Мобилизационный орган/работник организации

Бронирование – это временное освобождение сотрудников от мобилизации и мобилизационной подготовки для обеспечения бесперебойной работы организации (ст. 23 закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 26.02.1997 № 31-ФЗ).

Иными словами, это временная отсрочка от призыва.

Кто может бронировать сотрудников

Если воинский учет своих сотрудников ведут абсолютно все организации, то бронировать персонал могут только предприятия, которые:

  • выполняют государственные заказы в период мобилизации или военных действий;
  • принимают участие в выполнении мобилизационных заданий по кооперации;
  • обеспечивают безопасность РФ, ее обороноспособность и жизнедеятельность населения.

Как забронировать сотрудников во время мобилизации – пошаговая инструкция

В первую очередь, следует узнать, может ли организации бронировать сотрудников. Затем – выполнить целый ряд мероприятий: от запроса документов до снятия забронированных сотрудников с общего воинского учета и постановки на специальный.

Все, что необходимо знать о воинском учете организации и бронировании сотрудников, находящихся в запасе – в «КонсультантПлюс». Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.

Получение информации о бронировании

В общем доступе таких сведений нет, поэтому нужно обратиться в комиссию по бронированию по месту нахождения (регистрации) организации.

Обычно такие комиссии создаются при администрациях города или управах района. Например, в Москве информацию о комиссиях по бронированию можно найти на официальном сайте мэра через вкладки: «Власть – Территориальные органы власти»:

Мобилизационный орган/работник организации

Если организация может бронировать сотрудников, в комиссии выдадут комплект необходимых документов. В частности, выписки из перечня должностей и профессий, подлежащих бронированию.

Назначение ответственного за бронирование

Далее следует назначить сотрудника, ответственного за процедуру бронирования. Это может быть ответственный за воинский учет или любой другой работник (п. 22 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утв. Генштабом ВС РФ 11.07.2017, далее – Методические рекомендации).

Внимание: ответственный за бронирование назначается приказом по организации. Проект приказа предварительно согласовывается с военкоматом по месту регистрации предприятия.

Приказ составляется по форме, установленной приложением № 4 к Методическим рекомендациям.

Нужен ли план по бронированию

Нет, отдельный план по бронированию не нужен. Но придется составить новый план по ведению воинского учета и бронированию сотрудников, в котором следует отразить мероприятия по бронированию.

Внимание: согласно п. 37 Методических рекомендаций при составлении плана нужно учитывать все рекомендации и разъяснения комиссии по бронированию.

Составление списка сотрудников, подлежащих бронированию

При составлении списка следует учитывать перечень должностей и профессий по бронированию, полученный в комиссии. В списке нужно перечислить фамилии, имена, отчества сотрудников, подлежащих бронированию, и их должности.

Список подписывается руководителем организации и заверяется печатью (при ее наличии), и направляется в комиссию по бронированию для согласования.

После согласования списка комиссия по бронированию известит организацию о том, кому из сотрудников предоставлена отсрочка от мобилизации, то есть бронь.

Внимание: список сотрудников, подлежащих бронированию, следует хранить в организации: согласно п. 2 Приложения «Перечень вопросов для проверки ведения воинского учета и бронирования» к Методическим рекомендациям, его могут запросить при проверке.

Оформление удостоверений о бронировании

Забронированным сотрудникам следует оформить удостоверение об отсрочке от призыва.

Бланк удостоверения выдадут в военкомате, его нужно зарегистрировать в книге учета бланков специального воинского учета. Кроме бланка, следует заполнить еще и извещение о зачислении на воинский учет – его тоже выдадут в военкомате вместе с бланком удостоверения.

Удостоверение о брони от мобилизации по форме Ф-4 Посмотреть Скачать

Оба документа после заполнения сдаются в военкомат.

Внимание: при получении бланков рекомендуется уточнить в военкомате, какие еще документы нужно предоставить. Обычно требуют список забронированных сотрудников, их личные карточки и военные билеты.

Военные билеты заберут только на время оформления удостоверений об отсрочке, после этого их нужно будет вернуть сотрудникам под расписку.

Внесение данных об удостоверениях об отсрочке в карточки учета

После получения из военкомата готовых удостоверений об отсрочке, данные о них следует внести в карточки учета формы 10 и личные карточки забронированных сотрудников.

Мобилизационный орган/работник организации Форма №10 — карточка гражданина, подлежащего воинскому учету Посмотреть Скачать

Для этого следует указать номер удостоверения об отсрочке в подп. 2 п. 7 раздела II «Сведения о воинском учете» карточки формы 10:

Мобилизационный орган/работник организации

Вручение удостоверений об отсрочке

Внимание: удостоверение об отсрочке вручается сотруднику только в случае объявления военного положения или мобилизации. В остальное время оно хранится в организации.

В первую очередь нужно составить план мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке сотрудникам.

Для справки: утвержденного бланка такого плана нет, поэтому он составляется в свободной форме.

В плане можно прописать, кто должен вручать удостоверения, каким образом сотрудники уведомляются о необходимости их получить и т.д.

Кроме того, следует назначить сотрудника, уполномоченного вручать удостоверения. Это может быть в том числе работник, ответственный за бронирование.

Снятие забронированных сотрудников с общего воинского учета

Забронированных работников следует снять с общего воинского учета и поставить на специальный. Для этого в военкоматы по месту жительства сотрудников направляются извещения об их зачислении на специальный воинский учет.

Внимание: в отношении сотрудников, которые состоят на воинском учете в том же военкомате, в котором оформлялась отсрочка, извещение отправлять не нужно.

Точный порядок постановки на специальный воинский учет следует уточнить в военкомате по месту регистрации организации.

Если отсрочку аннулировали

  • В случае аннулирования брони (отсрочки от призыва), об этом следует известить военкомат по месту воинского учета сотрудника.
  • Срок извещения – 5 дней с момента возникновения оснований для аннулирования отсрочки.
  • Внимание: форму извещения и порядок его направления следует уточнить в военкомате – специальных разъяснений на этот счет в законодательстве нет.
  • Узнайте больше о мобилизации на нашем телеграм-канале.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Мобилизация в организации в 2022 году. Как организовать мобилизационную подготовку в организации? Обязанности организаций по мобилизации

1. Какие организации должны проводить мобилизационную подготовку?

Все организации независимо от форм собственности обязаны проводить определенные мероприятия в рамках мобилизационной подготовки (п. 1 ст. 9 Закона о мобилизационной подготовке).

В частности, воинский учет граждан по месту их работы (учебы) входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации и должен осуществляться всеми организациями (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об обороне», пп. 11 п. 1 ст. 9 Закона о мобилизационной подготовке, п. п. 1, 9 Положения о воинском учете).

Руководители организаций несут персональную ответственность за невыполнение обязанностей по мобилизационной подготовке (п. 3 ст. 11 Закона о мобилизационной подготовке).

За невыполнение ряда обязанностей в сфере мобилизационной подготовки предусмотрена административная ответственность, например по ст. 19.25 КоАП РФ за неисполнение военно-транспортных мобилизационных обязанностей или по ч. 3 ст. 21.

4 КоАП РФ за несообщение в орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу либо уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете.

Мобилизационная подготовка — это комплекс мероприятий, которые проводятся в мирное время и направлены на заблаговременную подготовку экономики, органов власти и местного самоуправления, организаций, войск, спецформирований к защите от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время (п. 1 ст. 1 Закона о мобилизационной подготовке).

2. Какие обязанности организации по мобилизационной подготовке?

Перечень обязанностей организаций в области мобилизационной подготовки и мобилизации приведен в ст. 9 Закона о мобилизационной подготовке. В частности, организации должны:

• выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с договорами (контрактами) (пп. 5 п. 1 ст. 9 Закона о мобилизационной подготовке).

Учтите, что вы не вправе отказываться от заключения договоров (контрактов) на выполнение мобилизационных заданий (заказов), если с учетом мобилизационного развертывания производства ваши возможности позволяют выполнить эти задания (заказы) (п. 2 ст. 9 Закона о мобилизационной подготовке);

• выполнять работы по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об обороне», пп. 11 п. 1 ст. 9 Закона о мобилизационной подготовке);

• создать военно-учетные подразделения (пп. 11 п. 1 ст. 9 Закона о мобилизационной подготовке);

• создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов (пп. 2 п. 1 ст. 9 Закона о мобилизационной подготовке);

• предоставлять государственным органам и органам местного самоуправления по их требованию информацию, необходимую для разработки и осуществления мобилизационных мероприятий (п. 3 ст. 9 Закона о мобилизационной подготовке).

Военно-транспортную обязанность организации исполняют в установленном порядке (п. п. 2, 4 ст. 13 Закона о мобилизационной подготовке). Она распространяется на организации независимо от формы собственности, которые (п. 3 Положения, утв. Указом Президента РФ от 02.10.1998 N 1175):

  • -являются собственниками транспортных средств;
  • -владеют транспортными средствами на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором;
  • -обеспечивают работу транспортных средств, в том числе порты, причалы, пристани, аэропорты, нефтебазы, перевалочные базы горючего, автозаправочные станции, ремонтные и иные организации.

В мирное время они (п. 5 Положения, утв. Указом Президента РФ от 02.10.1998 N 1175):

  1. -проводят мероприятия, связанные с учетом транспортных средств;
  2. -заблаговременно подготавливают транспортные средства, предоставляемые войскам, формированиям и органам;
  3. -обеспечивают работу этих транспортных средств в соответствии с мобилизационными заданиями.

Предоставляются транспортные средства (по установленному перечню) войскам, формированиям и органам в период мобилизации и в военное время (п. п. 5, 7 Положения, утв. Указом Президента РФ от 02.10.1998 N 1175).

3. Какие органы и подразделения создать в организации для мобилизационной подготовки?

Для выполнения обязанностей по мобилизационной подготовке в организации создайте:

1) военно-учетное подразделение или назначьте сотрудника, осуществляющего воинский учет в организации. Количество сотрудников, осуществляющих воинский учет, определяется с учетом установленных норм (пп. 11 п. 1 ст. 9 Закона о мобилизационной подготовке, п. п. 12, 13 Положения о воинском учете);

2) мобилизационный орган или назначьте мобилизационных работников.

Однако сделать это нужно только в том случае, если у вашей организации есть мобилизационное задание (заказ) или задачи по мобилизационной работе.

Структура и штаты мобилизационных органов определяются исходя из характера и объема таких заданий (заказов) или задач (пп. 2 п. 1 ст. 9, п. п. 1 — 3 ст. 12 Закона о мобилизационной подготовке).

Мобилизационный орган/работник организации

Источник: http://www.consultant.ru/

Организация мобилизационной работы в организации

  • Мобилизационный орган/работник организацииВопросы организации МОБ работы на предприятии и состава документации (документооборота) по мобилизационной работе относятся к гражданской обороне (ГО), ответственность за организацию МОБ работы в организации, имеющей МОБ задание и продолжающей работать в военное время, лежит на руководителе организации.
  • В состав МОБ работы входят такие направления как воинский учет, бронирование работников, а также разработка документации, регламентирующей перевод работы (деятельности) организации на работу (производство) в военное время, согласно имеющегося в организации МОБ задания (МОБ заказа).
  • Организации и предприятия (ЮЛ), расположенные на территории РФ, не имеющие МОБ заданий и/или категорий по ГО, прекращающие работать в военное время, документацию по МОБ работе не ведут.
Читайте также:  Причины отказа в приеме на работу

Основная документация по организации мобилизационной работы состоит из следующих организационно-распорядительных документов (ОРД).

Наименование и состав ОРД по МОБ работе (подготовке) для организаций имеющих МОБ задание и продолжающих работать в военное время.
1
  1. Приказ «О допуске работников к документам,
  2. содержащими информацию ограниченного распространения»
  3. -перечень информации ограниченного распространения («Для служебного пользования») (Прил.№ 1);
  4. —  перечень  информации,  составляющей  коммерческую  тайну  (Прил. № 2);
  5. — инструкция о порядке обращения с информацией ограниченного распространения и составляющей коммерческую тайну (Приложение № 3).
2
  • Приказ «О допуске работников к служебным документам
  • конфиденциального характера»
  • — список руководителей структурных подразделений и должностных работников Предприятия, допущенных к расчетно-плановым документам с грифом «Для служебного пользования» (Прил. № 1);

 — состав комиссии по проверке документов, дел и изданий с грифом «Для служебного пользования» (Прил. № 2).

3 Приказ «О создании Постоянной технической комиссии организации (предприятия)» — Положение о ПТК организации (предприятия)  (Прил. № 1). — Состав ПТК организации (предприятия) (Прил. № 2).
4 ПОЛОЖЕНИЕ «О мобилизационной подготовке организации (предприятия)»
5 ПОЛОЖЕНИЕ «О мобилизационном органе организации (предприятия)»
6 Приказ «О назначении ответственного за подготовку документов  и   ведение   делопроизводства по мобилизационной подготовке»
7 Приказ «Об организации оповещения на рабочих местах   сотрудников  организации (предприятия), пребывающих  в запасе  и  имеющих мобилизационные  предписания»
8 ПЛАН «выполнения  основных  мероприятий по переводу  организации (предприятия) на  режим  работы  военного  времени»
9 ПЛАН «мероприятий по мобилизационной подготовке организации (предприятия) на текущий год»
10 ПЛАН «первоочередных мероприятий, выполняемых Руководителем организации (предприятия) при переводе предприятия на режим работы военного времени»
11 ПЛАН обеспечения  устойчивости  функционирования организации (предприятия)  в  военное  время
12. ПЛАН обеспеченности трудовыми ресурсами организации (предприятия) для выполнения задач расчетного года
13. Номенклатура дел служебного делопроизводства по мобилизационной  подготовке организации (предприятия)

Документация по вопросам МОБ подготовки должна разрабатываться и вовремя корректироваться должностным лицом организации, назначенным руководителем ЮЛ на должность ответственного за подготовку документов  и   ведение   делопроизводства по мобилизационной подготовке, а также членами мобилизационного органа организации.

Мобилизационный орган организации (предприятия)

Мобилизационный орган в организации: что это и кто должен создавать

  1. Главная →
  2. Журнал →
  3. Сотрудники →
  4. Движение персонала

Какие работодатели обязаны создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих задачи по мобилизации? Что такое штаб оповещения и у кого он должен быть?

27 сентября 2022 Вопрос

Ответила Конюхова Е.В., эксперт в сфере трудового законодательства и кадрового делопроизводства, на вебинаре Контур.Школы «Воинский учет: всё, что нужно знать работодателю в сентябре 2022 года».

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ организации обязаны создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов (далее — мобилизационные работники). Их основное назначение — выполнить мобилизационное задание (заказа), а затем вести воинский учет (ст. 11 31-ФЗ).

Это значит, что мобилизационный орган создают только организации, у которых есть мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе. В этом случае необходимо разработать положение о мобилизационном органе и определить его права, обязанности и функции.

Обратите внимание, что речь тут только об организациях, предприниматели мобилизационные органы не создают и мобилизационных работников не назначают.

Для проведения оповещения граждан по месту их работы создаются штабы оповещения (п. 9 Порядка призыва граждан по мобилизации, утвержденного Постановлением Правительства от 30.12.2006 № 852).

Абсолютно все работодатели-организации, у которых есть работники с мобилизационными предписаниями, создают штабы оповещения. Суть работы штаба в том, что при объявлении военного положения или мобилизации, штаб сообщает об этом своим работникам, которые имеют мобилизационное предписание.

В Экстерне всегда актуальные формы и встроенные проверки

Отчитаться

В организации при создании штаба оповещения издается приказ руководителя, в котором определяются:

  • схема организации и проведения оповещения граждан, пребывающих в запасе и имеющих мобилизационные предписания, а также граждан–владельцев транспортных средств;
  • ответственные должностные лица и их обязанности;
  • схема организации связи;
  • порядок выделения автотранспорта для организации оповещения.

Штаб должен был быть еще 21 сентября. В его обязанности входило известить работников о начале мобилизации, собрать их и доставить к близлежащему пункту сбору, остановке автобуса, железнодорожного транспорта и т.д.

Если штаба нет и не было, то важно проверить, что вы оповестили сотрудников с мобилизационными предписаниями об их обязанности явиться в военкомат без повесток при объявлении мобилизации.

Если работник не явится в военный комиссариат, работодатель обязан известить военкомат, что у него есть такие работники и что их оповестили об обязанности прибыть (Федеральный закон от 28.09.

38 № 53-ФЗ, Постановление Правительства от 27.11.2006 № 719).

Еще больше материалов по мобилизации: статьи, вебинары, ответы на вопросы

До -50% на популярные тарифы. Подключите сервис интернет-отчетности по самой выгодной цене.

Выбрать скидку→

До -50% на популярные тарифы. Подключите сервис интернет-отчетности по самой выгодной цене.

Выбрать скидку→

Мобилизационный орган/работник организации

Вопросы мобилизационной подготовки и мобилизации в России регулирует одноимённый Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ (далее – Закон № 31-ФЗ). В его ст. 9 перечислены основные обязанности организаций в этой сфере. И среди них – необходимость создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов.

Также см. Какие у организаций обязанности при мобилизационной подготовке и мобилизации.

Зачем создавать

Согласно ст. 12 Закона № 31-ФЗ, федеральные органы госвласти и организации создают мобилизационные органы для:

  • организации мероприятий по мобилизационной подготовке;
  • мобилизации;
  • контроля за их проведением.

Добавим, что для выполнения обязанностей по мобилизационной подготовке в организации нужно также создать военно-учетное подразделение или назначить сотрудника, который будет заниматься воинским учетом в компании.

Когда создавать

Мобилизационный орган или такого сотрудника формируют в случае получения:

  • мобилизационного задания или заказа;
  • задачи по мобилизационной работе.

Уточним, что мобилизационное задание обычно представляет собой директивный документ, устанавливающий задание предприятию, учреждению, организации по определенной номенклатуре и количеству продукции (работ, услуг) для выпуска/выполнения по мобилизационному плану, а также задание по созданию/сохранению/развитию мобилизационных мощностей для обеспечения указанного производства.

Структура и штат

Для мобилизационных органов их определяются исходя из характера и объема мобилизационных заданий и заказов или задач по мобилизационной работе.

В зависимости от объема вместо создания отдельного органа можно назначать так называемых мобилизационных работников.

Также см. Какие у граждан обязанности при мобилизационной подготовке и мобилизации.

Подчинённость

Руководитель мобилизационных органов или мобилизационные работники подчиняются непосредственно главе организации.

Полномочия

Функции, права и обязанности мобилизационного органа организации определяют в соответствии с примерным Положением о мобилизационных органах, которое утверждает Правительство РФ.

Учтите, что обязательный элемент мобилизационной подготовки и мобилизации – это повышение квалификации работников мобилизационных органов. За организацию этого процесса отвечает Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий.

Особенности перемещения и увольнения

В п. 22 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.

2017) сказано, что перемещать и увольнять работников, занимающихся в организациях воинским учетом и бронированием граждан, нужно, как правило, по согласованию с местным военкоматом.

Если же на предприятии вместо мобилизационного работника есть мобилизационный орган, такое согласование не нужно.

При временном убытии такого работника руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок другого сотрудника. Ему передают по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию.

Также см. Кому положена отсрочка от мобилизации.

Списки предприятий, имеющих бронь от мобилизации

Во время частичной мобилизации важно не только обеспечить обороноспособность страны, но и проследить за тем, чтобы экономика работала в прежнем, а то и усиленном режиме. Поэтому призыву на военную службу подлежат не все граждане: специалисты, обеспечивающие беспрерывную работу гражданской инфраструктуры также несомненно нужны обществу.

Найдите ответы на свои вопросы или обратитесь к военному адвокату за консультацией

Что говорит закон

В Федеральном законе №31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» бронирование за организацией предусматривается как основание для отсрочки. Однако перечня таких предприятий на бронь от мобилизации закон, конечно, не содержит.

Объясняется это тем, что в каждой конкретной ситуации Правительством могут определяться разные производственные объекты для обеспечения целей мобилизации.

Определять заранее такие положения в законе нелогично, намного эффективнее отталкиваться от ситуации на месте в зависимости от развития текущих событий.

Это также может означать, что те сферы работ, которые раньше подлежали бронированию, могут потерять такое право в связи уменьшением людского резерва в течение времени и увеличением территорий, которые должны быть защищены. На данный момент такого еще не произошло.

Список сфер для бронирования

На сегодняшний день Правительством России были определены сферы работ и услуг, которые подлежат бронированию. Туда вошли:

  1. Финансовый сектор. Все страховые и кредитные организации, а также банки могут оформить отсрочку для своих сотрудников;
  2. СМИ, а также их взаимозависимых лицах, которые являются учредителем или редакцией;
  3. Организации в сфере энергетики и связи, обеспечивающие бесперебойную работу соответствующих систем;
  4. Организации в области информационный технологий – весь IT сектор.
  • Помимо этого, Указом Президента об объявлении частичной мобилизации было установлено, что все сотрудникам оборонно-промышленного комплекса тоже предоставляется право на отсрочку от мобилизации.
  • Для всех категорий вышеперечисленных групп отсрочка для сотрудника действует только на период работы в данной организации.

Как узнать, есть ли бронь от мобилизации

С начала мобилизации многие военкоматы начали проводить так называемые облавы, то есть рассылать повестки всем подряд, вне зависимости от того, есть у человека право на отсрочку или нет. Поэтому зачастую ориентироваться именно на факт пришедшей повестки не стоит.

Для того, чтобы узнать, есть ли у вас право на бронирование, обратитесь в кадровый отдел по месту работы. Предприятия, имеющие бронь, должны уведомить об этом своих сотрудников.

В случае, если вам уже пришла повестка (часто сейчас это делается через почтовый ящик или иным образом, не лично), не реагируйте, а запросите в срочном порядке справку о бронировании.

Как оформить бронь на сотрудника

Чтобы оформить бронь для сотрудника предприятия, нужно:

  • создать в организации ответственный за воинский учет орган;
  • собрать все необходимые данные и составить список работников;
  • отправить данный список в военкомат.

Зачастую организации подлежат бронированию в зависимости от региона: если какое-то производство/компания критически важная для экономии конкретного этого субъекта России. В регионах создаются комиссии по мобилизации или отделы территориальной обороны.

Если конкретно в вашем регионе еще не была установлена бронь для организации, которая попадает в перечень критически важных для экономики страны, вы можете подать заявление с указанием, что фирма работает в критически-важной отрасли, имеет важное значение для функционирования округа.

Есть ли список предприятий под бронь?

Конкретного официального списка организаций для отсрочки от мобилизации, признанный правительственным органом, нет. В Интернете можно найти примерный список, который варьируется по-разному в зависимости от источника.

Но правового акта с конкретным перечнем не будет: все-таки все определяется ситуационно, и процедура принятия приказов и постановлений не позволяет вносить туда ежеминутные изменения.

Мы будет следить за ситуацией и держать вас в курсе событий.

Мобилизация. Что нужно знать и делать работодателю?

Иллюстрация: Вера Ревина / «Клерк»

Минобороны опубликовало 22 сентября разъяснения по частичной мобилизации:

Призыву подлежат:

  • рядовые и сержанты — до 35 лет,
  • младшие офицеры — до 50 лет,
  • старшие — до 55 лет.

Приоритетной мобилизации подлежат граждане со следующими военно-учетными специальностями:

  • стрелки;
  • танкисты;
  • артиллеристы;
  • водители;
  • механики-водители.

Приоритетные критерии комплектования — это военно-учетные специальности, а не воинские звания. Призываться будут граждане, имеющие как офицерские звания, так и звания рядового и сержантского составов. Среди прочих факторов — наличие боевого опыта.

Отсрочку от призыва могут получить граждане:

  • у которых есть бронь (к ним относятся работники предприятий оборонной промышленности);
  • признанные временно не годными по состоянию здоровья;
  • занятые постоянным уходом за членом семьи либо за инвалидами I группы;
  • являющиеся опекунами или попечителями брала и/или сестры;
  • имеющие на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет. Или трех детей и беременную жену со сроком беременности более 22 недель;
  • те, чьи матери кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа;
  • члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы.

Статья 18 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации» (№ 31-ФЗ от 26.02.1997)

Призываться не будут:

  • граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья (категория «Д»);
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления.

Статья 17 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации» (№ 31-ФЗ от 26.02.1997). Часть 4 статьи 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (№ 53-ФЗ от 28.03.1998).

Какая роль в мобилизации отводится работодателю?

Статья 9 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации» (№ 31-ФЗ от 26.02.1997) описывает обязанность работодателя следующим образом: «Организации обязаны… оказывать содействие военным комиссариатам…

при объявлении мобилизации, включая обеспечение своевременного оповещения и явки работающих в этих организациях граждан, … подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части».

Это означает, что работодатель в силу закона обязан вручить повестку гражданину, подлежащему мобилизации.

Что сейчас предпринять работодателю?

Конкретный план действий будет зависеть от объема вашего бизнеса. Мы рекомендуем не оставлять своих сотрудников наедине с вопросом мобилизации.

Для создания информационного пространства с сотрудниками рекомендуем:

  1. Создать штаб, который будет мониторить новости, требования законодательства и юридическую практику.
  2. Проинформировать сотрудников: провести общую рассылку или созвать собрание — поделиться информацией, которой вы владеете на текущий момент, и определить, как сотрудник должен известить вас о получении повестки.
  3. Создать горячую линию поддержки: юридическая и психологическая.
  4. Настроить сбор вопросов от сотрудников и обратное информирование.

С точки зрения бизнеса рекомендуем:

  1. Оценить какой объем сотрудников может быть мобилизован.
  2. Составить план действий по кадровому рекрутингу и / или замещению вакансий внутренними ресурсами.
  3. Оценить риски по позициям, которые обеспечиваю непрерывность производственного процесса или управление бизнесом.

План действий для работодателя в связи с мобилизацией

Когда сотрудника призвали в связи с объявлением частичной мобилизации, в первую очередь необходимо посмотреть, какая причина указана в повестке:

  1. Военные / мобилизационные сборы.
  2. Сразу военная служба по мобилизации.

В зависимости от этого нужно принять решение, сохранять за сотрудником рабочее место или нет.

https://www.youtube.com/watch?v=KQjpazJ5clI\u0026t=166s

В первом случае, когда работника вызывают на военные или мобилизационные сборы, за ним сохраняется рабочее место, должность и средний заработок (ст. 170 ТК, ст. 6 Закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ). Работодатель обязан отпустить сотрудника на сборы и продлиться они могут до двух месяцев (п. 3 ст. 54 Закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).

Если сотрудника призвали на сборы во время его отпуска, то необходимо продлить отпуск на количество дней, которые сотрудник будет находиться на сборах (ч. 1 ст. 124 ТК).

В табеле учета рабочего времени время нахождения на сборах отражается буквенным кодом «Г» или цифровым «23» — «исполнение государственных или общественных обязанностей».

Во втором случае, если сотрудника призывают на военную службу по мобилизации, работодатель обязан расторгнуть трудовой договор на основании п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК.

При этом выплачивается расчет при увольнении (заработная плата, компенсация неиспользованного отпуска), а так же выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 3 с. 178 ТК). И в последний рабочий день сотруднику выдается ТК и пакет справок при увольнении.

Мобилизованные граждане будут получать денежное довольствие в соответствии с окладами по воинскому званию и должности, а также различные надбавки.

Важно, что вызов на заседание призывной комиссии или медосвидетельствование — не является причиной для расторжения трудового договора. В таком случае действия аналогичны призыву на военные сборы.

Надеемся, что в ближайшее время трудовые ведомства дадут разъяснениям по правам мобилизованных сотрудников и порядку действий кадровиков при частичной мобилизации. А пока нет разъяснений чиновников, безопаснее всего сотрудникам военнообязанным в запасе отменить командировки, отпуска и корпоративные мероприятия, которые планировали с 21 сентября и позже.

Так как согласно ст. 21 Закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ военнообязанным в запасе запрещено в период мобилизации выезжать за территорию региона, в котором они проживают.

Еще больше полезных материалов вы найдете на нашем телеграм-канале. Подписывайтесь! 

Патенты мобилизованных ИП автоматически продлят до… Как живет юрист Краснодарского мирового суда с дох… Как живет юрист Краснодарского мирового суда с дох…

Призыв работника по мобилизации: пошаговая инструкция для работодателя — Контур.НДС+

Указом Президента от 21.09.2022 № 647 в России официально объявлена частичная мобилизация. Предлагаем пошаговую инструкцию на случай, если сотрудник компании попал под призыв: какие понадобятся документы, какие суммы выплачивать и какие писать отчёты

Первое, что следует сделать — уточнить формальную причину вызова, написанную в повестке, полученной сотрудником. Там могут быть указаны мобилизационные или военные сборы либо сразу призыв на армейскую службу по мобилизации.

Как оформить отсутствие сотрудника в связи с мобилизацией

Чтобы понять, как правильно оформить отсутствие сотрудника, необходимо выяснить, для каких целей его вызывают в военкомат.

Военкомат вызывает военнообязанных на мероприятия, связанные с призывом для прохождения военной службы, повестками. До момента получения повестки установленной формы самостоятельно сотрудникам обращаться в военный комиссариат не следует.

Исключением являются сотрудники, которые имеют на руках мобилизационные предписания в военном билете.

Таким сотрудникам надлежит явиться в указанное в предписании место и соответствующие сроки без получения повестки или предупреждения из военкомата сразу же после объявления о мобилизации (приложение 1 к постановлению Правительства от 11.11.2006 № 663, подп. «ж» п. 28 Методических рекомендаций).

В выдаваемых военкоматом повестках обязательно указывается причина вызова, к примеру:

  • для уточнения документов воинского учёта
  • для прохождения призывной комиссии
  • для прохождения медицинского освидетельствования
  • для отправки к месту прохождения военной службы

Вручить работнику повестку могут как по месту жительства, так и направить по месту работы. Если сотрудник получил повестку не на работе, то уведомить работодателя о вызове в военкомат, а также предоставить извещение, являющееся отрезной частью полученного от военкомата документа, он должен самостоятельно.

В случае же направления повестки сотруднику по месту работы на организацию возлагается обязанность по уведомлению сотрудника о вызове в военный комиссариат. В случае получения повестки из военкомата организации надлежит вручить её работнику под подпись за три дня до указанной в документе даты явки в военкомат.

Далее необходимо заполнить отрезную часть документа, дать подписать её ответственному сотруднику и направить в военкомат, оформивший повестку. Таким образом, будет подтверждён факт оповещения военнообязанного о поступившем вызове в военкомат (приложение 1 к постановлению Правительства от 11.11.2006 № 663, подп. «ж» п.

28 Методических рекомендаций).

Работодатель не должен препятствовать своевременной явке своего сотрудника в военный комиссариат, а только содействовать этому.

В обратном случае, военный комиссариат вправе привлечь к административной ответственности как руководителя предприятия, так и сотрудника, состоящего на воинском учете (ст. 23.11 КоАП).

За данное правонарушение предусмотрен штраф (См. Ответственность за уклонение от мобилизации).

Прохождение медицинской комиссии

Специалист по мобилизационной подготовке

>Может ли специалист по мобилизационной подготовке совмещать обязанности специалиста по гражданской обороне?

Вопрос

В нашей организации работает специалист по мобилизационной подготовке (МОБ-сотрудник), имеющий допуск к секретной информации (форма допуска № 2). С 01 июля 2017 года в штате каждой организации численностью свыше 200 человек должен быть специалист по гражданской обороне.

В нашем предприятии было принято решение ввести в штатное расписание должность специалиста по ГО на 0,5 ставки. Оставить данную штатную единицу вакантной, возложив обязанности по указанной должности на специалиста по МОБ-работе в связи с неполной его загруженностью.

Однако, специалист по МОБ-работе утверждает, что не имеет права совмещать выполнение своих прямых должностных обязанностей ни с какой другой работой в силу каких-то указаний законодательства. Так ли это на самом деле?

Ответ

Ответ на вопрос:

Никакого специального порядка на совмещение должностей для специалиста по мобилизационной подготовке не установлено, поэтому в такой ситуации следует руководствоваться положениями Трудового кодекса. А именно статьи 60.

2, которая предусматривает возможность выполнять работником дополнительную работу в рамках установленного режима рабочего времени. Для этого обязательно берется письменное согласие работника. При этом статья 60.2 не устанавливает никакого запрета для совмещения должностей.

Поэтому специалист по мобилизационной подготовке может совмещать обязанности специалиста гражданской обороны.

Вместе с тем, рекомендуем Вам уточнить возможность совмещения должностей специалиста по мобилизационной подготовке в военном комиссариате. Поскольку может быть вероятность, что документы, которые устанавливают такой запрет имеют гриф секретности и не опубликованы в свободном доступе.

Подробности в материалах Системы Кадры:

    1. Ситуация:Кто в организации обязан заниматься гражданской обороной

Чтобы проводить мероприятия по гражданской обороне, работодатели обязаны создать в организации структурное подразделение по гражданской обороне или назначить сотрудника, который будет ответственен за гражданскую оборону (ст. 9 Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ, ст. 14 Закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).

Количество работников в подразделении по гражданской обороне зависит от общей численности сотрудников организации и от того, продолжает организация работу в военное время или нет.

Чтобы узнать, к какой категории относится организация, необходимо написать запрос в отдел ГО и ЧС территориального органа местного самоуправления с просьбой разъяснить полномочия организации по решению вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Запрос составьте в произвольной форме.

Так, в организациях, которые не относятся к категориям по гражданской обороне, но продолжают работу в военное время, с количеством работников:

  • до 200 человек – один из работников организации по совместительству. Совмещение по такой должности оформлять нельзя (п. 6 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440);
  • свыше 200 человек – 1 работник.

В организациях, которые относятся к категориям по гражданской обороне и продолжают работу в военное время, с количеством работников:

  • до 500 человек – 1 работник;
  • от 500 до 2000 человек – 2–3 работника;
  • от 2000 до 5000 человек – 3–4 работника;
  • свыше 5000 человек – 5–6 работников.

В организациях, которые прекращают работу в военное время, не обязательно назначать отдельного работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, поэтому функции такого работника можно оформить другому сотруднику организации по совмещению. Например, поручить работу по гражданской обороне специалисту по охране труда по совмещению.

Об этом сказано в пункте 6 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440.

Внимание: следует учесть, что в штатное расписание в любом случае необходимо ввести должность инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям независимо от того, каким образом будет оформлен сотрудник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны: по внутреннему совместительству или по совмещению должностей.

Поскольку для оформления совмещения должностей должность также должна быть предусмотрена в штатном расписании (ст. 60.2 ТК РФ). Отличия только в том, что при внутреннем совместительстве сотрудник выполняет дополнительную работу в свободное от основной работы время (ст. 60.1 и ч. 1 ст. 282 ТК РФ).

Для этого работодатель заключает с сотрудником отдельный трудовой договор (ст. 60.1 ТК РФ). А при совмещении должностей сотрудник занимается дополнительной работой в течение своего обычного рабочего дня. При этом дополнительная работа подлежит оплате и возможна только с письменного согласия сотрудника (ст. 60.

2 ТК РФ).

На должности работников по гражданской обороне назначают лиц, которые имеют соответствующую подготовку в области гражданской обороны (п. 10 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440).

Дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области гражданской обороны можно пройти:

  • в образовательных организациях, которые имеют соответствующую лицензию, в том числе в учебно-методических центрах по дополнительной профессиональной программе в области гражданской обороны;
  • на курсах гражданской обороны.

Об этом говорится в пункте 23 приложения к приказу МЧС России от 13 ноября 2006 г. № 646.

Внимание: руководитель организации не может выполнять обязанности уполномоченного по ГО и ЧС, но при этом он также обязан проходить обучение по ГО и ЧС. Поэтому в организации должно быть не менее двух обученных: руководитель организации и сотрудник, ответственный за гражданскую оборону (п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841).

Квалификационные требования к работникам по гражданской обороне установлены в приказе Минздравсоцразвития России от 10 декабря 2009 г. № 977, а также в приказе Минтруда России от 3 декабря 2013 № 707н.

Так, инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование и подготовку по специальной программе по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.

Если в организации создают отдел по гражданской обороне, то руководителем можно назначить заместителя директора организации.

Такой порядок предусмотрен в пункте 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782, и пункте 5 постановления Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547.

Основные функции и задачи, которые решает подразделение или уполномоченный сотрудник, установлены в Примерном положении, утвержденном приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440. Примерные должностные обязанности работника по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям можно посмотреть в должностной инструкции.

Работника, который будет уполномоченным на решение задач по гражданской обороне в организации, назначьте приказом.

Обучение сотрудников

Одной из обязанностей работодателя в области гражданской обороны является обучение сотрудников организации по гражданской обороне. Такое обучение проводят, чтобы подготовить сотрудников к умелым и адекватным действиям при угрозе и опасности во время чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.

Порядок обучения установлен в Положении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.

Так, все работодателя обязаны:

  • разработать программу курсового обучения в области гражданской обороны сотрудников;
  • проводить курсовое обучение сотрудников по утвержденной программе;
  • разработать программу проведения с сотрудниками вводного инструктажа по гражданской обороне;
  • организовать и проводить вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми сотрудниками в течение первого месяца их работы.

Об этом говорится в подпункте «г» пункта 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.

Программы курсового обучения и вводного инструктажа разработайте на основе примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.

  • Иван Шкловец,заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
  • С уважением и пожеланием комфортной работы, Анастасия Синицына,
  • эксперт Системы Кадры

Справочная информация: «Профессиональные стандарты и квалификации» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И КВАЛИФИКАЦИИ В справочной информации содержатся: 1. Профессиональные стандарты 2. Профессиональные квалификации.

Профессиональные стандарты обязательны к применению работодателями в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если они установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ), другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 195.

3 ТК РФ). Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с ч. 1 ст. 195.

3 ТК РФ, могут использоваться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).

Для определения соответствия квалификации работника или лица, претендующего на осуществление определенного вида трудовой деятельности, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проводится независимая оценка квалификации (п.

3, п. 7 ст. 2, ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее — Закон N 238-ФЗ). Порядок проведения независимой оценки квалификации установлен ч. 2 ст. 1 Закона N 238-ФЗ. При его применении следует учитывать исключения, предусмотренные в ч. 3, ч. 4 ст. 1, и ст. 11 указанного Закона. Дополнительно см.

: О разработке и утверждении профессиональных стандартов >>> О применении профессиональных стандартов >>> О независимой оценке квалификации >>> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих Справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования Таблица соответствия ОКЗ-2014 и ОКЗ-93

  • 1. Профессиональные стандарты
    • Образование и наука
    • Здравоохранение
    • Социальное обслуживание
    • Культура, искусство
    • Физическая культура и спорт
    • Связь, информационные и коммуникационные технологии
    • Административно-управленческая и офисная деятельность
    • Финансы и экономика
    • Юриспруденция
    • Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн
    • Средства массовой информации, издательство и полиграфия
    • Обеспечение безопасности
    • Сельское хозяйство
    • Лесное хозяйство, охота
    • Рыбоводство и рыболовство
    • Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
    • Транспорт
    • Добыча, переработка угля, руд и других полезных ископаемых
    • Добыча, переработка, транспортировка нефти и газа
    • Электроэнергетика
    • Легкая и текстильная промышленность
    • Пищевая промышленность, включая производство напитков и табака
    • Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, мебельное производство
    • Атомная промышленность
    • Ракетно-космическая промышленность
    • Химическое, химико-технологическое производство
    • Металлургическое производство
    • Производство машин и оборудования
    • Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
    • Судостроение
    • Автомобилестроение
    • Авиастроение
    • Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.)
    • Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности
  • 2. Профессиональные квалификации
    • Социальное обслуживание
    • Культура, искусство
    • Физическая культура и спорт
    • Связь, информационные и коммуникационные технологии
    • Административно-управленческая и офисная деятельность
    • Финансы и экономика
    • Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн
    • Обеспечение безопасности
    • Сельское хозяйство
    • Лесное хозяйство, охота
    • Рыбоводство и рыболовство
    • Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
    • Транспорт
    • Добыча, переработка, транспортировка нефти и газа
    • Электроэнергетика
    • Пищевая промышленность, включая производство напитков и табака
    • Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, мебельное производство
    • Атомная промышленность
    • Ракетно-космическая промышленность
    • Химическое, химико-технологическое производство
    • Металлургическое производство
    • Производство машин и оборудования
    • Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
    • Судостроение
    • Автомобилестроение
    • Авиастроение
    • Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.)
    • Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности

Открыть полный текст документа

Вопрос: В ходе работ по применению профессиональных стандартов в нашей организации мы столкнулись с тем, что часть профессиональных стандартов являются закрытыми, хотя могут соответствовать ряду областей деятельности нашей организации. В частности, это профессиональный стандарт: «Специалист по мобилизационной работе» (утвержден приказом Минтруда России N 263н 17.04.2014 г.), а также иные профессиональные стандарты, закрытые для общего пользования.

Каким образом мы можем ознакомиться с содержанием данных профессиональных стандартов, чтобы установить область их применения к деятельности нашей организации? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», январь 2017 г.)

В ходе работ по применению профессиональных стандартов в нашей организации мы столкнулись с тем, что часть профессиональных стандартов являются закрытыми, хотя могут соответствовать ряду областей деятельности нашей организации.

В частности, это профессиональный стандарт: «Специалист по мобилизационной работе» (утвержден приказом Минтруда России N 263н 17.04.2014 г.), а также иные профессиональные стандарты, закрытые для общего пользования.

Каким образом мы можем ознакомиться с содержанием данных профессиональных стандартов, чтобы установить область их применения к деятельности нашей организации?

  1. Приведённый Вами профессиональный стандарт не подлежит официальному опубликованию, как содержащий сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
  2. Ознакомление с данным и иными подобными профессиональными стандартами возможно только для лиц, допущенных к государственной тайне в установленном законом порядке.
  3. Правовое обоснование:

Согласно пункту 8 Указа Президента РФ от 23.05.

1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются — нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», январь 2017 г.

Минтруд представил профстандарт специалиста по мобилизационной работе

Минтруд разработал проект ведомственного приказа «Об утверждении профессионального стандарта специалиста по мобилизационной работе».

Текст проекта представлен на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Документ определяет единый подход к содержанию трудовой деятельности (трудовых функций), требования к образованию и обучению, опыту практической работы, особые условия допуска к работе специалистов по мобилизационной работе в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных органах и организациях.

http://www.klerk.ru/job/news/351622/

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *