Ответственность профсоюзов

Как
и все другие общественные объединения,
профсоюзы в случаях нарушения
законодательства РФ несут ответственность
на основании Федерального закона «Об
общественных объединениях» (ст.41).

Одной
из юридических гарантий законности
деятельности профсо­юзов и лиц,
входящих в профсоюзные органы, служит
возможность их ответственности за
невыполнение своих обязательств по
коллективно­му договору, соглашению,
за организацию и проведение забастовки,
признанной судом незаконной, когда
такая ответственность установле­на
федеральными законами. Возможность
привлечения к имуществен­ной
(гражданско-правовой) ответственности
профсоюзной организации, объявившей и
не прекратившей забастовку после
признания ее судом незаконной,
предусмотрена п. 2 ст. 22 Федерального
закона «О порядке разрешения коллективных
трудовых споров», подписанным Президентом
РФ 23 ноября 1995 года. В таких случаях
профсоюзная организация обязана
возместить убытки, причиненные незаконной
забастовкой, за счет своих средств в
размере, определенном судом.

Штатные
работники профсоюзных органов, виновные
в невыпол­нении профсоюзами своих
обязательств по коллективным договорам,
соглашениям, в организации и проведении
незаконной забастовки, мо­гут быть
привлечены к дисциплинарной ответственности,
когда в их трудовые обязанности входит
выполнение таких обязательств, а за
не­законную забастовку — поскольку
они обязаны соблюдать нормы
зако­нодательства. Эти работники
могут быть освобождены от занимаемых
должностей в соответствии с трудовым
законодательством и уставом профсоюза.

Не
освобожденные от основной работы лица,
входящие в профсоюз­ные органы, за
названные выше действия могут нести
общественную ответственность по уставу
профсоюза вплоть до отзыва из состава
проф­союзного органа. В таком же
порядке несут ответственность
освобож­денные и не освобожденные от
основной работы лица, входящие в
проф­союзные органы, если они не
обеспечили реализацию предоставленных
профсоюзам прав.

За
участие в незаконной забастовке не
освобожденные от основной работы лица,
входящие в профсоюзные органы, как и
другие работники организации (предприятия,
учреждения) могут быть подвергнуты
дисциплинарному взысканию за нарушение
трудовой дисциплины на основании п. 1
ст. 22 Федерального закона «О порядке
разрешения коллективных трудовых
споров».

Согласно
п.1 ст.30 Федерального закона за нарушение
законодательства о профсоюзах должностные
лица государственных органов, органов
местного самоуправления, работодатели,
должностные лица их объединений (союзов,
ассоциаций) несут дисциплинарную,
административную, уголовную ответственность.

Органы
общероссийских профсоюзов, объединений
(ассоциаций) профсоюзов, первичных
профсоюзных организаций вправе требовать
привлечения к дисциплинарной
ответственности вплоть до увольнения
должностных лиц, нарушающих законодательство
о профсоюзах, не выполняющих обязательств,
предусмотренных коллективным договором,
соглашением.

По
требованию указанных профсоюзных
органов работодатель обязан расторгнуть
трудовой договор (контракт) с должностным
лицом, если оно нарушает законодательство
о профсоюзах, не выполняет своих
обязательств по коллективному договору,
соглашению.

VI.
ЗАЩИТА ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ.

Основными
направлениями деятельности профсоюзов
по защите прав и интересов трудящихся
в сфере охраны труда предусмотрены
Соглашением между администрацией
области, Облсовпрофом и объединениями
работодателей: разработана и реализуется
региональная программа улучшения
условий и охраны труда, созданы институты
уполномоченных и совместных комитетов
(комиссий) по охране труда.

В
условиях крайне сложного экономического
положения предприятия, организаций и
учреждений особое место в деятельности
профсоюзных организаций области по
защите социально-экономических прав и
интересов трудящихся и членов их семей
занимает решение проблемы оздоровления
и отдыха детей и подростков. Профсоюзы
пытаются сохранить материальную базу
детских оздоровительных учреждений,
передавая их в муниципальную собственность,
добиваясь установления финансовых
льгот для хозяйствующих субъектов,
содержащих загородные оздоровительные
лагеря и центры.

Начало
так называемой рыночной экономики
символизировало собой сотни, а позже и
тысячи безработных. Для страны, где
никогда не было проблем с рабочими
местами, это был шок.

Шок и для тех
конкретных членов профсоюза – инженеров,
кадровых рабочих, представителей
интеллигенции. Выставленных за ворота
предприятия вбирал в свое прожорливое
жерло дикий рынок, где человек терял не
только социальные права, а порой и
собственное лицо.

Хорошо изучив ситуацию,
профсоюз не раз выносил проблемы
безработных на заседания территориальных
комиссий, где слушались руководители
центра занятости, предприятий.

Не раз
профкомы предприятий, садясь за стол
переговоров с работодателем, говорили
категорическое «нет» массовому
увольнению, прежде чем заявить: «В
области не осталось ни одного района с
критической ситуацией на рынке труда».

Социальное
партнерство является основным инструментом
решения вопросов развития производства,
обеспечения занятости работников,
предотвращения трудовых конфликтов.

Одновременно
в целях социальной защиты малоимущих
граждан продолжена выплата им жилищных
субсидий.

Согласно ст.11 Закона о профсоюзах профком
защищает право на вознаграждение за
труд без какой бы то ни было дискриминации
и не ниже установленных минимального
размера оплаты труда и размера прожиточного
минимума.

Профорганизации,
пользующейся правами юридического
лица, может по просьбе членов профсоюза,
других работников, а также по собственной
инициативе принимать решения об
организации в суд с исковыми заявлениями
от имени профорганизации в защиту
трудовых прав и интересов членов
профсоюза, других работников. Иск в
защиту прав и интересов недееспособного
гражданина может быть предъявлен
независимо от просьбы его законного
представителя или иного заинтересованного
лица.

При
возбуждении гражданского дела в суде
по иску профсоюза профком осуществляет
все процессуальные права и обязанности
истца, за исключением права на заключение
мирового соглашения.

Член
профсоюза, другой работник, в интересах
которого дело начато по иску профсоюза,
извещается судом о времени и месте
рассмотрения указанного дела и участвует
в нем в качестве истца. (Закон о профсоюзах:
ст. 23; КЗоТ РФ; ст.210; ГПК РСФСР; ст. ст. 4,
29, 33, 42).

Бороться
за права и защищать их должны не только
профсоюзы и трудовые коллективы, но и
государство. Законодательство об
ответственности за нарушение законов
о труде настолько размыто, что практически
нет никакой ответственности.

Прокуратура
занята борьбой с криминалом, ей некогда
осуществлять общий надзор, привлекать
к ответственности и давать предписания
за нарушения трудового законодательства.
По закону у них есть право привлекать
к административной ответственности,
т.е. штрафовать.

В законе о коллективных
договорах говорится, что если не выполнен
коллективный договор, то административная
ответственность наступает в судебном
порядке. Так вот эта норма, «в судебном
порядке», не попала в Гражданский
процессуальный кодекс, и суды отказывают
в приеме таких исков для привлечения к
ответственности.

То есть административная
ответственность фактически «повисла»
в воздухе.

Профсоюзный
же контроль теперь только общественный.
Меры можно принимать только общественные.
Административные и прочие – только
через уполномоченные на то органы
государственной власти. То есть уровень
защиты и ответственности значительно
снижен.

А в довершении всего в новом УК
вообще отсутствует статья об уголовной
ответственности за нарушение
законодательства о труде. Будто бы у
нас все так хорошо и замечательно, и
этот вид правонарушений не является
опасным для государства.

И, кстати,
выброшена из УК статья об ответственности
за воспрепятствование законной
деятельности профсоюзов.

В
народный суд с иском о взыскании
невыплаченных средств конкретным
работникам может обратиться и выборный
профсоюзный орган по просьбе членов
профсоюза или по собственной инициативе
с согласия работника, не получившего
вовремя зарплату. При этом представитель
выборного профсоюзного органа должен
иметь поручение профсоюзной организации
на осуществление представительства по
конкретному делу.

Народные
суды, как правило, по таким искам принимают
решения в пользу трудящихся, т.к. согласно
ст. 26 Закона РФ «О коллективных договорах
и соглашениях» за невыполнение или
нарушение обязательств по коллективному
договору виновные лица могут быть
подвергнуты штрафу в размере до 50
минимальных размеров оплаты труда.

Ответственность работодателя

Ответственность работодателя и руководителя организации за нарушение прав профессиональных союзов.

 Нарушение прав профессиональных союзов влечет за собой административную ответственность работодателя и руководителя организации, предусмотренную следующими статьями Кодекса об административных правонарушениях  РФ:

1. Нарушение прав профсоюзов, определённых ТК РФ (в т.ч. ст.ст. 370, 373, например  — непредоставление информации, необходимой для проведения проверки)

Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ)

 1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, —

  • влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
  • 2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —
  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение прав профсоюзов на участие в социальном партнерстве.

Статья 5.28. Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения

Читайте также:  В каких случаях не оплачивается больничный лист

 Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Кс напомнил о своих позициях по защите прав профсоюзов и членов профсоюзных органов

Конституционный Суд РФ опубликовал информационно-тематическое собрание своих правовых позиций по защите прав профсоюзов и работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы (по состоянию на декабрь 2021 г.). В него на данный момент входит два постановления, вынесенные за последние два года, о которых ранее писала «АГ».

КС: Государство не должно безосновательно вмешиваться в деятельность профсоюзовТребование о непротиворечии уставов территориальных объединений организаций профсоюзов уставам объединений соответствующих профсоюзов признано неконституционным

В Постановлении № 44-П/2020 КС напомнил, что само по себе перечисление в п. 2 и 3 ст.

7 Закона о профсоюзах перечня вопросов, подлежащих регламентации в уставе объединения профсоюзов, не является нарушением конституционного права на объединение и права профсоюзов самостоятельно вырабатывать свои уставы и административные регламенты, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий, поскольку представляет собой закрепление лишь формальных требований к уставу. Установление конкретных правил, касающихся внутренней деятельности объединения профсоюзов, относится к компетенции данного объединения профсоюзов.

Что же касается уставов объединений организаций профсоюзов (в том числе территориальных объединений организаций профсоюзов), отметил КС, то каких-либо конкретных требований к их содержанию Закон о профсоюзах не устанавливает, за исключением лишь правила о том, что уставы таких объединений не должны противоречить уставам тех объединений, членами которых они являются.

Как пояснил Суд, право на объединение в профсоюзы и свобода объединения должны включать не только правомочие самих профсоюзов и объединений организаций профсоюзов создавать новые объединения профсоюзов и вырабатывать их уставы в рамках процедуры, обеспечивающей свободное принятие решения уполномоченными на то органами, но также и правомочие указанных субъектов самостоятельно определять принципы взаимоотношений между различными профсоюзами и объединениями организаций профсоюзов, являющихся членами одного объединения профсоюзов на свободной и добровольной основе, и самим объединением профсоюзов. «К такого рода принципам может быть отнесено, в частности, единство организационных основ деятельности конкретного объединения профсоюзов, с одной стороны, и являющихся его членами профсоюзов и объединений организаций профсоюзов, с другой стороны, с тем чтобы – исходя из предназначения и основной функции профсоюзов – обеспечить равные стандарты защиты социально-трудовых прав и интересов работников», – отмечал Конституционный Суд.

Суд добавил, что положения уставов как общероссийского объединения профсоюзов, так и объединений организаций профсоюзов могут быть предметом судебного контроля, в том числе с точки зрения соблюдения предусмотренного уставом объединения профсоюзов требования о соответствии уставов его членов положениям устава такого объединения. Инициаторами судебного контроля в целях обеспечения социального партнерства, социальной солидарности могут выступать как соответствующие объединения профсоюзов, их членские организации, так и государственные органы, уполномоченные на это федеральным законодательством.

Партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев отметил, что здесь Конституционный Суд акцентирует внимание на том факте, что речь идет о территориальном объединении (ассоциации) организаций профсоюзов, являющемся одновременно учредителем и членом общероссийского объединения (ассоциации). «Соответственно, для ситуаций с иными обстоятельствами п. 1 ст. 7 Закона о профсоюзах может и не противоречить Конституции РФ», – заметил он.

Ранее юрист Центра социально-трудовых прав Юрий Варламов отмечал, что КС фактически счел, что профсоюзы вправе самостоятельно решить, необходимо ли им согласовывать внутриорганизационное устройство и необходимо ли им полное соответствие уставов членских объединений уставу общего объединения для ассоциации.

«Решение, с моей точки зрения, правильное, потому что объединение как таковое и, наоборот, объединение профсоюзов выполняют разные роли и задачи.

Каждый профсоюз строится внутри в зависимости от того, какие цели и задачи он выполняет, что для него является более важным и более необходимым в той или иной ситуации: профсоюз моряков будет строиться одним образом, профсоюз учителей – другим, профсоюз работников сферы услуг – третьим.

Поэтому никаких общих организационных принципов здесь быть не может. В свою очередь профсоюзы-члены вправе самостоятельно решить на организационных съездах то, как будет выглядеть их общее объединение», – заметил он.

КС разъяснил правила увольнения сотрудника – руководителя профсоюза при сокращении штатаПри несогласии вышестоящей профсоюзной организации на увольнение оно возможно только после вступления в силу решения о признании несогласия необоснованным, однако это не ведет к признанию увольнения незаконным

В Постановлении № 26-П/2021 г.

Суд отметил, что процедура получения работодателем предварительного согласия вышестоящего профсоюза на расторжение трудового договора с работниками, являющимися руководителями (их заместителями) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзов, не освобожденными от основной работы, в частности по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК, сама по себе направлена на предотвращение необоснованного увольнения таких работников в связи с осуществляемой ими профсоюзной деятельностью. Тем самым она направлена на государственную защиту от вмешательства работодателя в осуществление данной деятельности.

При этом, заметил КС, соответствующее правовое регулирование предоставляет работодателю право оспорить отказ вышестоящего выборного профсоюза в согласии на увольнение такого работника в судебном порядке.

Тем самым оно обеспечивает возможность – при условии надлежащего обоснования – преодолевать отказ в согласии на увольнение работника, а следовательно, не предполагает несоразмерного ограничения правомочий работодателя, позволяющих ему в целях осуществления экономической деятельности и управления имуществом под свою ответственность принимать кадровые решения. В силу этого правовое регулирование не может расцениваться в качестве не отвечающего вытекающему из Конституции требованию справедливого согласования прав и интересов работников и работодателей как сторон трудового договора и как участников социального партнерства.

Суд счел, что увольнение руководителя профсоюза при сокращении штата, если вышестоящим профсоюзом принято решение о несогласии с увольнением и работодатель обратился в суд с заявлением о признании такого решения необоснованным, допускается только после вступления в законную силу решения суда, удовлетворяющего соответствующее требование работодателя. При этом само решение вышестоящего профсоюза о несогласии признается необоснованным именно с момента вступления в законную силу решения суда, вынесенного на основании заявления работодателя, подчеркнул Конституционный Суд.

В то же время КС обратил внимание, что увольнение, состоявшееся без учета решения вышестоящего выборного профсоюзного органа, признанного впоследствии необоснованным судом общей юрисдикции, хотя и подлежит признанию незаконным по мотивам несоблюдения работодателем установленного порядка увольнения, тем не менее не обязательно должно влечь за собой во всех случаях такие правовые последствия, как безусловное восстановление данного работника на прежней работе и выплата ему компенсации за вынужденный прогул.

Антон Алексеев полагает, что этим постановлением КС сделал выводы, направленные на соблюдение баланса интересов работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, и работодателя, преследующего свои предпринимательские, экономические цели.

«Соответственно, выводы Суда, с одной стороны, защищают работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, а с другой стороны, предотвращают злоупотребления с их сторон и со стороны профсоюзной организации, защищая тем самым права работодателя», – подчеркнул он.

Ранее в комментарии «АГ» юрисконсульт ООО «ЛитРес» Екатерина Сухова отмечала, что при разрешении спора об увольнении по иску работника суд обязан проверить процедуру увольнения: соблюдение сроков, оформление всех необходимых документов, наличие объяснений работников и мнений профсоюзных органов, если этого требует законодательство. «Зачастую суды, ограничиваясь формальной проверкой порядка увольнения, занимали сторону работника, если работодатель действовал не прямо по букве Трудового кодекса. При этом конкретные обстоятельства увольнения могли не приниматься судом во внимание», – указывала она.

Глава V «Ответственность профсоюзов (ст. 31)

Глава VI «Заключительные положения» (ст. 32).

Надо отметить, что хотя Закон о профсоюзах вступил в силу с 20 января 1996 г., но гл. XV КЗоТ РФ не была приведена в соответствие с ним вплоть до 2002 г. (когда КЗоТ утратил силу). Так, в ст.

226 КЗоТ говорилось о правах профсоюзов, которые у них давно отобраны (о праве на законодательную инициативу, на управление государственным социальным страхованием и на надзор за трудовым законодательством).

Новый Трудовой кодекс РФ также не предоставляет эти права профсоюзам. Представительская функция профсоюзов отражена в разделе II о социальном партнерстве во всех его главах. При этом профсоюз осуществляет также и защитную функцию – в настоящее время главную функцию российских профсоюзов.

Защитная функция профсоюзов отражена также в гл. 58 Трудового кодекса, «Защита трудовых прав работников профессиональными союзами», состоящей из 9 статей. В ней предусмотрены и гарантии профсоюзным активистам, а в ст. 378 – ответственность за нарушение прав профсоюзов. В ряде статей Кодекса предусмотрены права профсоюзов на участие в правоприменении соответствующих норм.

Профсоюзы в России строятся по производственно-территориальному принципу, могут создавать свои объединения по отраслевому, территориальному или иному признаку, учитывающему профессиональную специфику (шахтер, химик и т.

Читайте также:  Как в 2022 году увольнять сотрудников при ликвидации ООО

д.). Их объединения и органы делятся на общероссийские объединения (ассоциации), межрегиональные объединения (ассоциации), региональные (республик, краев, областей, городов) объединения (ассоциации).

Все профсоюзы пользуются равными правами и равно осуществляют свою представительскую и защитную функции.

Как массовая общественная организация профсоюзы входят в политическую систему российского общества. В советское время они были единой общесоюзной членской организацией, ныне представлены несколькими десятками общероссийских профсоюзов, каждый со своим Уставом, в котором закреплены задачи и функции профсоюза. Наиболее крупный из них– это Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР).

  • Все права профсоюзов можно классифицировать по сфере их деятельности и по объему компетенции в правах.
  • По объему компетенции в правах различают:
  • а) права самостоятельного характера:
  • ■ участвуют в обеспечении мер по содействию занятости и трудоустройству;
  • ■ участвуют в коллективных переговорах, заключают коллективные договоры и соглашения от имени работников;
  • ■ представляют и защищают права и интересы работников на всех уровнях правового регулирования труда;
  • ■ осуществляют общественный контроль за исполнением трудового законодательства, правил охраны труда;
  • ■ обладают правом требовать наказания (вплоть до увольнения) должностных лиц администрации, нарушающих трудовое законодательство, коллективные договоры, соглашения, права профсоюзов;
  • б) права совместного характера:
  • ■ участвуют в распределении жилья, построенного производством, в решении вопросов о занесении на доску почета и в книгу почета (там, где они существуют), решают индивидуальные неисковые споры совместно с администрацией;

в) согласительные права профкома по применению администрацией ряда норм трудового законодательства. Таких прав в соответствии с ТК у профсоюзов стало меньше. Права профсоюзов указаны и в ст. 32, 51, 52, 54, 83 и других. Закона РФ о профсоюзах. По сфере деятельности различают следующие права:

  1. ■ представительства работников для осуществления своей защитной функции;
  2. ■ на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности;
  3. ■ на защиту права на труд, в том числе по обеспечению занятости, защите от необоснованных отказов в приеме на работу, незаконных переводов и увольнений;

■ на социальную защиту трудящихся (обеспечение высокого уровня условий труда, охрана труда, его оплата и т.д.);

  • ■ профсоюзного контроля за охраной труда, соблюдением трудового законодательства и жилищно-бытового обслуживания работников;
  • ■ на участие в социально-партнерских отношениях и рассмотрении коллективных трудовых споров, включая объявление забастовки;
  • ■ на участие в управлении государственным социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями.
  • Профсоюзы вправе самостоятельно вступать в международные объединения и организации, сотрудничать с профсоюзами других стран.

Трудовое законодательство предусматривает не только права профсоюзов, но и различные материальные и юридические гарантии этих прав и их деятельности и дополнительные специальные гарантии защиты права на труд выборных профсоюзных работников.

Эти гарантии предусмотрены в гл. III Закона о профсоюзах (ст. 24-28), ст. 374, 375 и 376 Кодекса, а также в ряде других законов (Основы об охране труда, о занятости населения и др.).

Гарантии основных прав профсоюзов тоже входят в их правовой статус.

Профсоюзы как субъекты трудового права не подлежат регистрации. Они имеют право представлять своих членов, Участвовать в установлении условий труда и его оплаты на всех уровнях их органов. Таким образом, они являются субъектами трудового права на всех этапах правового регулирования труда – при создании норм трудового права, их применении,

контроле за соблюдением трудового законодательства, охраны труда, а также в разрешении коллективных трудовых споров как представители работников.

Охрана и защита прав, гарантии деятельности и ответственность профсоюзов

Государственные органы, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения обязаны всемерно содействовать профсоюзам в их деятельности (ст. 15 Закона профсоюзах).

Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти, органами местного самоуправления строятся на основе принципов:

  • • социального партнерства;
  • • взаимодействия сторон;
  • • системы коллективных договоров, соглашений (ст. 16 Закона о профсоюзах).

Работодатель обязан всемерно содействовать профсоюзам и создавать благоприятные условия для их деятельности. Создание таких благоприятных условий выражается в:

отчислениях, предусмотренных коллективным договором, профсоюзным органам денежных средств на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу;

  • • безвозмездном предоставлении необходимых помещений со всем оборудованием, освещением, уборкой, охраной для работы самого профсоюзного органа и для проведения собраний работников, транспортных средств, средств связи, помещения для хранения документации, создании условий для размещения информации в доступном для работников месте;
  • • предоставлении зданий, помещений, сооружений, предназначенных для ведения культурно-просветительской, оздоровительной, физкультурной и спортивной работы среди работников и членов их семей;
  • • перечислении членских профсоюзных взносов из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором, соглашением на основании соответствующих письменных заявлений на счет профсоюзной организации.

Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств (ст. 377 ТК РФ).

Охрана прав профсоюзов — это предупреждение их нарушения при исполнении профсоюзных обязанностей путем устранения причин, влекущих эти нарушения, принятие мер, побуждающих обязанного субъекта к выполнению обязанностей, устранение препятствий на пути реализации профсоюзных прав.

Защита прав профсоюзов состоит в применении принудительных мер в целях реализации и восстановления нарушенного права, наказания правонарушителей. Защита прав профсоюзов осуществляется судом по жалобе соответствующего профсоюза, первичной профсоюзной организации или по заявлению прокурора (ст. 29 Закона о профсоюзах).

Гарантии прав профессиональных союзов — это предусмотренные законодательством средства обеспечения прав профессиональных союзов. Среди этих гарантий особое место занимают юридические гарантии.

Юридические гарантии — это государственно-правовые средства, которые охраняют и защищают права профсоюзов от нарушений со стороны работодателей, их объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, обеспечивают профсоюзам возможность осуществлять свои правомочия. За юридическими гарантиями стоят государственная воля и государственное принуждение как средства воздействия на субъекты общественных отношений с целью соблюдения ими норм трудового права.

В систему юридических гарантий прав профсоюзов входят гарантии:

  • • имущественные,
  • • личные.

Имущественные гарантии деятельности профсоюзов включают в себя право собственности на имущество и денежные средства, необходимые для выполнения уставных задач; право владения и пользования имуществом, переданным профсоюзам в хозяйственное ведение; право юридического лица, другие имущественные права.

Личные гарантии — это специальные трудовые права лицам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы, непосредственно контактирующим с работодателями, их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Согласно Конвенции МОТ № 135 профсоюзные активисты имеют право на дополнительную защиту при осуществлении общественной деятельности. Такая защита обеспечивается путем предоставления профсоюзным активистам определенных гарантий. Эти гарантии предоставляются работникам, входящим в состав профсоюзных органов (ст. 374—376 ТК РФ, ст. 25—26 Закона о профсоюзах).

К таким работникам относятся:

  • • освобожденные профсоюзные работники, избранные в профсоюзные органы;
  • • входящие в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов и не освобожденные от основной работы.

Конституционный Суд РФ Определением от 3 ноября 2009 г. № 1369-О-П отметил, что предусмотренное в первоначальной редакции ст.

374 ТК РФ положение, согласно которому увольнение не освобожденного от основной работы профсоюзного руководителя в организации допускается только с согласия вышестоящего профсоюзного органа, является противоречащим ст. 19 Конституции РФ, которая провозглашает равенство всех перед законом и судом.

В действующей редакции ст. 374 ТК РФ допускает увольнение по п. 2—3 ст.

81 ТК РФ руководителей и их заместителей выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, их структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, помимо соблюдения общего порядка увольнения, также и с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. Увольнение по п. 5 ст. 81 ТК РФ указанных работников, помимо соблюдения общего порядка увольнения, производится с учетом мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

Членам коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденным от основной работы, может предоставляться на условиях, предусмотренных коллективным договором, соглашением, свободное от работы время с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей в качестве делегатов в различных мероприятиях (съезды, конференции, работа выборных органов и т.п.), для краткосрочной профсоюзной учебы (ст. 374 ТК РФ).

После окончания выборных полномочий работникам, освобожденным от основной работы в выборных органах первичной профсоюзной организации, предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — с письменного согласия работника другая равноценная работа (должность) у того же работодателя или, с согласия работника, в другой организации. При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием в организации, у индивидуального предпринимателя соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за таким работником средний заработок за период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае получения образования на срок до года. Время работы освобожденного профсоюзного работника включается в общий и специальный стаж (ст. 375 ТК РФ).

Читайте также:  Пример приказа о дисциплинарном взыскании и виде выговора 2022 года

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с руководителем выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителями не допускается в течение двух лет после окончания их выборных полномочий.

Такое увольнение производится только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, кроме случаев полной ликвидации организации или совершения работником виновных действий, за которые законодательством предусмотрена возможность увольнения (ст. 376 ТК РФ, ст. 27 Закона о профсоюзах).

Государственный надзор за соблюдением прав профсоюзов призвана осуществлять прокуратура, поскольку на нее возложены функции государственного надзора за законностью. Общественный контроль за соблюдением прав профсоюзов осуществляют сами профсоюзы, их органы и находящаяся в их ведении правовая инспекция труда.

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о профсоюзах, за несоблюдение предусмотренных этим законодательством профсоюзных прав установлена ст. 378 ТК РФ, ст. 30 Закона о профсоюзах и Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. 02.06.2016 № 179-ФЗ).

Действующее российское законодательство не только устанавливает права профсоюзов, но и предусматривает правовые средства их защиты.

К числу названных средств относится гарантированная законом судебная защита прав профсоюзов.

Дела о нарушениях этих прав рассматриваются судом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации (ст. 29 Закона о профсоюзах).

За нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут ответственность в соответствии с федеральными законами (ст. 378 ТК РФ). Возможно возмещение и морального вреда, если действия должностных лиц нанесли вред репутации, авторитету профсоюза (по нормам гражданского законодательства).

Представительные органы работников, включая профсоюзы, вправе требовать от работодателя привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения руководителя организации и его заместителей, нарушающих законодательство о труде, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением (ст. 195 ТК РФ). Как и все другие общественные объединения, профсоюзы в случаях нарушения ими законодательства РФ несут юридическую ответственность (ст. 41 Закона об общественных объединениях).

Профсоюзы и лица, входящие в профсоюзные органы, могут нести ответственность (ст.

31 Закона о профсоюзах) за невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, если такая ответственность предусмотрена федеральными законами. Профсоюзная организация обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

За участие в незаконной забастовке не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, как и другие работники организации, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины.

Эти работники могут быть освобождены от занимаемых должностей в соответствии с трудовым законодательством и уставом профсоюза.

Работники профсоюзных органов, виновные в невыполнении профсоюзами своих обязательств по коллективным договорам, соглашениям, в организации и проведении незаконной забастовки, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, если в их трудовые обязанности входит выполнение таких обязательств.

Не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, за названные выше действия могут нести общественную ответственность по уставу профсоюза вплоть до отзыва из состава профсоюзного органа.

В таком же порядке несут ответственность освобожденные и не освобожденные от основной работы лица, входящие в профсоюзные органы, если они не обеспечили реализацию предоставленных профсоюзам прав.

В случае, когда деятельность профсоюзов вступает в противоречие с законодательством, она может быть приостановлена (на срок до шести месяцев) или запрещена соответствующим судом (ст. 10 Закона о профсоюзах).

Рыночные отношения в России изменили роль профессиональных союзов в общественной жизни.

Изменились и сами профессиональные союзы: их названия, структура, задачи, сфера их деятельности, взаимоотношения с работодателями и государственными и муниципальными органами.

Профсоюзы стали влиятельной организацией в системе социального партнерства. Обладая значительной материальной базой, профессиональные союзы способны эффективно решать свои уставные задачи и осуществлять свои социальные функции.

Но в силу разных причин профессиональные союзы не в полной мере осуществляют свою главную функцию — защиту прав и законных интересов работников, как состоящих в профсоюзах, так и не входящие в них.

Главные недостатки в работе профсоюзов: отсутствие единства в их рядах, склонность профсоюзных функционеров к соглашательству с работодателями и властью, пассивность при отстаивании интересов работников, кастовость и замкнутость отдельных профсоюзов и т.п.

Современное российское общество, тем не менее, рассматривает профсоюзы как самое многочисленное по количеству членов объединение граждан, как эффективный инструмент демократического развития и гражданского общества.

Ответственность профессиональных союзов

  •        Комментарий к статье 31
  •        Правовое регулирование общественных отношений, возникающих в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профсоюзов, было бы не полным без упоминания об ответственности названных субъектов.
  •        Вместе с тем наличие данной категории способствует повышению эффективности правового регулирования в данной сфере и правовой культуры в целом.
  •        Рассматриваемой статьей установлена ответственность не только профсоюзов, но и отдельных лиц, входящих в их руководящие органы.
  •        Из системного толкования статей 1, 2, 3, 31 комментируемого Закона следует, что под профсоюзами применительно к комментируемой статье следует понимать первичные профсоюзные организации, территориальные организации профсоюзов, межрегиональные и общероссийские профсоюзы, а также территориальные, межрегиональные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов, общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов.

       Достаточно широкой по содержанию является также категория лиц, входящих в руководящие органы профсоюзов. Она распространяется, прежде всего, на профсоюзных представителей, под которыми в статье 3 комментируемого Закона понимаются: профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа.

       Представляется, что, помимо профсоюзных представителей, положения рассматриваемой статьи могут быть применены и к иным лицам, которые хотя и не уполномочены на представительство, но осуществляют организационно-распорядительные функции в профсоюзе.

       Основаниями для возникновения рассматриваемой ответственности являются, во-первых, невыполнение указанными выше субъектами своих обязательств по коллективному договору, соглашению и, во-вторых, организация и проведение забастовки, признанной судом незаконной.

       1. Рассматривая первый случай, необходимо обратить внимание на статью 55 ТК РФ, предусматривающую, что лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

       Указанным федеральным законом является КоАП РФ, согласно статье 5.

31 которого нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей. Примечательно, что в указанной статье говорится лишь об ответственности работодателя либо его представителя.

       2.

Кроме этого, следует также учитывать, что статьей 54 ТК РФ предусмотрена также ответственность для представителей сторон в социальном партнерстве, уклоняющихся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказывающихся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения. Размер ответственности работодателя предусмотрен КоАП РФ — в статье 5.28 КоАП РФ.

       3. Статьей 54 ТК предусмотрено также, что лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, несут ответственность. Для работодателя это штраф.

       Как мы видим, указанные статьи КоАП РФ, содержащие в себе санкцию за совершение названных действий, по субъектному составу относятся только к работодателям и представляющим их лицам. Профсоюз же является представителем работников, поэтому под действие данных статей его деятельность не может подпадать.

       Получается, что в данном случае ответственность может наступать только по общей статье, предусмотренной в КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда, — статье 5.27 (ч. 1).

Однако практика ее применения показывает, что по ней в основном привлекаются к ответственности организации-работодатели и их должностные лица за нарушения по выплатам заработной платы и в области охраны труда.

       4.

Что касается ответственности за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, она конкретизирована в статье 417 ТК РФ, где предусмотрено, что представительный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

       Вместе с тем применительно к статье 417 ТК РФ в литературе обоснованно высказывается мнение о том, что данная норма во многом носит декларативный характер, так как у представительного органа работников в большинстве случаев нет средств, достаточных для хоть какого-то возмещения убытков. На этом основании делается вывод, что небольшие профсоюзы практически ничем не рискуют, объявляя забастовку

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *