Учет мотивированного мнения профсоюза

Учет мотивированного мнения профсоюзаДействующее трудовое законодательство устанавливает перечень оснований, при наличии которых администрация вправе прекратить трудовой договор с нанятым субъектом по собственной инициативе. Однако в некоторых ситуациях законодатель устанавливает для работодателя дополнительные ограничения, предусматривающие обязательный учет мнения профсоюза при увольнении. Когда именно профсоюзная организация вправе вмешаться – подробней об этом в нашей статье.

Функции профсоюза

Под профессиональным союзом или профсоюзом подразумевают добровольное объединение людей, которые связаны общими интересами в сфере профессиональной деятельности, обслуживания, культуры.
Основная цель профсоюза – это представительство и защита интересов ее участников.

Конечно, трудящиеся граждане могут вполне успешно самостоятельно отстаивать свои интересы перед работодателем. Но членство в объединении гарантирует дополнительные механизмы и способы защиты.

Например, если проблемы возникли сразу у целой группы работников, то союз обязан подготовить соответствующие требования руководителю, составить коллективный иск и даже организовать забастовку.

Если же речь идет об увольнении конкретного лица – члена профобъединения, работодатель перед изданием приказа о прекращении трудового договора обязан обсудить ситуацию с представителями этого союза.

Когда нужно спрашивать мнения профессионального союз?

Учет мотивированного мнения профсоюзаВ некоторых случаях человек остается без рабочего места по инициативе своего работодателя. Детальный перечень причин для подобного разрыва трудовых отношений, когда в роли инициатора выступает именно руководство, зафиксирован в ст. 81 ТК РФ.

Учитывать позицию профорганизации наниматель обязан, если работника планируют уволить:

Особенности процедуры

Специфика учета позиции, занимаемой выборным органом первичной профсоюзной организации, зафиксирована в ст. 373 ТК РФ. Вся процедура обмена информацией предусматривает несколько отдельных этапов.

Этап первый

Работодатель готовит пакет документации и направляет бумаги в профсоюз. В этот пакет входит проект приказа об увольнении, а также документы, которые подтверждают наличие обстоятельств, ставших основанием для поднятия вопроса о расторжении трудовых отношений.

Этап второй

Профсоюзная организация изучает направленные ей бумаги и рассматривает вопрос относительно возможности увольнения работника.

По итогам рассмотрения профсоюз готовит свое мотивированное мнение и направляет его работодателю. Срок для этого – 7 рабочих дней. Позиция представителей объединения должна быть изложена в письменной форме.

Опоздания крайне нежелательны – мнение, не предоставленное в 7-дневный срок, попросту игнорируется.

Этап третий

Третий этап наступает только в той ситуации, когда профсоюз выразил свое несогласие с решением о расчете сотрудника. Если возражений не поступило, процедура завершается на втором этапе.

При наличии разногласий работодатель или его представители обязаны провести с членами профсоюза дополнительные консультации. Для этой цели законодатель выделяет 3 рабочих дня. На подобных встречах стороны могут еще раз аргументировать свои решения и представить имеющиеся доводы. Результаты консультаций оформляются в виде протокола.

Этап четвертый

Если с момента направления в профсоюз копии приказа и приложений прошло 10 рабочих дней, а согласия достигнуть так и не удалось, работодатель вправе принять окончательное решение и издать приказ об увольнении работника.

Этап пятый

Пятый этап предусматривает обжалование принятого администрацией решения в ГИТ. Инспекция обязана рассмотреть жалобу в 10-дневный срок с момента ее поступления.

Если, по мнению ГИТ, трудовой договор расторгнут неправомерно, будет издано соответствующее предписание о восстановлении в должности незаконно уволенного.

Кроме этого, работнику в таком случае обязаны оплатить период вынужденного прогула – отрезок времени, в течение которого лицо осталось без заработка не по своей вине.

Судебное обжалование

Независимо от того, как именно будут разворачиваться события, работник или профсоюзная организация вправе обжаловать прекращение трудового договора в суде. Работодатель же сохраняет за собой право на судебное обжалование предписания ГИТ об аннуляции изданного им приказа об увольнении.

Другими словами, обе стороны могут в любой момент после издания неправомерного, по их мнению, акта инициировать процесс и отстаивать свои интересы в суде. При этом уволенное лицо или профобъединение вправе сразу подать иск о восстановлении в должности, минуя этап направления жалобы в ГИТ.

Участие профсоюза при увольнении по другим основаниям

Учет мотивированного мнения профсоюзаЕсли человека увольняют не по п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, учет мнения профобъединения не обязателен. Лицо, которое лишилось рабочего места за прогул, появление на работе в нетрезвом состоянии либо за разглашение коммерческой тайны, не вправе рассчитывать на дополнительную поддержку.

Однако из этого правила могут быть исключения. Если увольняемый является членом, избранным в состав комиссии по трудовым спорам, работодателю все же придется учитывать мнение профорганизации.

Источники:

Об учете мнения профсоюза при принятии локальных нормативных актов

Об учете мнения профсоюза при принятии локальных нормативных актов

И.А. КОСТЯН, канд. юрид. наук, проф. кафедры трудового права Академии труда и социальных отношений, адвокат

Все принимаемые работодателем решения с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа можно условно разделить на две большие группы:

  • 1) об установлении новых (изменении существующих) условий труда;
  • И в первом, и во втором случае орган, представляющий интересы работников, обязан сформулировать и направить работодателю мотивированное мнение о принимаемом решении.
  • Что касается локальных нормативных актов организации, то работодатель в случаях, предусмотренных ТК РФ, должен принимать их с учетом мотивированного мнения профсоюзного органа.

2) о применении нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в т. ч. трудового законодательства, содержащего нормы трудового права.

Например, в силу ч. 3 ст. 135 ТК РФ система оплаты и стимулирования труда, в т. ч.

повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях, устанавливается работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

Как правило, система оплаты труда в отдельно взятой организации устанавливается путем разработки и принятия локального нормативного акта в виде Положения об оплате труда, Положения о премировании и пр.

К числу локальных нормативных актов следует отнести и правила внутреннего трудового распорядка организации, которые в силу ч. 1 ст.

190 ТК РФ утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Аналогично локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, согласно ч. 1 ст.

162 ТК РФ принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Соблюдение процедуры принятия локальных нормативных актов имеет существенное значение. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 8 ТК РФ локальные нормативные акты, принятые без соблюдения предусмотренного ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Следует отметить, что нормами ТК РФ не регламентирован порядок учета мнения представительного органа работников. Статья 372 ТК РФ устанавливает только процедуру учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа. Поэтому в отсутствие профсоюза при наличии иного представительного органа работников порядок учета его мнения целесообразно устанавливать коллективным договором

К числу основных форм участия работников в управлении организацией ст. 53 ТК РФ относит:

– учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором;

– проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

При этом проведение консультаций профсоюза с работодателем может быть необходимым в ходе соблюдения процедуры учета мотивированного мнения представительного органа работников.

Порядок учета мнения представительного органа работников

  1. Порядок учета мнения предусматривает несколько этапов:
  2. – обращение работодателя в выборный профсоюзный орган с проектом локального нормативного акта;
  3. В свою очередь, в случае несогласия работодателя с мотивированным мнением выборного профсоюзного органа последний этап может состоять из нескольких стадий:
  4. – проведения дополнительных консультаций с представительным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения;

– рассмотрение представленных работодателем документов и выработку мотивированного мнения; – принятие работодателем решения с учетом мотивированного мнения представительного органа. – оформления возникших разногласий протоколом; – принятия работодателем локального нормативного акта. Направление проекта нормативного акта в профсоюз

В соответствии с порядком, предусмотренным ТК РФ, работодатель, прежде чем принять разработанный локальный нормативный акт, направляет его проект вместе с обоснованием в выборный профсоюзный орган.

Следует обратить внимание на два важных обстоятельства: во-первых, работодатель обязан представить разработанный проект локального нормативного акта, и, во-вторых, вместе с проектом необходимо направить обоснование к нему.

Читайте также:  Увольнение с отработкой 2 недели: как считать

Практика применения законодательства показывает, что наиболее удачным является направление в профсоюзный орган документов, предусмотренных ст. 372 ТК РФ, с сопроводительным письмом, содержащим перечень направляемых в профком документов. Пример оформления сопроводительного письма см. Приложение 1.

С юридической точки зрения важным для работодателя является дата получения профкомом документов, направленных для рассмотрения. Отсутствие входящего номера правового значения для соблюдения процедуры, установленной ст. 372 ТК РФ, не имеет Сопроводительное письмо должно быть зарегистрировано в организации с указанием исходящего номера и даты, а затем в профсоюзной организации как входящий документ с указанием даты поступления и присвоенного номера.

В соответствии с п. 3.29 ГОСТ Р 6.30–2003 “Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации.

Требования к оформлению документов”, утвержденным постановлением Госстандата России от 03.03.

03 № 65-ст, “отметка о поступлении документа в организацию содержит очередной порядковый номер и дату поступления документа (при необходимости – часы и минуты)”.

Допускается отметку о поступлении документа в организацию проставлять в виде штампа.

В этом случае экземпляр сопроводительного письма и прилагаемые документы с регистрационными номерами (исходящим и входящим) хранятся в документах организации.

Наличие у работодателя сведений о дате получения профсоюзным органом проекта локального нормативного акта и обоснования по нему устраняет возможные разногласия, в т. ч. ошибки в применении ст. 372 ТК РФ. Так, иногда встречаются случаи, когда дата направления работодателем документов и дата получения их профсоюзным органом не совпадают. Согласно ч. 2 ст. 372 ТК РФ пятидневный срок, в течение которого выборный профсоюзный орган должен направить работодателю мотивированное мнение по проекту локального акта, исчисляется с момента получения профсоюзным органом направленных работодателем документов. Кроме того, такое правило позволяет работодателю в случае рассмотрения трудового спора либо в процессе осуществления надзора за соблюдением трудового законодательства представить письменные доказательства соблюдения им процедуры принятия локального нормативного акта. Рассмотрение проекта представителями работников и принятие мотивированного мнения

  • Выборному профсоюзному органу в пятидневный срок предстоит:
  • – рассмотреть проект локального нормативного акта и обоснование по нему;
  • – подготовить его и оформить протоколом выборного профсоюзного органа.

– обсудить полученные документы; – выработать мотивированное мнение;Необходимо отметить, что рассмотрение представленных работодателем документов и выработку мотивированного мнения осуществляет выборный профсоюзный орган, который может быть единоличным (профсоюзный организатор) или коллегиальным (профсоюзный комитет). В случае если выборный профсоюзный орган является коллегиальным, то обсуждение представленного проекта локального акта и обоснования по нему, а также выработку мотивированного мнения представительный орган осуществляет при наличии кворума. Поручение профсоюзным органом решения данного вопроса одному лицу вряд ли можно признать правильным.

ГОСТ Р 6.30–2003 содержит указания о порядке утверждения документа и согласования его коллегиальным органом.

В частности, при утверждении документа постановлением, решением, приказом, протоколом гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕН (УТВЕРЖДЕНА, УТВЕРЖДЕНЫ или УТВЕРЖДЕНО), наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты, номера. Например:

Учет мотивированного мнения профсоюза

или

Учет мотивированного мнения профсоюза

  1. Содержание мотивированного мнения профсоюзного органа может быть нескольких видов. Оно может включать:
  2. – согласие с проектом локального нормативного акта;
  3. – редакцию отдельных положений проекта, отличную от сформулированной работодателем.
  4. Дополнительные консультации; составление протокола

– возражения по проекту полученного документа полностью или в части; – предложения по его совершенствованию;

Если мотивированное мнение представительного органа работников не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, возможны дальнейшие консультации в целях достижения взаимоприемлемого решения. Поскольку сроки проведения консультаций ограничены законом, целесообразно действовать по наиболее оптимальной схеме оформления мотивированного мнения выборного профсоюзного органа (выработанной организациями на практике).

Пример оформления мотивированного мнения представителей работников

Учет мотивированного мнения профсоюза

  • В рассматриваемом примере изложена новая редакция пункта, сформулированная выборным профсоюзным органом. Наряду с этим могут быть и другие варианты, в частности:
  • – исключить;
  • – после слов “…” дополнить пункт текстом следующего содержания: “…”.
  • Подобный документ должен быть принят выборным профсоюзным органом (его правомочным составом), что должно найти свое отражение в соответствующем протоколе заседания представительного органа.

Пошаговое согласование графика отпусков с профсоюзом — образец мотивированного мнения и протокола собрания

График отпусков в организации составляется по определенным правилам. Формируется он один раз в год, утверждается с той же периодичностью с помощью приказа.

Разрешено вносить изменения, связанные с переносом срока отпуска, это оформляется приказом, ратифицированным руководителем организации. Если на предприятии имеется профсоюз, график должен быть согласован с этим органом.

Как проходит процедура согласования?

График формируется по пожеланиям работников, а также соответственно условиям, в которых протекает рабочий процесс. Локальными актами, а также коллективным договором может быть установлено максимальное число людей, одновременно находящихся в отпуске из одного подразделения. Это делается для того, чтобы не страдал рабочий процесс на предприятии.

Составление графика происходит в ноябре, подписывается не позднее двух недель до наступления Нового года, согласовывается с работниками под роспись. Новые сотрудники, устраивающиеся на работу в течение года, не вносятся в график. Им отпуск предоставляется по согласованию с работодателем. Однако в некоторых случаях оформляется дополнение к текущему расписанию на новых сотрудников.

Если в организации работает профсоюз, работодатель обязан учитывать его мнение.

Профсоюз – это выборный орган. Представляет собой объединение сотрудников, работающих в компании. Создается на добровольной основе в целях защиты трудовых прав, независим от администрации (ст. 2, п. 1 №10-ФЗ от 1992 года).

Интересы работников защищаются через комитет профсоюза. При принятии определенных решений работодатель обязан учитывать мнение профкома. Это положение установлено статьями ТК РФ.

Создавая график отпусков, администрация предприятия обязана учитывать мотивированное мнение выборного органа по ст. 123 ТК РФ. Все локальные нормативные акты согласовываются с профсоюзом. Расписание ежегодных отпускных периодов относится именно к таким документам (ст. 372 ТК РФ).

При наличии профсоюза заполняется специальная графа формы Т-7 под наименованием «мотивированное мнение выборного профсоюзного органа». Указывается дата, когда профсоюз обозначил свое отношение к графику.

Пошаговый порядок согласования с профсоюзом выглядит так:

  1. Проект графика направляется в профсоюз с сопроводительным письмом.
  2. Дата передачи проекта фиксируется. От нее начинает исчисляться срок предоставления от имени профсоюза мотивированного решения. При вручении документов представитель выборного органа должен выдать письменное подтверждение.
  3. Исходя из того, что единой формы документа (мотивированного мнения) не существует, профсоюзный комитет представляет его в форме любого документа в письменной форме. Это может быть выписка из протокола заседания, либо иного созданного документа.
  4. Дальнейшие действия работодателя зависят от того, какое мнение выскажет профсоюз.

Образец мотивированного мнения профкома

Закон не содержит единой формы мотивированного решения профсоюза организации по поводу отпусков.

Мнение может быть сформировано в произвольной форме. Но оно должно быть основано на нормах закона.

В частности, соответствие графика статье 123 ТК РФ по соблюдению работодателем очередности предоставления отпусков. Эта статья устанавливает приоритет в предоставлении отпуска отдельной категории работников.

К ним относятся:

  • не достигшие 18 лет;
  • совместители;
  • супруги женщин, которые находятся в отпуске по беременности и родам;
  • усыновители одного ребенка или детей не старше трехмесячного возраста;
  • сотрудники (жены и мужья военнослужащих) и т.д.

Скачать образец мотивированного мнения профсоюза по графику отпусков — word:

Учет мотивированного мнения профсоюза

Как оформляется протокол профсоюзного собрания об утверждении?

Если стороны (работодатель и профсоюз) пришли к единому решению, работодатель принимает график отпусков с помощью приказа об утверждении, а профсоюз составляет протокол. Формально этого не нужно делать, но многие профсоюзы используют протокол как письменное подтверждение своего мнения.

ВАЖНО: Если стороны (работодатель и профсоюза) не достигают договоренности по поводу графика отпусков, их разногласия также оформляются протоколом. Это обязательно.

Скачать образец протокола профсоюза о принятии графика отпусков — word:

Учет мотивированного мнения профсоюза

Какую надпись ставить, если нет профкома?

  • Если в организации отсутствует профсоюз, учет его мнения не производится.
  • Таким образом, работодатель утверждает график отпусков в той редакции, которую он считает наиболее целесообразной, но с учетом положений закона.
  • Все решения, которые принял работодатель без учета мнения профсоюзной организации, будут считаться законными, поскольку согласовывать какие-либо вопросы просто не с кем.
Читайте также:  Должностная инструкция начальника отдела кадров: пример 2022 года

Дело в том, что создание выборного органа – это полностью инициатива работников.

И если работники не изъявили желание создать на предприятии, в компании выборный орган, которые будет защищать их трудовые интересы, работодатель не обязан делать это за них.

График отпусков на предприятии относится к локальным актам. Если профсоюз отсутствует, то этот нормативный акт локального характера проходит внутреннее согласование с иными службами у работодателя. Это может быть генеральный директор компании, председатель правления юридического лица, президент компании и т.д.

ВАЖНО: Положения нормативных актов локального характера, которые ухудшают положение сотрудников компании (организации) по сравнению с нормами ТК РФ, договором коллективной формы, соглашениями не подлежат применению. Они считаются незаконными.

https://www.youtube.com/watch?v=djrEcmc3UyE\u0026t=283s

Аналогичное положение применяется к созданию нормативных актов локального характера, принятых без прописанного алгоритма ст. 372 ТК РФ (учет выборного органа компании).

Работодатель имеет право не согласовывать с профсоюзом график отпусков работников только тогда, когда выборный орган отсутствует на предприятии. Если на предприятии существует профсоюз, который состоит из менее половины работников, график согласовывать также не нужно.

В остальных случаях нужно провести профсоюзное собрание и составить мотивированное мнение, на основании которого вносится запись в график Т-7.

Когда нужно учитывать мнение профсоюза — НалогОбзор.Инфо

Если в организации есть профсоюз, то при решении некоторых вопросов она обязана учитывать его мнение (ст. 371 ТК РФ). Интересы сотрудников организации первичная профсоюзная организация представляет через свой выборный орган (ст. 372, 373 ТК РФ). На практике таким органом является профсоюзный комитет (профком).

Ситуация: обязана ли организация создавать профсоюз?

Нет, не обязана.

Профсоюзом считается добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности. Представительный орган (профсоюз) создается в целях защиты социально-трудовых прав и интересов сотрудников организации. Об этом говорится в статье 2 Закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ.

При этом профсоюзы независимы в своей деятельности от организации (руководства организации) (ст. 5 Закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ). Организация при решении некоторых вопросов обязана учитывать мнение профсоюза (ст. 371 ТК РФ). В частности, это нужно сделать при принятии локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ).

Однако такое условие необходимо выполнять только при наличии профсоюзного органа в организации (ст. 8 ТК РФ).

Таким образом, руководство организации не вправе обязывать сотрудников создавать представительный орган (профсоюз). В свою очередь у сотрудников организации не может быть обязанности объединяться в профсоюз.

Когда необходимо учесть мнение профсоюза

Организация обязана учесть мнение профсоюза:

  • при принятии локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством.

Порядок учета

Процедура учета мнения профсоюза при принятии локальных нормативных актов включает в себя несколько этапов.

Сначала организация направляет в профсоюзный комитет:

  • проект локального нормативного акта (например, Положение об оплате труда, коллективный договор);
  • обоснование к проекту (пояснение, для чего он принимается и как в нем учтены интересы сотрудников) (ч. 1 ст. 372 ТК РФ). Обоснование можно представить, например, в виде сопроводительного письма.

Об этом говорится в части 1 статьи 372 Трудового кодекса РФ.

Профсоюзный комитет должен рассмотреть проект локального нормативного акта и выработать по нему мотивированное мнение в письменной форме. В зависимости от принятого решения документ может содержать:

  • согласие с предложенным проектом локального нормативного акта;
  • предложения по его совершенствованию;
  • отрицательное мнение по проекту документа.
  • Мотивированное мнение профсоюз должен направить работодателю не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта.
  • Об этом говорится в части 2 статьи 372 Трудового кодекса РФ.
  • Совет: в целях соблюдения сроков и устранения возможных разногласий зарегистрируйте сопроводительное письмо, мотивированное мнение в журналах учета входящей и исходящей корреспонденции.

Положительное мнение

Если мотивированное мнение профсоюзного комитета содержит согласие с проектом локального акта, то документ считается приятым с учетом мнения профсоюзного органа. При этом в нем должно присутствовать упоминание о том, что мнение профсоюза учтено.

Пример оформления локального нормативного акта организации с учетом мнения профсоюза. Мотивированное мнение профсоюзного комитета содержит согласие с предоставленным проектом документа

В организации создан профсоюз. В январе она разработала проект Положения об оплате труда. 18 января проект документа и сопроводительное письмо к нему были направлены в профсоюзный комитет для согласования.

Профсоюзный комитет 22 января выслал в адрес организации мотивированное мнение о согласии с проектом локального нормативного акта.

25 января Положение об оплате труда было принято и утверждено руководителем организации с учетом мнения профсоюзного органа.

Отрицательное мнение

Если мотивированное мнение профсоюзного комитета отрицательное либо содержит предложения по усовершенствованию локального акта, то в указанном документе профсоюз должен обосновать свою позицию и дать заключение по представленному проекту документа. В этом случае работодатель может согласиться или не согласиться с мотивированным мнением профсоюза.

При согласии организации с мотивированным мнением руководитель утверждает локальный нормативный акт в редакции, предложенной профсоюзным комитетом.

Если работодатель не согласен с позицией профсоюзного комитета, то он должен провести дополнительные консультации с профсоюзом в целях достижения оптимального решения. Это нужно сделать в течение трех дней после получения мотивированного мнения. Если в результате консультаций разногласия не устранены, то оформляется протокол разногласий.

Работодатель может принять локальный нормативный акт, даже если стороны не пришли к согласию. В этом случае профсоюзный комитет имеет право защитить права сотрудников и обжаловать принятый документ в трудовой инспекции или суде.

Об этом говорится в частях 3 и 4 статьи 372 Трудового кодекса РФ.

Обжалование локального акта

Обжалование локального акта в трудовой инспекции происходит в следующем порядке.

Трудовая инспекция, получив жалобу профсоюзного органа, в течение одного месяца со дня ее получения проводит проверку, по результатам которой выносит решение.

Если будут выявлены нарушения трудового законодательства, инспекция выдаст работодателю предписание об отмене указанного локального акта, обязательное для исполнения.

  1. Об этом говорится в части 5 статьи 372 Трудового кодекса РФ.
  2. Кроме того, профсоюз может начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном главой 61 Трудового кодекса РФ.
  3. Пример учета мнения профсоюза при принятии организацией локального нормативного акта. Мотивированное мнение профсоюза содержит несогласие с предоставленным проектом документа

В организации создан профсоюз. В январе она разработала проект Положения об оплате труда. 18 января проект документа и сопроводительное письмо к нему были направлены в профсоюзный комитет для согласования.

Профсоюзный комитет 22 января выслал в адрес организации мотивированное мнение о несогласии с проектом локального нормативного акта. Работодатель 25 января провел дополнительные консультации с представителями профсоюза, по результатам которых был составлен протокол разногласий. В связи с тем что стороны так и не пришли к согласию, организация утвердила локальный нормативный акт без учета мнения профсоюза.

Профсоюз принял решение обжаловать принятый документ в трудовой инспекции.

Кроме того, в порядке, предусмотренном для принятия локальных нормативных актов, организация должна учесть мнение профсоюза в некоторых других случаях, установленных законодательством (ст. 371 ТК РФ).

Расторжение трудового договора

Учесть мнение профсоюза нужно, если организация по своей инициативе увольняет сотрудников, являющихся его членами. Работодатель обязан запросить мнение профсоюза при увольнении в связи с:

  • сокращением численности или штата сотрудников (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • увольнением сотрудников, избранных в состав комиссий по трудовым спорам (ч. 3 ст. 171 ТК РФ).

Порядок учета мнения профсоюза заключается в следующем.

Организация направляет в профсоюзный комитет проект приказа об увольнении и копии документов, являющихся основанием для принятия данного решения (например, копию протокола аттестационной комиссии – при увольнении в связи с несоответствием сотрудника занимаемой должности) (ч. 1 ст. 373 ТК РФ).

По результатам рассмотрения документов профсоюзный комитет в течение семи рабочих дней составляет мотивированное мнение в письменной форме и направляет его работодателю (ч. 2 ст. 373 ТК РФ).

Если профсоюз согласен с проектом приказа об увольнении, то организация вправе уволить сотрудника не позднее одного месяца со дня получения положительного мотивированного мнения (ч. 5 ст. 373 ТК РФ).

Если профсоюз не согласен с решением организации, то он в течение трех рабочих дней проводит дополнительные консультации с представителями организации. По результатам консультаций оформляется протокол.

При недостижении общего согласия руководитель организации в течение 10 рабочих дней со дня направления приказа может утвердить его без учета мнения профсоюза. При этом профсоюз вправе подать жалобу на действия работодателя в трудовую инспекцию и в суд.

Читайте также:  Справка в посольство с места работы: бланк и образец 2022

Кроме того, сотрудник может самостоятельно обжаловать решение об увольнении в суде.

Трудовая инспекция в течение 10 дней со дня получения жалобы рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание восстановить сотрудника на работе с оплатой вынужденного прогула. Такое предписание организация вправе обжаловать в суде.

  • Об этом говорится в частях 3 и 4 статьи 373 Трудового кодекса РФ.
  • Ситуация: как организации учесть мнение профсоюза, если порядок такого согласования в законодательстве не установлен (например, при привлечении сотрудников к сверхурочным работам)?
  • В Трудовом кодексе РФ предусмотрены случаи, когда работодатель обязан принимать решения с учетом мнения профсоюза. Однако порядок такого согласования установлен лишь для случаев:
  • принятия локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ);
  • расторжения трудовых договоров по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ).

Помимо этого, в Трудовом кодексе РФ упоминаются и другие случаи, когда организация должна учесть мнение профсоюзного органа. Например, при привлечении сотрудников к сверхурочным работам (ч. 2, 4 ст. 99 ТК РФ). Полный перечень таких случаев приведен в таблице.

При этом порядок согласования решения работодателя с профсоюзом в таких ситуациях не установлен.

В данном случае организация вправе самостоятельно определить порядок учета мнения профсоюзного органа и отразить его в локальном нормативном документе (например, в коллективном договоре). При этом работодатель вправе использовать порядок согласования, предусмотренный статьями 372 или 373 Трудового кодекса РФ (в зависимости от решения, которое нужно согласовать с профсоюзом).

Ситуация: в каких случаях организация обязана учесть мнение представительного органа сотрудников, не являющегося профсоюзом?

В Трудовом кодексе РФ прямо указаны случаи, когда организация обязана учесть мнение представителей сотрудников. Такими представителями могут быть:

  • иные представительные органы (представители).

Об этом говорится в части 1 статьи 29 Трудового кодекса РФ.

Существование иного представительного органа (не профсоюза) возможно, если:

  • в организации нет профсоюза;
  • ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины сотрудников и не уполномочена представлять интересы всех сотрудников.
  1. Наличие в организации иного представительного органа (представителя) не является препятствием для осуществления своих полномочий первичными профсоюзными организациями.
  2. Такие правила установлены частью 1 статьи 31 Трудового кодекса РФ.
  3. При этом Трудовой кодекс РФ разграничивает случаи, когда организация:
  • должна принять решение с учетом мнения профсоюза;
  • должна принять решение с учетом мнения представительного органа сотрудников (ст. 101, ч. 3 ст. 103, ч. 4 ст. 135, ч. 2 ст. 136, ч. 3 ст. 147, ч. 2 ст. 153, ст. 159, ст. 190, ч. 3 ст. 196, ч. 2 ст. 221 ТК РФ).

То есть в первом случае организация должна учесть мнение именно профсоюза при его наличии в организации. При этом если в организации нет профсоюза, а интересы сотрудников представляет иной представительный орган (уполномоченный представитель), то учитывать его мнение не обязательно.

Во втором случае организация обязана учесть мнение представительного органа сотрудников. То есть, например, если в организации отсутствует профсоюз, однако есть иной представительный орган (уполномоченный представитель), то учесть его мнение необходимо.

Порядок учета мнения представительного органа сотрудников (представителя) в некоторых случаях прямо прописан в Трудовом кодексе РФ (ч. 3 ст. 103, ч. 2 ст. 136, ч. 3 ст. 147, ст. 190, ч. 3 ст. 196 ТК РФ).

Например, при составлении графиков сменности работодатель должен учесть мнение представительного органа в порядке, предусмотренном статьей 372 Трудового кодекса РФ (т. е.

в порядке, предусмотренном для принятия локальных нормативных актов) (ч. 3 ст. 103 ТК РФ).

При этом в некоторых ситуациях порядок согласования решений работодателя с представительным органом в законодательстве не установлен (ст. 101, ч. 4 ст. 135, ч. 2 ст. 153, ст. 159, ч. 2 ст. 221 ТК РФ).

В таком случае организация вправе самостоятельно определить порядок учета мнения представительного органа сотрудников и отразить его в локальном нормативном документе (например, в коллективном договоре).

При этом работодатель вправе использовать порядок согласования, предусмотренный для учета мнения профсоюза (в зависимости от решения, которое нужно согласовать).

Учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации

Калькулятор бедности (МиСеПоБ) подробнее

Процедура, которую обязан выполнить работодатель при принятии некоторых решений, локальных нормативных актов (статья 372 ТК РФ).

Работодатель должен учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации (как представительного органа работников) при принятии следующих решений:

  • введение режима неполного рабочего времени в случае массового увольнения работников по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда; а также отмена такого режима ранее срока, на который он был установлен (статья 74 ТК РФ);
  • привлечение к сверхурочной работе (кроме случаев, указанных в статье 99 ТК РФ);
  • установление локальным нормативным актом перечня должностей с ненормированным рабочим днем (статья 101 ТК РФ);
  • составление графиков сменности (статья 103 ТК РФ);
  • разделение рабочего дня на части (статья 105 ТК РФ);
  • привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (кроме случаев, указанных в статье 113 ТК РФ);
  • определение порядка и условий предоставления дополнительных отпусков с учетом финансовых и производственных возможностей предприятия (статья 116 ТК РФ);
  • утверждение графика отпусков (статья 123 ТК РФ);
  • все локальные нормативные акты, связанные с системой оплаты труда, в т. ч.: размеры тарифных ставок, окладов, доплаты и надбавки компенсационного характера, стимулирующего характера, премирование;
  • конкретные размеры повышения оплаты труда за работу во вредных и тяжелых условиях, размер оплаты за работу в выходной, ночное время; а также утвержденные формы расчетного листка (статьи 135, 136, 147, 153, 154 ТК РФ);
  • введение, замена и пересмотр норм труда — нормы выработки, времени, норматив численности и др. (статья 162 ТК РФ);
  • принятие необходимых мер при угрозе массовых увольнений (статья 180 ТК РФ);
  • утверждение ПВТР (статья 190 ТК РФ);
  • определение форм профессиональной подготовки, повышения квалификации работников, а также перечня необходимых профессий и специальностей (статья 196 ТК РФ);
  • разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда (статья 212 ТК РФ);
  • установление (с учетом финансовых возможностей предприятия) норм выдачи работникам спецодежды, СИЗ, улучшающих условия труда (статья 221 ТК РФ);
  • утверждение порядка применения вахтового метода, увеличение срока вахты, утверждение графика работы на вахте и регламент труда и отдыха в этом периоде, установление премиальной надбавки за вахтенный метод работы (статьи 297, 299, 301, 302 ТК РФ);
  • установление порядка и размеров компенсации за проезд к месту проведения отпуска и обратно, а также проезда для работы в места (кроме работников бюджетной сферы; статьи 325, 326 ТК РФ);
  • увольнение работника, являющегося членом профсоюза (статья 373 ТК РФ).

В случае, если мотивированное мнение выборного органа ППО не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом ППО для достижения взаимоприемлемого решения. При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом ППО в гострудинспекцию или в суд. Выборный орган ППО также вправе начать процедуру коллективного трудового спора.

В Челябинской областной организации ГМПР накоплен опыт восстановления прав работников в судах, когда работодатель принимал в отношении их решения без учета мнения профсоюза. Чаще всего мотивированные мнения профкомы готовят по проектам локальных нормативных актов, в т. ч. при изменении существующих режимов рабочего времени, увольнении членов профсоюза.

878

Информация актуальна на 10.01.2020 г.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *