%, сообщили в комитете Госдумы по госстроительству.

При этом, по данным Минтруда, долги по зарплатам на 1 апреля 2019 года были у 861 оказавшейся неплатежеспособной организации, а их размер достиг 5,57 млрд руб. Для сравнения: годом ранее аналогичная ситуация была у 839 компаний, которые задолжали сотрудникам 5,55 млрд руб.

, а в 2015 году их было 608 с долгом 4,7 млрд руб.

Банкротство означает, что предприятие не может платить по своим обязательствам, в том числе и зарплату сотрудникам. С момента начала судебной процедуры банкротства погашение долгов происходит по специальным правилам в порядке очереди, установленной законом. И зарплата сотрудникам оказывается в ней далеко не первой.

Сначала погашаются так называемые текущие расходы: затраты на судебные разбирательства, вознаграждение арбитражному управляющему, участие которого в деле обязательно, и после этого уже зарплата сотрудникам. Но не вся, а лишь начисленная после того, как суд принял заявление о банкротстве компании.

Так происходит, если организация продолжает работать. Накопленные долги по зарплате за предыдущие месяцы выплачиваются лишь после того, как будут проведены все оставшиеся текущие платежи, к которым относятся и коммуналка, аренда и т. п.

, а также компенсирован вред жизни и здоровью, если у компании были такие случаи.

«Из-за этого на практике часто происходит погашение только текущей задолженности по зарплате. Требования второй очереди гасятся либо частично, либо не гасятся вообще. Все зависит от наличия имущества у должника-банкрота, его ликвидности, наличия иных требований, подлежащих включению во вторую очередь реестра», – говорит арбитражный управляющий Дмитрий Рынденко.

В результате, по различным данным, кредиторы банкротов, к которым относят и сотрудников, получают от 3 до 6% от того, что им причитается по «старым» долгам.

Действующий механизм эффективен, только если у компании хватит имущества для погашения долгов по зарплате, подтверждает адвокат московской коллегии «Центрюрсервис» Мария Тюрина.

К сожалению, чаще его недостаточно и оплачиваются лишь текущие платежи, а сотрудники организации-банкрота не получают своих денег.

«Это свидетельствует о том, что действующая модель защиты прав работника нуждается в изменениях и доработках», – говорит она.

На эту проблему обратила внимание и уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова. В апреле 2019 года она предложила президенту РФ Владимиру Путину ввести особый механизм ответственности владельцев компаний-банкротов по зарплатным долгам, чтобы и они отвечали за них своим имуществом.

А ранее правительство РФ внесло в Госдуму проект, разрешающий менять очередность в погашении долгов, он готовится ко второму чтению. Инициатива разрешает властям регионов и муниципальных образований самим выплатить зарплату сотрудникам и вместо них стать кредитором предприятия.

Сейчас целевое погашение долгов не допускается.

Гарантированные выплаты

Теперь в Госдуме нашли еще один способ исправления ситуации с долгами по зарплате на предприятиях-банкротах. Депутаты готовы гарантировать гражданам выплату зарплаты за три месяца до начала дела о банкротстве их работодателя.

По сути, сотрудникам вместо зарплаты будет выплачиваться страховка. Обращаться за ней должен арбитражный управляющий, который занимается делом о несостоятельности организации.

С такой инициативой выступил депутат-единоросс Павел Крашенинников, документы отправлены на отзыв в правительство.

По проекту страховым случаем считается наличие долга по зарплате на день принятия судом решения о признании компании банкротом, или введения там процедуры наблюдения, или реструктуризации долгов.

Таким образом, деньги сотрудники получат не сразу, а спустя несколько месяцев – только после решения суда. Выплаты зарплаты будут идти из Фонда социального страхования (ФСС) РФ, куда бизнес сейчас отчисляет обязательные взносы.

Для этого предлагается ввести новый вид обязательного социального страхования на случай утраты причитающейся работнику заработной платы вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя, сообщили в комитете Госдумы по госстроительству.

Для этого предлагается скорректировать Налоговый, Бюджетный и Трудовой кодексы, а также законы «Об основах обязательного социального страхования» и «О несостоятельности (банкротстве)».

Нагрузка на бизнес не возрастет, и суммы соцотчислений работодателей останутся прежними, обещает автор инициативы Павел Крашенинников.

Предлагается просто перераспределить уже существующие, выделив из них и страховку на случай банкротства работодателя. На нее планируется отдать 0,02%.

Эти деньги должны быть изъяты из действующего сейчас тарифа на медицинское страхование иностранцев, ставка которого после изменения будет составлять 1,78%.

Небесспорное удобство

«Получение вознаграждения за труд является неотъемлемым правом каждого человека и закреплено в Конституции РФ», – говорит Павел Крашенинников. По его словам, изменения позволят защитить права граждан и улучшить их социальное положение.

Эксперты соглашаются с этим, но считают, что идея депутатов не решит проблему полностью.

«Предлагаемые изменения, конечно, пойдут на пользу работникам должника-банкрота, позволят снять социальную напряженность. Однако они будут носить какой-то ограниченный характер», – говорит Дмитрий Рынденко. По его словам, непонятно, что будет, если у компании-банкрота не хватит денег для выплаты даже текущей задолженности по зарплате либо если долг по зарплате не за три месяца, а больше.

Читайте также:  Норма часов рабочего времени в 2022 году

Мария Тюрина тоже позитивно оценивает предложения парламентариев, так как они позволят упростить процедуру получения сотрудниками банкрота своей зарплаты.

«Во многих странах достаточно давно и результативно действует предлагаемая модель, когда за счет обязательных отчислений работодателей создается страховой фонд, предназначенный для погашения задолженности перед работниками предприятия, признанного банкротом. Гарантийные фонды уже несколько десятилетий продуктивно функционируют в Германии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Португалии и в ряде других европейских государств. Полагаю, эта же модель может быть вполне успешной и в России», – говорит она.

Тем не менее, по ее мнению, существует риск злоупотреблений, касающихся размеров страхового возмещения, а именно: попыток работодателя увеличить тому или иному сотруднику зарплату незадолго до банкротства, например, гендиректору или бухгалтеру.

В России могут ввести страхование зарплат на случай банкротства работодателей

Если гражданин РФ имеет стабильную работу, это вовсе не означает, что однажды его предприятие не закроется и за своими заработанными кровными ему не придется побегать по судам

Shutterstock / Fotodom

С этим согласен адвокат из «Аронов и партнеры» Александр Аронов, отмечая, что часто незадолго до банкротства руководство компании пытается «спасти» имущество от кредиторов. «В число таких мер входит увеличение заработной платы работников, как отдельных, так и всего штата.

В деле о банкротстве конкурсный управляющий наделен правом оспаривать такие действия как не имеющие экономического обоснования и направленные на причинение ущерба другим кредиторам.

В случае с ФСС, который осуществит страховые выплаты работникам и приобретет на соответствующие суммы права требования к организации-банкроту, вопрос оспаривания таких сумм будет стоять остро, поскольку фонд может быть лишен возможности оспаривать раздутые зарплаты работников», – опасается он.

«Во избежание подобных ситуаций целесообразно наделить арбитражного управляющего правом проверять действия работодателя по увеличению зарплаты на предмет соответствия исполняемой трудовой функции работника, его квалификации, стажу, должности в спорный период, увеличению объема работы или перераспределению должностных обязанностей», – считает Тюрина.

За чей счет гуляем?

Кроме того, эксперты скептично относятся к обещанию авторов не увеличивать нагрузку на бизнес и опасаются, что предлагаемого тарифа 0,02% не хватит на выплату страховок всем.

В России могут ввести страхование зарплат на случай банкротства работодателей©Shutterstock / Fotodom

«Размер взносов на страхование от банкротства работодателя составляет всего 0,02%, представляется, что данный размер является слишком низким и не позволит защитить интересы всех работников по причине большого количества банкротства компаний в реалиях современного российского бизнеса. Возможно, размер взносов со временем повысится за счет выделения взносов на страхование от банкротства в отдельную категорию, что повлечет дополнительные значительные затраты для бизнеса», – говорит юрист из юркомпании «КСК групп» Джавид Эйюбов.

С ним согласна Мария Тюрина, которая также не исключает, что в дальнейшем законодатели могут предложить увеличить размер обязательных отчислений, поскольку денег для выплаты работникам предприятий-банкротов будет не хватать.

«Предлагаемые изменения не предусматривают увеличения нагрузки на бизнес, но как будет на самом деле, пока не ясно. Как показывает практика, увеличение нагрузки вполне возможно ожидать. Думаю, бизнес к данной инициативе будет относиться достаточно настороженно», – говорит арбитражный управляющий Дмитрий Рынденко.

Тем не менее перемены бизнес заметит сразу. «Последствиями принятия предлагаемых изменений будет новый вид отчетности в ФСС и как следствие новый вид ответственности за нарушение требований ее сдачи», – говорит партнер компании Law & Commerce Offer Антон Алексеев.

А член Ассоциации юристов России, управляющий партнер юркомпании «Заклич» Николай Пивоваров обращает внимание, что законодатели предлагают «решать проблемы одних работников за счет других» – за счет чьих отчислений будет формироваться фонд для выплаты. По его мнению, такой подход неправильный. Однако Пивоваров признает, что наличие такой страховки «является залогом уверенности работника в том, что свою заработную плату он получит в любом случае».

Профсоюзы предложили страховать от потери работы за счет НДФЛ — РБК

Профсоюзы предложили Минтруду ввести новый вид обязательного страхования. Предполагается, что он защитит граждан от утраты заработка вследствие безработицы или неполной занятости. Финансировать выплаты планируется за счет НДФЛ

В России могут ввести страхование зарплат на случай банкротства работодателей

Кирилл Каллиников / РИА Новости

Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) выступила с инициативой изменить принципы выплат пособий по безработице в России путем создания нового вида социального страхования.

С таким предложением в письме к заместителю министра труда и социальной защиты Елене Мухтияровой обратился зампредседателя ФНПР Сергей Некрасов (документ есть у РБК, его подлинность подтвердил источник в федерации).

Предполагается, что новый вид страхования должен носить обязательный характер и действовать для всех типов занятости (включая самозанятость и работу по договорам гражданско-правового характера). По предложению профсоюзов, он распространится на полную или частичную потерю доходов вследствие трех причин:

  • возникновения задолженности работодателя по заработной плате, особенно в случае его банкротства;
  • перевода на режим неполного рабочего времени или нахождения в простое.

По замыслу ФНПР, новая модель не будет предполагать увеличения фискальной нагрузки на бизнес и граждан и должна финансироваться за счет перераспределения существующих налоговых платежей.

«Финансирование расходов на страхование может осуществляться, например, за счет средств, уплачиваемых работниками в виде 1–1,5 процентного пункта налога на доходы физических лиц (НДФЛ)», — говорится в письме.

В качестве страховщика предлагается определить Фонд пенсионного и социального страхования, который будет учрежден в России с 1 января 2023 года. Это обеспечит доступность услуг по страхованию на всей территории страны и гарантирует исполнение обязательств перед застрахованными лицами, полагают в ФНПР.

«Такой подход позволит существенно повысить уровень доходов и качество жизни граждан как работающих, так и потерявших работу, а также увеличит заинтересованность россиян в легализации трудовых отношений», — следует из документа.

По действующему законодательству финансирование пособий по безработице осуществляется из федерального бюджета — через соответствующие субвенции регионам. Власти в регионах могут корректировать их размер в сторону увеличения, предоставляя дополнительные надбавки.

В 2021 году на пособия по безработице и другие выплаты на социальную поддержку безработных граждан федеральный бюджет направил около 73 млрд руб., следует из данных Казначейства. Исходя из собранного в 2021 году регионами НДФЛ (4,79 трлн руб.) сумма 1–1,5 п.п.

от его сборов будет равняться 370–550 млрд руб.

Сегодня максимальный размер пособий по безработице остается очень низким и зачастую не обеспечивает и половины утраченного заработка, отмечает руководитель группы социального партнерства ФНПР Михаил Сапир.

Минимальный размер даже нельзя назвать помощью — выжить на эту сумму невозможно при всем желании, говорит он.

Переход на новую модель, предлагаемую профсоюзами, позволит работнику рассчитывать на компенсацию 75% заработка сразу после потери работы, оценивает Сапир.

Однако, обращает внимание эксперт, для того чтобы стимулировать безработного к поиску работы, придется ограничить и срок выплаты пособия, и предусмотреть его снижение через три месяца, как это было реализовано в страховании от безработицы в 1990-е годы.

Кроме того, необходимо будет установить максимальную планку по выплатам, чтобы условный топ-менеджер при увольнении не выбрал весь фонд, замечает Сапир.

По его мнению, такая планка должна быть не ниже 50% средней зарплаты по региону, однако точный ее размер предстоит установить в результате расчета экономики новой системы.

По словам источника РБК, знакомого с обсуждениями инициативы, профсоюзы выдвигали ее в ходе заседаний рабочих групп при Минтруде, а также на заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. По его данным, в настоящее время Минтруд просчитывает возможную экономическую модель нового типа страхования. РБК направил запрос в министерство.

В 2022 году минимальный размер пособия по безработице составляет 1500 руб., а максимальный — 12 792 руб. в первые три месяца поиска работы и 5000 руб. в последующие три месяца.

Претендовать на пособие могут граждане, которые потеряли или не могут найти работу. Россиянам, находящимся в неполной занятости, или тем, кому не была выплачена зарплата по причине банкротства компании, пособие не полагается.

При увольнении по причинам, не зависящим от работника, выходное пособие обязан выплачивать работодатель.

По состоянию на 15 августа число зарегистрированных безработных в России составило 675 тыс. человек, заявляла вице-премьер Татьяна Голикова.

Их количество постепенно сокращается и не превышает 0,9% от общего числа работников в России.

Количество трудящихся в режиме неполного рабочего дня или недели растет и по состоянию на ту же дату достигло 142,7 тыс. человек. В простое находится 106,4 тыс. человек.

По итогам июня уровень безработицы сохранился на историческом минимуме в 3,9%.

Каковы шансы на поддержку инициативы

Безусловно, граждане, потерявшие работу, имеют право на достойное возмещение утраченного заработка, говорит сопредседатель комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям, исполнительный вице-президент РСПП Федор Прокопов. Однако механизм, предложенный профсоюзами, должен быть одобрен Министерством финансов, которое пока не озвучивало позиции.

«Выплата пособий — это прежде всего федеральное обязательство, в то время как НДФЛ — налог, который идет в бюджеты субъектов. Задайте вопрос Минфину как налоговому регулятору — укладывается ли предлагаемый шаг в общую налоговую стратегию России?» — спрашивает Прокопов.

По его мнению, маловероятно, что Минфин одобрит предложение профсоюзов ввести страхование от безработицы в пределах действующей ставки страховых взносов. Это значит, что реализовать эту идею возможно только в том случае, если будет увеличена нагрузка на бизнес в виде роста страховых отчислений на 1–1,5 п.п. В нынешней кризисной ситуации это неприемлемо, категоричен Прокопов.

«Если мы действительно хотим решить социальные задачи, то это целесообразно делать за счет бюджета — у государства достаточно финансовых ресурсов, например, бюджет ФСС за 2021 год был исполнен с профицитом в 111 млрд руб.», — предложил он.

РБК направил запрос в Минфин.

Предложено ввести обязательное соцстрахование риска утраты зарплат работников при банкротстве

Как сообщается на сайте Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, 18 июня на рассмотрение Правительства РФ для получения заключений был представлен пакет поправок, направленных на защиту прав граждан на оплату труда в случае банкротства работодателя.

Читайте также:  Увольнение по инвалидности

Сообщается, что в него входят законопроект об обязательном социальном страховании на случай утраты причитающейся работнику заработной платы вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя, поправки в трудовой, бюджетный (ст. 146) и налоговый (ч.

2) кодексы, а также в законы об обязательном соцстраховании и о несостоятельности (банкротстве).

Предлагаемые меры защиты прав работников

Отмечается, что право на оплату труда работающих по трудовым договорам сотрудников предприятий-банкротов призван защищать Закон о банкротстве – так, их требования удовлетворяются во вторую очередь (после требований, связанных с судебными расходами по делу о банкротстве и выплатой вознаграждения арбитражному управляющему и привлеченным им специалистам). Однако, как отметил председатель комитета Павел Крашенинников, на практике у банкротящихся предприятий наблюдаются миллионные задолженности на оплату труда, и эта ситуация с каждым годом усугубляется. Кроме того, за первый квартал 2019 г. количество юрлиц-банкротов возросло по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. на 2,4%, а в сравнении с первым кварталом 2014 г. – почти на 10%. У более чем 800 организаций просроченная задолженность по зарплате превышает 5,5 млн руб.

В частности, предлагается новый вид обязательного соцстрахования – на случай утраты причитающейся работнику зарплаты вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя.

Тариф взносов может быть установлен путем перераспределения действующих страховых тарифов, подлежащих уплате работодателем.

«То есть увеличения общей суммы социальных отчислений не произойдет», – сообщается на сайте комитета – разработчика пакета поправок.

Так, тарифы предлагается распределять таким образом:

  • на обязательное пенсионное страхование – 22%;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 2,9%;
  • в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в России (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан), – 1,78%;
  • на обязательное медицинское страхование – 5,1%;
  • на обязательное социальное страхование на случай утраты причитающейся работнику зарплаты вследствие банкротства работодателя – 0,02%.

Указано, что страховым случаем будет являться наличие задолженности работодателя по зарплате по состоянию на день принятия судом любого из перечисленных решений по делу о банкротстве:

  • о введении наблюдения;
  • о введении реструктуризации долгов;
  • о признании юрлица банкротом, если в соответствии с законодательством наблюдение либо реструктуризация при банкротстве страхователя не применялись;
  • о прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, если процедура, применяемая в деле о банкротстве, в отношении страхователя не была введена.

Размер страховой выплаты предусмотрен равным размеру задолженности по зарплате, образовавшейся у страхователя перед застрахованным лицом за три последних календарных месяца, предшествующих дате возбуждения дела о банкротстве. А если увольнение застрахованного лица произошло до даты возбуждения производства по делу о банкротстве, то за три месяца, предшествующих месяцу увольнения, но в пределах года до даты возбуждения дела.

К числу обязанностей арбитражного управляющего предлагается отнести и обращение за назначением вышеуказанной единовременной страховой выплаты застрахованным лицам. Также предполагается обязательная публикация сведений о таком обращении при проведении процедуры банкротства.

Павел Крашенинников подчеркнул, что включение компенсационных выплат за задолженность по зарплате работникам предприятия-банкрота в систему основных государственных гарантий позволит защитить конституционные права граждан и улучшить их социальное положение.

Защищать работников необходимо, но хватит ли у ФСС средств на это?

Комментируя пакет предлагаемых поправок, партнер консалтинговой группы G3, адвокат Александр Татаринов оценил их положительно.

«Права на труд и его достойную оплату являются базовыми, их защита – важный вопрос для большинства трудоспособного населения страны, – пояснил он.

– На практике нередки случаи, когда недобросовестный работодатель, накопив существенную долговую нагрузку, уходит в контролируемое банкротство и выводит все возможные активы, оставляя кредиторам голые счета и полупустые помещения.

Согласно Закону о банкротстве требования по зарплатам относятся ко второй очереди, что зачастую делает их исполнение невозможным: людей просто “кидают”, лишая единственного источника существования. Безусловно, такая ситуация создает дополнительную нагрузку на государство и порождает социальную напряженность».

Применение механизмов страхования, подчеркнул эксперт, стало трендом последних лет: «Мы можем видеть, как эффективно эти меры работают в сфере туризма, автомобильном секторе. Система страхования банковских вкладов успешно продемонстрировала себя несколько лет назад, когда закрылся ряд крупных финансовых учреждений».

По мнению адвоката, на общем фоне социальных отчислений в 30% дополнительные 0,02% не кажутся такими уж большими – вопрос в том, хватит ли реально этих денег? «Одно дело, когда закрывается ООО “Ромашка” с небольшим количеством сотрудников, а если на ФСС ляжет груз по выплате задолженности по зарплате масштабного предприятия с многотысячной армией сотрудников?» – задается вопросами он.

Александр Татаринов выразил надежду, что разработчики проектов предусмотрят ограничительные меры и установят верхний предел выплат, тогда их часть, находящаяся за пределами страховой суммы, может быть возвращена в конкурсную массу.

Обратил внимание эксперт и на проблему «серых» зарплат. «В российской экономике есть целые сектора, где традиционно принято платить в конвертах, – например, строительство.

Здесь предложенный механизм будет работать не в полную силу, так как государство видит лишь “белую” часть зарплаты и компенсировать сможет только ее», – отметил он.

Так или иначе, по мнению эксперта, данная инициатива способствует снижению градуса социальной напряженности и позволит работникам спокойно пережить банкротство работодателя.

Юрист Екатерина Сухова также полагает, что дополнительный механизм защиты работников при банкротстве компании, помимо предусмотренного Законом о банкротстве, необходим.

«Данная инициатива позволит сделать шаг к “выводу” работников из круга кредиторов, ожидающих своей очереди на получение выплат, – пояснила она. – Право на вознаграждение за труд закреплено на конституционном уровне, что уже говорит о преимущественном положении работников».

По ее мнению, принятие поправок позволит установить минимальные гарантии погашения задолженности по зарплате, хотя бы частично.

К «шероховатостям» предложенных поправок Екатерина Сухова отнесла усиление административной нагрузки на бизнес и неясность в применении указанных законопроектов. Кроме того, полагает она, мотивацией к оплате страхового взноса может стать установление серьезных санкций за нарушение таких отчислений работодателем.

Старший юрист АБ «Леонтьев и партнеры» Мария Волкова отметила, что рядовые работники, как правило, не располагают информацией о неплатежеспособности работодателя и даже при прекращении трудовых отношений до признания юрлица банкротом не всегда успевают получить судебные акты по взысканию зарплаты.

«Несмотря на то что зарплата и иные выплаты работникам находятся во второй очереди реестра кредиторов, в первоочередном порядке будут удовлетворены текущие требования, которые сопровождают процедуру банкротства (сопровождение судебных дел, организация торгов, оценка и т.д.

), и конкурсная масса формируется в незначительном количестве.

Законодателем уже приняты меры по урегулированию проблемы недостаточности конкурсной массы, в том числе для покрытия требований работников и бюджета, – например, ужесточены правила привлечения к субсидиарной ответственности собственников и руководителей должника», – пояснила она.

Дополнительное страхование за счет ФСС, полагает эксперт, также является разумной мерой защиты прав работников.

При этом она добавила, что проблема с «серыми» зарплатами и неоформлением трудовых отношений до конца не разрешена: «Таким работникам придется доказывать свое право на получение выплат в судебном порядке.

Кроме того, есть риск, что в выплате им может быть отказано, поскольку взносы в ФСС на них работодатель не платил».

Пока законопроекты не разработаны в окончательной редакции, полагает Мария Волкова, сложно предположить, как выплаты работникам будут осуществляться на практике: в какие сроки и в каком порядке, а также как будет определяться их размер, если работодатель не передаст арбитражному управляющему необходимую документацию.

Адвокат МКА «СЕД ЛЕКС» Валерия Аршинова обратила внимание, что законопроект об обязательном социальном страховании на случай утраты причитающейся работнику зарплаты вследствие банкротства работодателя был внесен в Госдуму еще 9 марта 2016 г. членом Совета Федерации РФ Андреем Клишасом (прим. ред. – в июне 2016 г. законопроект был возвращен автору для выполнения требований Конституции и Регламента Государственной Думы, однако вновь внесен не был).

Эксперт также отметила, что юрлица или индивидуальные предприниматели зачастую входят в процедуру банкротства уже с пустыми финансовыми резервами, и работники либо вовсе ничего не получают, либо им приходится ждать очень долго, пока будет сформирована конкурсная масса путем, например, оспаривания сделок или продажи имущества.

Принятие подобных законов, считает Валерия Аршинова, положительно скажется на обездоленных работниках. «Главное, чтобы тексты планируемых законов были сформулированы четко и исключали двойные толкования, поскольку решение о наступлении страхового случая и страховой выплате будет в любом случае принимать ФСС», – пояснила она.

В заключение адвокат добавила, что на практике часто сталкивается с необходимостью обжалования отказов в выплатах и взыскания их в судебном порядке из-за различного толкования норм права.

«Также не стоит забывать, что страховые выплаты – это не только взнос работодателя, но и бюджет ФСС, который формируется ежегодно, и предугадать, будет ли его размер достаточным для всех указанных выше выплат, невозможно», – резюмировала она.

Прежние инициативы аналогичного рода

Как ранее писала «АГ», 27 марта 2017 г.

в Госдуму был внесен проект поправок в Закон о банкротстве и ТК РФ, которым предлагалось обеспечивать погашение требования об оплате труда вне очереди за счет денежных средств, накопленных должником и размещенных на специальном счете эскроу. При этом указывалось, что работодатель освобождается от обязанности пополнять такой счет при достижении накоплений в размере 200% ФОТ в расчете на месяц.

Защита прав работников на случай банкротства работодателяЗаконодатель хочет обязать компании хранить 200% фонда заработной платы за месяц на эскроу-счетах в банках

Читайте также:  Задание по командировке не выполнено: последствия

Также предлагалось в первую очередь удовлетворять требования работников по трудовому договору, перед которыми задолженность в размере не менее 10 тыс. руб.

на каждого образовалась до даты принятия заявления о банкротстве, а во вторую – тех, задолженность перед кем возникла уже после этой даты в аналогичном размере.

Оставшиеся неудовлетворенными требования кредиторов об оплате труда, согласно проекту, подлежали удовлетворению в порядке, установленном ст. 134 Закона о банкротстве.

Однако в апреле того же года проект был возвращен разработчику. Отказ профильного комитета Госдумы был мотивирован тем, что реализация положений законопроекта приведет к расходам, покрываемым за счет средств федерального бюджета.

Работодателей предлагают обязать платить страховые взносы на случай банкротства

Страховые взносы в размере 0,02% за каждого работника на случай банкротства и невыплат зарплат могут обязать платить работодателей. Автором инициативы является глава Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

Пакет законопроектов уже направлен в Правительство для получения заключения, пишет «Парламентская газета».

В него входят проект федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай утраты причитающейся работнику заработной платы вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты», изменения в Трудовой, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ.

Как поясняет автор проекта, сейчас право на оплату труда работников предприятий-банкротов призван защитить Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно закону, требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, удовлетворяются во вторую очередь после удовлетворения требований по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве и выплатой вознаграждения арбитражному управляющему и специалистам, которых он обязан привлекать.

«Однако на практике существует удручающая ситуация с миллионными задолженностями по зарплатам у предприятий, проходящих процедуру банкротства, которая с каждым годом усугубляется», — отмечает Крашенинников.

По его словам, общее число банкротств растёт. За первый квартал 2019 года количество предприятий-банкротов увеличилось по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 2,4%, а по сравнению с таким же периодом 2014 года — на 9,9%.

По информации, представленной Минтрудом, в 2018 году было зарегистрировано 839 организаций с задолженностью 5 545 726,39 рублей, а по состоянию на 1 апреля 2019 года — 861 организация с задолженностью 5 568 823,07 рублей. Крашенинников утверждает, что к нему поступало очень много обращений граждан и должностных лиц с просьбой урегулировать эту проблему на законодательном уровне

Финансирование расходов на выплату страхового обеспечения, по замыслу автора, будет осуществляться за счёт средств Фонда социального страхования, формируемых от уплаты новых страховых взносов.

При этом тариф страховых взносов предлагается установить путём перераспределения действующих тарифов страховых взносов, подлежащих уплате работодателем, то есть увеличения общей суммы социальных отчислений не произойдёт.

Если документы будут приняты, то страховым случаем будет являться наличие задолженности работодателя по заработной плате перед работником по состоянию на день принятия судом любого решений по делу о банкротстве.

Страховые выплаты будут осуществляться в размере задолженности по заработной плате, образовавшейся у страхователя перед застрахованным лицом за три последних календарных месяца, предшествующих дате возбуждения производства по делу о банкротстве страхователя. Если же увольнение произошло до даты возбуждения производства по делу о банкротстве страхователя — то за три месяца, предшествующих месяцу увольнения, но в пределах года до даты возбуждения производства по делу о банкротстве.

Тарифы страховых взносов будут распределяться так: на обязательное пенсионное страхование — 26%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, — 1,78%. На обязательное медицинское страхование — 5,1%, на обязательное социальное страхование на случай утраты причитающейся работнику заработной платы вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя — 0,02 процента1.

1 Прим.редакции — тарифы приведены в соответствии с публикацией на сайте «Парламентской газеты», на самом деле на обязательное пенсионное страхование работодатели уплачивают 22%.

О защите прав граждан на оплату труда в случае банкротства работодателя

Сегодня в Правительство РФ для получения заключений направлен пакет законопроектов, который позволит защитить права граждан на оплату труда в случае банкротства работодателя. Об этом сообщил автор законопроектов председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

  • В пакет законопроектов входят:
  • — проект федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай утраты причитающейся работнику заработной платы вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты»;
  • — проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»;
  • — проект федерального закона «О внесении изменений в статью 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации»;
  • — проект федерального закона «О внесении изменений в часть 2 Налогового кодекса  Российской Федерации».

В настоящее время право на оплату труда работников предприятий-банкротов призван защитить Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно закону, требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, удовлетворяются во вторую очередь после удовлетворения требований по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве и выплатой вознаграждения арбитражному управляющему и специалистам, которых он обязан привлекать.

Однако на практике существует удручающая ситуация с миллионными задолженностями по зарплатам у предприятий, проходящих процедуру банкротства, которая с каждым годом усугубляется, — сообщил Павел Крашенинников.

При этом общее число банкротств растет. За первый квартал 2019 года количество предприятий-банкротов увеличилось по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 2,4%, а по сравнению с таким же периодом 2014 года – на 9,9%.

  1. По информации, представленной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации:
  2. — в 2015 году в России имели место 608 организаций, находящихся в стадии банкротства и имеющих просроченную задолженность по заработной плате на общую сумму 4 707 047,53 тысяч рублей,
  3. — в 2016 г. – 644 таких организации с указанной просроченной задолженностью на общую сумму 5 244 959,34 тысяч рублей,
  4. — в 2017 г. – 777 организаций с задолженностью 5 763 250,57 тысяч рублей,
  5. — в 2018 г. – 839 организаций с задолженностью 5 545 726,39 тысяч рублей,
  6. — по состоянию на 1 апреля 2019 года – 861 организация с задолженностью 5 568 823,07 тысяч рублей.
  7. Таким образом, наблюдется рост числа задолжавших предприятий и общей суммы их просроченной задолженности по заработной плате, — сказал Павел Крашенинников.
  8. Хотел бы отметить, что ко мне поступало очень много обращений граждан и должностных лиц с просьбой урегулировать эту проблему на законодательном уровне, — отметил Павел Крашенинников.
  9. В этой связи разработан механизм, закрепляющий социальные гарантии на выплату работникам заработной платы в случае неплатежеспособности работодателя.

Так, предлагаетсяввести новый вид обязательного социального страхования – на случай утраты причитающейся работнику заработной платы вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя.

Финансирование расходов на выплату данного страхового обеспечения будет осуществляться за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, формируемых от уплаты страховых взносов на этот новый вид обязательного социального страхования.

При этом тариф страховых взносов предлагается установить путем перераспределения действующих тарифов страховых взносов, подлежащих уплате работодателем. Т.е. увеличения общей суммы социальных отчислений не произойдет, — сообщил Павел Крашенинников.

  • Пакетом законопроектов предусмотрены соответствующие изменения в Налоговый, Бюджетный и Трудовой кодексы, а также в законы «Об основах обязательного социального страхования» и «О несостоятельности (банкротстве)».
  • В результате изменений страховым случаем будет являться наличие задолженности работодателя по заработной плате перед работником по состоянию на день принятия судом любого из следующих решений по делу о банкротстве:
  • — о введении наблюдения;
  • — о введении реструктуризации долгов;
  • — о признании банкротом, если в соответствии с законодательством наблюдение либо реструктуризация долгов при банкротстве страхователя не применялись;
  • — о прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, если процедура, применяемая в деле о банкротстве, в отношении страхователя не была введена.
  • Страховое обеспечение будет осуществляться в виде страховой выплаты в размере задолженности по заработной плате, образовавшейся у страхователя перед застрахованным лицом за один из нижеуказанных периодов:
  • — за 3 последних календарных месяца, предшествующих дате возбуждения производства по делу о банкротстве страхователя,
  • — либо, если увольнение застрахованного лица произошло до даты возбуждения производства по делу о банкротстве страхователя — то за 3 месяца, предшествующих месяцу увольнения, но в пределах года до даты возбуждения производства по делу о банкротстве.

В целях эффективной реализации предлагаемых норм круг обязанностей арбитражного управляющего дополняется необходимостью обращаться за назначением вышеуказанной единовременной страховой выплаты застрахованным лицам. Сведения о таком обращении подлежат обязательному опубликованию при проведении процедуры банкротства.

  1. В результате предложенных изменений тарифы страховых взносов, подлежащих уплате работодателем, будут распределяться следующим образом, с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможности исполнения страховых обязательств:
  2. 1) на обязательное пенсионное страхование — 22 процента;
  3. 2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9 процента;
  4. на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») — 1,78 процента;
  5. 3) на обязательное медицинское страхование — 5,1 процента;
  6. 4) на обязательное социальное страхование на случай утраты причитающейся работнику заработной платы вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя — 0,02 процента».

Павел Крашенинников подчеркнул, что получение вознаграждения за труд является неотъемлемым правом каждого человека и закреплено в Конституции РФ.

Защита трудовых прав граждан, в том числе, в сфере оплаты труда, является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики России.

Включение в систему основных государственных гарантий таких выплат, как компенсация работникам задолженности по зарплате в случае банкротства работодателя, позволит защитить конституционные права граждан и улучшить их социальное положение.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3359
3349
3347