Должностной регламент государственного гражданского служащего: пример из приказа Минтруда от 31.05.2022 № 351

Государственные служащие – особая категория работников. Эта статья расскажет о том, что такое должностной регламент госслужащего, как он создается и где применяется.

Это локальный нормативный акт, который определяет и устанавливает требования к квалификации, должностные права, обязанности и ответственность государственного служащего.

Сфера деятельности — взаимодействие с коллегами и внешними организациями.

Перечень госуслуг, порядок и сроки их оказания, ограничения и запреты, связанные со служебной деятельностью, — все эти вопросы также включены в регламент.

Пункт 3 части 3 статьи 24 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 указывает на регламент, как на существенное условие служебного контракта: должностной регламент является его неотъемлемым приложением. Похожие локальные нормативные акты — это должностной регламент муниципального служащего и должностная инструкция.

Что это такое и где применяется

Регламент используется в сфере госслужбы при проведении конкурса на замещение вакантной должности для определения соответствия соискателя. Он также понадобится при аттестации персонала для разработки аттестационных материалов и проверки квалификации сотрудников. При формировании кадрового резерва и оценке показателей деятельности служащих без него тоже не обойтись.

Порядок разработки и утверждения

Для учреждений государственной службы не установлена единая форма должностного регламента. Каждое ведомство разрабатывает и утверждает ее самостоятельно. Чтобы разработать этот документ, нам понадобится:

  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  • положение (или другой документ) о госоргане, его функциях, организационной структуре, внешних и внутренних бизнес-процессах, виде, порядке и сроках оказываемых услуг;
  • штатное расписание с наименованием подразделений и должностей;
  • положение (или другой документ) о внутреннем подразделении, к которому относится нужная нам должность;
  • должностные обязанности и права специалиста (их необходимо составить совместно с непосредственным руководителем);
  • утвержденная примерная типовая форма. В ней уже есть все необходимые разделы и понадобится только дополнить недостающие сведения.

Если такого образца нет, то можно воспользоваться предложенной нами примерной типовой формой должностного регламента начальника отдела и на ее основе разработать собственный бланк самостоятельно. Единого для всех структур государственной службы стандарта нет, каждый орган разрабатывает и утверждает форму самостоятельно

Должностной регламент начальника отдела по вопросам культуры, типовая форма

Должностной регламент государственного гражданского служащего: пример из приказа Минтруда от 31.05.2022 № 351

Скачать

Разработанный проект необходимо согласовать. Как правило, должностные регламенты гражданских служащих утверждаются непосредственным руководителем служащего, кадровой, юридической и финансовой службами. Замечания, изменения, даты согласования и подписи отражаются в листе согласования.

Должностной регламент государственного гражданского служащего: пример из приказа Минтруда от 31.05.2022 № 351

Скачать

Полностью согласованный документ утверждается и вводится в действие приказом представителя нанимателя (руководителя органа государственной службы). Его действие начинается с момента подписания приказа об утверждении, если не оговорена другая дата.

Структура регламента

Структура регламента должна содержать следующие разделы:

  1. Общие положения, где отражено наименование должности и подразделения, куда принят сотрудник; кому он будет подчиняться и кто подписывает приказ о назначении.
  2. Требования к уровню образования, стажу госслужбы и работы по специальности, знанию нормативных и законодательных актов и т. д.
  3. Должностные обязанности и ответственность за их неисполнение, а также права сотрудника.
  4. Вопросы и задачи для принятия самостоятельных решений.
  5. Вопросы и задачи, в решении которых сотрудник обязательно принимает участие.
  6. Сроки и последовательность подготовки согласования и принятия различных решений, проектов, нормативных актов и т. д.
  7. Взаимодействие с другими служащими внутри своего госоргана, с другими организациями и гражданами.
  8. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям.
  9. Показатели эффективности и результативности его профессиональной деятельности.

Разделы со второго по девятый являются обязательными и закреплены в статье 47 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В конце обязательно прикладываем лист ознакомления с подписью и датой, когда ознакомлен сотрудник

Порядок внесения изменений в регламент

Изменение этого локального нормативного акта затрагивает существенные условия служебного контракта.

В одностороннем порядке по инициативе представителя нанимателя изменения возможны, только если они не затрагивают должностные обязанности. Об этом прямо сказано в части 1 статьи 29 Федерального закона № 79.

Для начала готовим проект нового документа, согласовываем и утверждаем его. После этого необходимо уведомить служащего в письменной форме о предстоящих изменениях существенных условий служебного контракта. Сделать это нужно не менее чем за два месяца до даты вступления изменений в силу. Исчисление срока предупреждения начинается на следующий день после даты уведомления.

Проще всего зафиксировать факт уведомления, вручив сотруднику один экземпляр под подпись или отправив письмо с уведомлением о вручении по почте. Общий стандарт уведомления не установлен. Мы предлагаем использовать следующий образец.

Должностной регламент государственного гражданского служащего: пример из приказа Минтруда от 31.05.2022 № 351

Скачать

Специалист вправе выбрать: продолжить службу на той же должности в изменившихся условиях, перейти на предложенную вакантную должность или отказаться от продолжения службы вообще.

Если он согласен на продолжение деятельности в той же или новой предложенной должности, то оформляем дополнительное соглашение к служебному контракту. Требование об обязательной письменной форме соглашения указано в пункте 5 статьи 24 Федерального закона № 79.

В документе отражаем все вносимые изменения и подписываем у представителя нанимателя и непосредственно у госслужащего.

Несогласие сотрудника продолжить службу после изменения существенных условий также обязательно оформляем в письменном виде. Основанием для такого требования служит пункт 4 статьи 29 Федерального закона № 79.

Такой отказ будет основанием для расторжения служебного контракта в одностороннем порядке по основаниям пункта 7 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79.

Нормативные правовые акты в сфере государственной гражданской и муниципальной службы

  • Федеральные законы
  • Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»
  • Постановления Правительства Российской Федерации

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 256 «О федеральной государственной информационной системе «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации»

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 года № 397 «Об утверждении единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов»
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2018 года № 227 «О некоторых мерах по внедрению информационных технологий в кадровую работу на государственной гражданской службе Российской Федерации»
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2019 года № 1056 «О едином специализированном информационном ресурсе, предназначенном для профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации»
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 года № 1296 «Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации»
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2019 года № 618 «Об утверждении Положения о прохождении служебной стажировки государственными гражданскими служащими Российской Федерации»
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2020 года № 9 «Об утверждении единой методики прохождения испытания на государственной гражданской службе Российской Федерации в федеральных органах исполнительной власти»
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 2020 года № 40 «О внесении изменения в перечень государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов и результатом предоставления которых является документ, содержащий информацию из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги»
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 года N 887 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2020 году»
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 09 сентября 2020 № 1387 «Об утверждении единой методики проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» 
  10.                 Распоряжения Правительства Российской Федерации 
  11. Распоряжение Правительства РФ от 24 января 2020 года N 91-р
  12. Правовые акты органов государственного управления и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации
  13. Постановление Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 69«Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» 
  14. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22 декабря 2003 года № 117н «О трудовых книжках»
  15. Приказ Федерального архивного агентства от 20 декабря 2019 года № 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения»
  16. Приказ Федерального архивного агентства от 20 декабря 2019 года № 237 «Об утверждении Инструкции по применению Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения»
  17. Постановление Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № 730 п «Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений»
  18. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 января 2020 года № 23н «Об утверждении формы сведений о трудовой деятельности, предоставляемой работнику работодателем, формы предоставления сведений о трудовой деятельности из информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации и порядка их заполнения»
  19. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 5 ноября 2015 года № 848н/442 «О Регламенте работы федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров»
  20. Указы Президента Российской Федерации
  21. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»
  22. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)»
  23. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»
  24. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года  № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим»
  25. Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2013 года № 126 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров»
  26. Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 16 «О валификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы»
  27. Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2019 года № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации»
  28. Указ Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 года № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы»
Читайте также:  Больничный после увольнения 2022 Трудовой кодекс

Указ Президента Российской Федерации от 31.08.2020 № 536 «Об утверждении Положения о порядке организации экспериментов, направленных на развитие федеральной государственной гражданской службы» 

  • Законы Оренбургской области
  • Закон Оренбургской области от 12 сентября 2000 года № 660/185-ОЗ «О стаже государственной гражданской (муниципальной) службы Оренбургской области»
  • Закон Оренбургской области от 30 декабря 2005 года № 2893/518-III-ОЗ «О государственной гражданской службе Оренбургской области»
  • Закон Оренбургской области от 1 марта 2006 года № 3131/532-III-ОЗ «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы государственным гражданским служащим Оренбургской области»
  • Закон Оренбургской области от 27 июня 2006 года № 186/45-IV-ОЗ «О реестре государственных должностей и реестре должностей государственной гражданской службы Оренбургской области»
  • Закон Оренбургской области от 10 октября 2007 года № 1599/344-IV-ОЗ «О едином реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Оренбургской области»
  • Закон Оренбургской области от 10 октября 2007 года № 1611/339-IV-ОЗ «О муниципальной службе в Оренбургской области»
  • Закон Оренбургской области от 15 сентября 2008 года № 2368/496-IV-ОЗ «Об утверждении типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих в Оренбургской области»
  • Закон Оренбургской области от 29 сентября 2010 года № 3838/900-IV-ОЗ «О кадровом резерве на государственной гражданской службе Оренбургской области»
  • Закон Оренбургской области от 28 июня 2011 года № 247/37-V-ОЗ «О соотношении должностей муниципальной службы в Оренбургской области и должностей государственной гражданской службы Оренбургской области»
  • Закон Оренбургской области от 29 июня 2017 года № 439/100-VI-ОЗ «Об утверждении положения о порядке заключения договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы»
  • Постановления Правительства Оренбургской области
  • Постановление Правительства Оренбургской области от 6 октября 2010 года № 718-п  «Об определении размеров стоимости образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Оренбургской области
  • Постановление Правительства Оренбургской области от 22 декабря 2010 года № 927-п «О ежегодном конкурсе на звание «Лучший государственный гражданский служащий органов исполнительной власти Оренбургской области»
  • Постановление Правительства Оренбургской области от 11 апреля 2013 года № 299-п «Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы Оренбургской области в органах исполнительной власти области, по которым предусматривается ротация государственных гражданских служащих»
  • Постановление Правительства Оренбургской области от 12 ноября 2013 года № 1030-п «Об утверждении положения о порядке проведения экспериментов в органах исполнительной власти Оренбургской области или в их структурных подразделениях в рамках программ развития государственной гражданской службы Оренбургской области»
  • Постановление Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2018 года №  889-пп «Об утверждении государственной программы «Реализация региональной политики в Оренбургской области»
  • Постановление Правительства Оренбургской области от 24 сентября 2019 года № 747-пп «О плане мероприятий («дорожной карты») по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Оренбургской области на 2019–2022 годы»
  •  Постановление Правительства Оренбургской области от 27 апреля 2020 года № 332-пп «Об утверждении региональной программы развития муниципальной службы в Оренбургской области на 2020-2024 годы»
  • Указы Губернатора Оренбургской области
  • Указ Губернатора Оренбургской области от 17 декабря 2009 года № 245-ук «О возложении полномочий государственного органа Оренбургской области по управлению государственной гражданской службой Оренбургской области»

Указ Губернатора Оренбургской области от 20.10.2008 № 128-ук «О резерве управленческих кадров»

  1. Указ Губернатора Оренбургской области от 24 декабря 2009 года № 251-ук «О порядке разработки и утверждения индивидуальных планов профессионального развития государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Оренбургской области» 
  2. Указ Губернатора Оренбургской области от 25 февраля 2011 года № 80-ук «О Кодексе этики и служебного поведения государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Оренбургской области»
  3. Указ Губернатора Оренбургской области от 4 марта 2011 года № 96-ук «Об утверждении положения о порядке заключения договора на обучение между государственным органом Оренбургской области и гражданином с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы»
  4. Указ Губернатора Оренбургской области от 25 января 2012 года № 31-ук «Об утверждении положения о служебном удостоверении, выдаваемом в органах исполнительной власти Оренбургской области»
  5. Указ Губернатора Оренбургской области от 8 мая 2013 года № 483-ук «Об утверждении  порядка организации дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Оренбургской области»
  6. Указ Губернатора Оренбургской области от 8 мая 2013 года № 489-ук «Об утверждении методики проведения конкурсных процедур на заключение договора на обучение между государственным органом Оренбургской области и гражданином с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы»
  7. Указ Губернатора Оренбургской области от 1 июля 2013 года № 676-ук «Об утверждении примерного должностного регламента государственного гражданского служащего органа исполнительной власти Оренбургской области»
  8. Указ Губернатора Оренбургской области от 9 января 2014 года № 5-ук «Об утверждении положения о государственном заказе на дополнительное профессиональное образование государственных  гражданских  служащих  Оренбургской области»
  9. Указ Губернатора Оренбургской области от 25 июня 2014 года № 384-ук  «Об утверждении положения о порядке организации и проведения служебных проверок в отношении лиц, замещающих должности государственной гражданской службы категории «Руководители» высшей группы должностей в органах исполнительной власти Оренбургской области»
Читайте также:  Что нужно знать про северные надбавки и районный коэффициент в 2022 году

Указ Губернатора Оренбургской области от 13.04.2015 № 236-ук «Об утверждении Типового положения о порядке прохождения испытания при назначении на должность государственной гражданской службы Оренбургской области в органах исполнительной власти Оренбургской области»

  • Указ Губернатора Оренбургской области от 30 октября 2015 года № 829-ук «Об утверждении положения о порядке и условиях командирования лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы в органах исполнительной власти Оренбургской области»
  • Распоряжения Губернатора Оренбургской области
  • Распоряжение Губернатора Оренбургской области от 16 января 2012 года № 2-р «О возложении отдельных полномочий представителя нанимателя на руководителей органов исполнительной власти Оренбургской области» 

Министерство труда и социальной защиты РФ: Официальный сайт | Квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с положениями части 8 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г.

№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на системной основе осуществляется поддержание в актуальном состоянии Справочника квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (далее – справочник, гражданская служба, область и вид деятельности, гражданские служащие соответственно).

Обновленная версия справочника подготовлена на основе предложений государственных органов, поступивших в Минтруд России за I квартал 2022 года. Также обновлен Перечень областей и видов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации, который является основой раздела «Профессионально-функциональные квалификационные требования» справочника.

Подходы к применению справочника приведены в Методическом инструментарии по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы (Версия 3.2) (далее – Методический инструментарий).

Справочник и Методический инструментарий рекомендуется использовать в работе федеральным государственным органам, государственным органам субъектов Российской при совершенствовании должностных регламентов гражданских служащих в части включения в них квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы, сформированных с учетом областей и видов деятельности и учитываемых в ходе кадровых процедур для оценки профессионального уровня гражданских служащих (граждан Российской Федерации).

Методический инструментарий по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы (Версия 3.2)

docx 229,90 КБ

Скачать

Рекомендуемая структура положений должностного регламента государственного гражданского служащего, посвященных квалификационным требованиям

docx 34,50 КБ

Скачать

Пример положений должностного регламента государственного гражданского служащего, посвященных квалификационным требованиям

docx 23,97 КБ

Скачать

Перечень областей и видов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации

xlsx 243,42 КБ

Скачать

Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих

doc 9,56 МБ

Должностной регламент государственного гражданского служащего

«Кадровик. Кадровое делопроизводство», 2008, N 12

Должностной регламент государственного гражданского служащего

Эффективность работы аппарата управления в целом и каждого из его подразделений в отдельности во многом зависит от того, насколько четко определены, согласованы, сбалансированы все составные части, звенья и элементы управляющей системы.

Достичь этого на государственной службе помогают квалифицированно разработанные должностные регламенты всех категорий гражданских служащих.

Автор статьи излагает основные требования к построению, содержанию и изложению должностного регламента государственного гражданского служащего.

Практическое применение в системе государственного и муниципального управления широкого круга актов локального правотворчества требует соблюдения их системной согласованности.

Акты должны соответствовать действующему в России законодательству, быть согласованными между собой и с другими организационно-распорядительными документами.

В целях обеспечения этого требования принципиально важно соблюдать несколько основополагающих условий.

Во-первых, целесообразно следовать принципу последовательности при разработке нормативно-правовых актов, согласно которому всегда надо двигаться от более общих (первичных) положений к детерминированным (вторичным) нормам, то есть от более общих к конкретным актам.

Сначала составляются положения о структурных звеньях управления (подразделениях органа власти), затем на их основе — модели должностей или положения о должностях. И только потом надо браться за разработку должностных регламентов, которые используются на государственной гражданской службе, и должностных инструкций, применяемых на муниципальной службе.

Во-вторых, в целях достижения единообразного подхода к составлению подобного рода документов, а также для обеспечения необходимой содержательности и хорошей сопоставимости проектируемых норм все виды организационно-правовых актов, как-то: статутарные, процедурные, регламентированные и другие должны разрабатываться на основе единых методических установок.

Реализация этого требования сопряжена с известными трудностями по одной простой причине. До настоящего времени на гражданской службе отсутствуют достаточно подробные, четкие и понятные, легко применимые и качественно выполненные методические рекомендации по разработке локальных нормативно-правовых актов.

В силу чего субъекты кадровой работы на местах вынуждены самостоятельно отрабатывать структуру и содержание таких документов, что не всегда обеспечивает требуемую полноту и качество содержащихся в них норм. Особенно это проявилось при разработке должностных регламентов гражданских служащих. Законодательно переход на должностные регламенты осуществлен с 01.02.2005.

Однако зачастую имеющиеся разработки практически мало отличаются от действовавших ранее должностных инструкций.

Словарь кадрового делопроизводства. В числе форм права, дополняющих закон в тесном смысле наряду с административными распоряжениями и судебной практикой, имеет чрезвычайно важное значение право статутарное, или автономическое, то есть нормы, издаваемые самоуправляющимися общественными союзами и учреждениями.

  • Статуты играют роль самостоятельных источников права вследствие невозможности для центральной законодательной власти объять своими определениями все разнообразие жизненных отношений.
  • В-третьих, эффективное применение документов, устанавливающих функции управления, профессиональные обязанности, служебные права и ответственность звеньев управления и должностных лиц, возможно при исполнении еще одного немаловажного требования — отработанности процедур подготовки проектов нормативно-правовых актов и надлежащего утверждения этих актов.
  • Значение и содержание должностного регламента

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ) так определяет значение и содержание должностного регламента — документа (ст. 47):

1. Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

  1. 2. В должностной регламент включаются:
  2. — квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
  3. — должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
  4. — перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
  5. — перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
  6. — сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
  7. — порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
  8. — перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
  9. — показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Читайте также:  Навыки бухгалтера в резюме: примеры

Перечисленные позиции представляют собой набор обязательных разделов должностного регламента.

При условии подробного и точного составления этих разделов содержащиеся в них нормы будут наиболее полно отражать порядок организации и содержание управленческой деятельности сотрудников государственной гражданской службы, конкретно определять, каким образом то или иное должностное лицо обязано и может действовать, что является основанием для оценки деятельности гражданского служащего, в том числе для привлечения к ответственности либо для поощрения.

  • В соответствии с действующим законодательством типовые (примерные) должностные регламенты утверждаются соответствующими органами по управлению государственной службой, а до образования таковых данную функцию временно выполняют существующие органы государственной власти федерального уровня, а также на уровне субъектов.
  • Составление и наличие типовых должностных регламентов применительно к группам должностей гражданской службы (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие должности) не исключает разработки конкретных регламентов по имеющимся в наличии должностям на основе и с учетом типовых разработок.
  • Конкретные должностные регламенты разрабатываются, таким образом, применительно к действующим должностям гражданской службы для непосредственного определения содержания деятельности, обязанностей, прав, ответственности и других положений, о которых упоминалось выше.

Ответственность за разработку конкретных должностных регламентов и обеспечение ими гражданских служащих несут их непосредственные начальники. Проекты таких регламентов желательно составлять с привлечением сотрудников, для которых эти документы разрабатываются.

Утверждаются конкретные должностные регламенты представителем нанимателя.

В данном случае представитель нанимателя — это руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, что указано в ст. 1 Закона N 79-ФЗ.

Чтобы должностные регламенты стали действенным средством установления и поддержания порядка на государственной гражданской службе, важно обеспечить их полное и точное соответствие реальному положению дел на каждый текущий момент времени.

Для этого целесообразно проводить периодическую (например, один раз в год) ревизию содержащихся в регламенте положений и вносить в них определенные коррективы в соответствии с изменившимися условиями, функциями, факторами управления и обязанностями должностных лиц.

Должностные регламенты вводятся в действие со дня их утверждения, если в приказе об утверждении не оговаривается иной срок введения в действие, сообщаются гражданским служащим при оформлении на службу до заключения служебного контракта.

В процессе практической деятельности гражданские служащие должны самостоятельно отслеживать соответствие норм регламента исполняемым обязанностям, правам и иным конкретным действиям. При выявлении расхождений ставить вопрос о внесении соответствующих изменений в существующие регламенты. Такая мера позволяет дополнить контроль «сверху» за содержанием регламентов контролем «снизу».

  1. Основные недостатки создаваемых регламентов
  2. Первый опыт широкого внедрения должностных регламентов показывает, что основными их недостатками являются:
  3. — неполное определение обязанностей, прав и ответственности гражданских служащих, а также их взаимосвязей, что ведет к их несбалансированности и несогласованности;
  4. — недостаточно четкое отражение государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям;
  5. — как правило, слишком общее отражение квалификационных требований к уровню и характеру знаний, умений и навыков;
  6. — неотработанность показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.
  7. Эти и некоторые другие встречающиеся недостатки указывают на формальный подход к столь ответственному делу, каким является разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную служебную деятельность гражданских служащих.
  8. Несовершенные должностные регламенты не выполняют в должной мере своей регламентирующей и регулирующей роли. В силу чего уместны следующие рекомендации:
  9. во-первых, важно точно разграничивать и юридически закреплять, какого типа действия выполняются гражданскими служащими каждой конкретной категории — руководителями разных уровней, помощниками (советниками), функциональными специалистами и обеспечивающими специалистами;
  10. во-вторых, большое значение имеет научно обоснованное или эмпирически взвешенное распределение прав по уровням управленческой иерархии, обеспечивающее возможность должностным лицам выполнять возлагаемые на них обязанности максимально эффективно, оперативно и самостоятельно, без боязни «переступить черту недозволенности и быть наказанным за инициативное право»;
  11. в-третьих, столь же необходима четкая и в правовом отношении квалифицированная формулировка подраздела регламента об ответственности конкретного должностного лица; основной акцент здесь должен быть сделан на максимально адекватную разработку фактических оснований ответственности гражданского служащего, то есть на характеристике служебных упущений и нарушений, за которые тот может понести реальную ответственность (административную, дисциплинарную, уголовную и др.);
  12. в-четвертых, ясная и понятная система отработанных общих показателей и конкретных критериев качества и эффективности выполнения служебных обязанностей позволяет как самому должностному лицу, так и тем, кто оценивает его деятельность, сопоставлять полученные итоги с запрограммированными результатами;
  13. в-пятых, полезность действия должностного регламента только повышается, если в нем дополнительно к обязательным разделам предусматривать отражение таких вопросов, как обязанности по соблюдению этико-психологических правил поведения служащего и др.
  14. Требования к создаваемому регламенту
  15. Основные требования к построению, содержанию и изложению должностного регламента могут быть сведены к следующему:
  16. — название регламента должно содержать точное наименование должности, на которую он разработан. В «Общих положениях» следует предусматривать отдельную графу для указания количества служащих в данной должности;
  17. — состав регламента должен быть разбит на разделы и включать в себя как обязательные разделы, наличие которых законодательно определено, так и дополнительных по усмотрению самого государственного органа;
  18. — разделы должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Разделы можно при необходимости разбивать на подразделы, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела;
  19. — содержание текста регламента должно быть по возможности кратким, но четким и достаточным для единообразного понимания сути изложенного, то есть не допускать возможностей различного толкования содержащихся в документе норм;
  20. — при изложении обязательных для должности характеристик и требований в тексте регламента предпочтительно применять слова «должен», «обязан», «имеет право», «следует», «необходимо» и производные от них;
  21. — в выходных данных регламента должны содержаться сведения о том, кто составил, согласовал и утвердил конкретный должностной регламент, должна быть указана дата ввода в действие должностного регламента;
  22. — в конце регламента желательно предусматривать раздел под названием «Изменения, вносимые в должностной регламент», где они в последующем будут отражаться (табл. 1);

— регламент должен завершаться указанием на ознакомление с ним должностных лиц, для кого этот регламент разработан, по следующей форме (табл. 2).

Таблица 1

N
п/п
Содержание изменения Основание Дата Подпись
руководителя

Таблица 2

N
п/п
Ф.И.О. Дата ознакомления Личная подпись

И.Марченко

Д. с. н.

  • Сибирская академия
  • государственной службы
  • Подписано в печать

12.11.2008

анкета государственного служащегообразец регламента работырегламентсоставление регламентагражданский служащий этокак составить регламентстаж государственной гражданской службы

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *