1. Ваш ребенок нахулиганил. Что вы скажете?
а) «Ты плохой мальчик/девочка, посиди и подумай».
б) «Ты плохо поступил/а, посиди и подумай».
2. Ребенок нарисовал чудовище и сам же его испугался. Что вы сделаете?
а) Отвлеку малыша и спрячу картинку.
б) Сяду рядом, и мы вместе нарисуем чудовищу смешные уши и раскрасим его.
3. Вы страшно боитесь мышей или пауков. Как поведете себя, увидев «монстра», при ребенке?
а) Если появится внезапно, могу завизжать.
б) Не подам виду, что боюсь.
4. Пробегавшая мимо собака облаяла вас, и ребенок испугался. Едва вы успокоили его, к вам подошла приятельница с болонкой на поводке. Как вы поступите?
а) Попрошу ее держать собачку подальше.
б) Похвалю собачку и предложу ребенку погладить ее.
5. Вернувшись из детского сада, ребенок просит включить ему мультфильм. Что вы предложите ему посмотреть?
а) «Монстры в Париже».
б) Про кота Леопольда.
6. Ребенок рассказывает вам страшилку про черную руку. Как вы отреагируете?
а) Смеясь, сообщу ему, что это полная чепуха.
б) Выслушаю, чтобы понять, что его тревожит.
7. Ребенок играет с кружкой. Вы сообщаете, что сейчас из кружки вылезет страшный джинн. Малыш пугается. Что вы делаете?
а) Смеюсь и говорю, что кружку надо поставить на место.
б) Обнимаю ребенка и говорю, что в обиду его не дам, но кружку надо поставить на место.
8. Когда вы смотрите боевик или фильм ужасов, где находится ребенок?
а) Крутится где-то рядом.
б) Играет или занимается в своей комнате.
9. Вы привели ребенка в детский сад. Он расплакался и не отпускает вас. Что вы говорите?
а) Обещаю, что не уйду, а когда он успокаивается, потихоньку ухожу.
б) Говорю, что мне пора идти, но я скоро вернусь.
10. Ребенок проснулся в холодном поту: он рассказывает вам, как за ним гнались монстры. Как вы его успокаиваете?
а) Говорю, что это лишь сон.
б) Придумываю продолжение сна с хорошим концом.
11. На день рождения родственники принесли ребенку в подарок необычную игрушку, а он при виде нее испугался и расплакался. Что вы сделаете?
а) Постараюсь успокоить его, показать и объяснить, какая игрушка хорошая.
б) Спрячу игрушку, а через несколько дней в спокойной обстановке «познакомлю» их снова.
12. Второклассник стал брать старую плюшевую игрушку в постель. Как вы поступите?
а) Немного посмеюсь над ним: все-таки он уже большой.
б) Ничего не скажу, но выясню, что его тревожит.
Подведём итоги
Большинство ответов «а». Вы сами формируете многие детские страхи, не учитывая возрастных особенностей ребенка. Критически оценивая его поведение («чего ты испугался, как маленький»), вы понижаете детскую самооценку, тем самым порождая очередные страхи и комплексы.
Ответов «а» и «б» поровну. Вы знаете, что детская психика отличается от взрослой. Умеете отвлечь и переключить внимание ребенка, дать ему возможность убедиться в необоснованности возникшего страха. Но почему-то вы не всегда верите в искренность собственного малыша. То, что кажется вам ложью, на самом деле обычные детские фантазии, в которых перемешаны правда и вымысел. Вспомните себя в детстве, свои страхи и переживания — и вам станет легче понять своего ребенка.
Большинство ответов «б». Главная ваша заслуга — это умение создать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Если вы умеете вместе посмеяться над тем, что кажется страшным, — все в порядке: смешной злодей не может быть страшным.