Перевод директора школы на должность учителя этой же школы

Перевод директора школы на должность учителя этой же школы

  • ОЛЬГА КУЗНЕЦОВА,
  • юрист

У родителей есть законные основания требовать смены преподавателя. Это право гарантируется Законом «Об образовании в Российской Федерации». Обязанности школьного педагога установлены п. 6 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», при их несоблюдении родители могут просить школу о замене учителя. Вот эти обязанности:

  1. 1) обеспечение реализации в полном объёме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
  2. 2) создание безопасных условий обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасных условий воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

3) соблюдение прав и свобод обучающихся (ст. 34 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), родителей обучающихся.

Перевод директора школы на должность учителя этой же школыЧто делать, если учитель вмешивается в личную жизнь

  • К правам и свободам обучающихся относятся, среди прочего, уважение человеческого достоинства, защита от всех форм физического и психического насилия — в школе недопустимы физические наказания, а также оскорбления учеников, оскорбления личности, охрана жизни и здоровья, а также свобода совести, информации, право на свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
  • Российским законодательством гарантируется право родителей на то, чтобы знакомиться с содержанием образования своих детей, с используемыми в школе методами обучения и воспитания, с оценками успеваемости учеников, а также возможность защищать права и законные интересы детей.

В целях защиты своих прав как сами обучающиеся, так и их родители могут направлять в органы управления школы обращения о применении дисциплинарных взысканий к педагогам, нарушающим права учеников или их родителей. Заявление вы можете подать сами или нанять для этого юриста.

Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению администрацией школы вместе с учениками и родителями.

Кроме того, вы имеете право обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии конфликта интересов педагогического работника.

Последовательность действий родителей, которые хотят поменять учителя по предмету или классного руководителя:

  1. Написать заявление на имя директора школы (пример заявления представлен ниже), в котором вы изложите все известные обстоятельства, являющиеся основанием для отстранения учителя от проведения занятий в классе.
  2. Дождаться рассмотрения заявления директором.

    При необходимости будьте готовы помочь директору школы в выяснении обстоятельств, препятствующих, по вашему мнению, преподаванию конкретного учителя в вашем классе.

  3. Если принятое школой итоговое решение вас не удовлетворяет, вы можете обратиться в вышестоящие инстанции с заявлением о несогласии с таким решением.‍

Заявление о смене учителя в школе

Заявление подаётся родителями в свободной форме на имя директора учебного заведения. Ниже пример подобного заявления.

Перевод директора школы на должность учителя этой же школы

Чем больше обстоятельств, препятствующих преподаванию у детей, вы укажете, тем вероятнее, что в отношении вашего заявления примут положительное решение и удовлетворят ваш запрос на смену учителя.

С просьбой поменять учителя может обратиться как один родитель, так и весь класс — количество родителей, которые должны подписать заявление, не регламентировано. Однако это может повлиять на исход проблемы.

Если учителем недовольны родители одного или двух учеников, скорее всего, школа предложит перевести этих детей в другой класс.

В случае, когда класс единодушно выражает недовольство преподавателем, выше шансы, что учителя поменяют.

Сроки рассмотрения заявлений

Общих регламентированных сроков рассмотрения обращений родителей нет. Такие сроки могут быть закреплены Уставом или другими локальными нормативными актами школы. Как правило, подобные обращения рассматривают в течение 30 календарных дней.

Если в результате рассмотрения заявления школа решила не менять учителя, можно обратиться с аналогичным заявлением в комитет образования при администрации города или района (РОНО), Департамент образования региона, Рособрнадзор.

В тех случаях, когда речь идет о серьёзных нарушениях со стороны педагога (сексуальные домогательства, физическое насилие в отношении детей), стоит обращаться в прокуратуру.

Перевод директора школы на должность учителя этой же школы

Перевод директора школы на должность учителя этой же школы

  1. ВАЛЕРИЯ МЕДВЕДКОВА,
  2. психолог

Если негативный школьный опыт вызван общением с педагогом, у родителя есть несколько вариантов. В первом случае, когда у ребёнка есть проблемы ещё и в других аспектах школьной жизни, имеет смысл задуматься о фундаментальном решении вопроса — сменить школу или перейти на домашнее обучение.

Возможна и ситуация, когда проблема связана с конкретным учителем, на некорректное поведение которого повлиять не получается, а перевод в другую школу не рассматривается.

Тогда родителю необходимо эмоционально грамотно поговорить с ребёнком — выстроить разговор так, чтобы ребёнок мог раскрыться и поделиться своими переживаниями.

Важно, чтобы ребёнок, которого чем-то обижают в школе, не чувствовал себя виноватым, умел замечать и оценивать чужое некорректное поведение.

Родителям предстоит создать дома безопасное пространство для выражения своих эмоций, обсуждения обид. Чем старше ребёнок, тем проще ему будет подстроиться под ситуацию с педагогом так, чтобы она не травмировала его, — особенно, если конфликт с учителем у всего класса или большей его части.

Однако родители должны быть готовы к тому, что от них потребуется дополнительная поддержка, — в том числе, возможно, придётся нанять ребёнку репетитора или пойти с ним к психологу, снизить ожидания от академической успеваемости ребёнка по предмету преподавателя, с которым у учеников не складываются отношения.

Перевод директора школы на должность учителя этой же школыКак помочь ребёнку, если с ним не дружат

Конечно, помочь ребёнку не значит соглашаться с ним во всём. Родитель должен научить ребёнка здраво оценивать конфликтные ситуации, разобраться, действительно ли проблема в педагоге или дело в непосильной школьной программе. Оставаясь на стороне ребёнка, важно не поддаваться детской истерии и сохранять спокойствие.

Родителям, которые решили писать заявление о смене учителя, нужно всегда держаться в поле правовых отношений, вести себя корректно.

Начиная процесс отстранения преподавателя от занятий, вы должны чётко понимать: вашему ребёнку плохо и вы хотите помочь. При наличии ресурсов не лишней может оказаться помощь юриста.

Когда вы не можете сдерживать эмоции, он справится с этим вместо вас и сможет добиться более эффективных результатов.

Школьный педагог «не тянет»

Моя подруга ― мать десятилетнего ребенка. Ее не устраивает учитель английского языка: на уроках он повышает голос на детей и плохо объясняет материал. Чтобы не запускать предмет, ребенок занимается с репетитором. А недавно подруга узнала, что этот учитель не устраивает и других детей. Такая ситуация не редкость.

Результаты опроса Общероссийского народного фронта (ОНФ) показали, что две трети родителей недовольны работой школ. Чаще всего респондентов не устраивает преподавание тех или иных предметов. Я решила выяснить, можно ли поменять учителя, и как это сделать.

Содержание

  1. Профессиональные стандарты педагога
  2. Что делать, если учитель не устраивает отдельных учеников или родителей
  3. Что делать, если учителем недовольны большинство учеников или родителей
  4. К чему может привести встреча родителей с директором
  5. Как проверяют качество преподавания
  6. Подать жалобу в департамент образования

Профессиональные стандарты педагога

Существуют утвержденные стандарты, которым должен соответствовать школьный педагог:

  • уметь спланировать и провести уроки, оценить их эффективность;
  • подобрать подход к разным ученикам, например, к детям, для которых русский язык не является родным;
  • объективно оценивать знания детей, используя разную методику;
  • эффективно регулировать поведение учеников и разрешать конфликтные ситуации в классе;
  • поддерживать в классе деловую, дружескую атмосферу;
  • владеть психологическими навыками, например, грамотно выстроить взаимоотношения с детьми-сиротами или аутистами. 

Список неполный — выделила только ключевые моменты. Кроме этого, педагоги обязаны: 

  • проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности — не реже одного раза в 5 лет;
  • повышать профессиональный уровень — не реже одного раза в 3 года;
  • обучать детей на высоком профессиональном уровне;
  • нести ответственность за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей;
  • соблюдать профессиональную этику.

Что делать, если учитель не устраивает отдельных учеников или родителей

Бывает, что учителем недовольны один-два ученика. Если единичные родители попросят директора школы заменить учителя, они скорее всего, получат отказ.

Чтобы не усугублять и не затягивать конфликт между учеником и учителем, ребенка можно перевести в другой класс, школу или на домашнее обучение.  

Как перевести ребенка в другой класс. Для этого родителю необходимо написать заявление о переводе.

Документ составляют в свободной форме, главное — указать причину перевода. Скачать образец можно здесь. 

Перевод директора школы на должность учителя этой же школыОбразец заявления о переводе ребенка в другой классКак перевести ребенка в другую школу. Иногда один учитель ведет всю параллель. Или в школе вообще один педагог-предметник. Поэтому перевод в другой класс не решит проблемы, придется переводить ребенка в другую школу.  Для этого нужно написать заявление в новое учебное заведение. Скорее всего, директор поинтересуется успеваемостью и поведением ребенка, может провести предварительное тестирование. Если в школе нет свободных мест, ребенка могут не зачислить. Перевод директора школы на должность учителя этой же школыОбразец заявления на перевод ребенка в другую школуМногодетная мама перевела ребенка в частную школу

Как перевести ребенка на семейное обучение. Ребенок может находиться на семейном обучении полностью или частично. При полном экстернате ученик не посещает уроки в школе, при частичном ― самостоятельно изучает выборочные предметы. В течение года ребенок проходит промежуточную аттестацию. Тестирование помогает определить уровень подготовки и вывести итоговые оценки. 

Читайте также:  Электронные сведения о трудовой деятельности с 2022 года

Чтобы перевести ребенка на домашнее обучение, родителям нужно подать в городской департамент образования следующие документы:

  • уведомления о выборе семейной формы обучения;
  • паспорт родителя или законного представителя;
  • свидетельство о рождении или паспорт ребенка;
  • заявление об отчислении из школы, в которой обучался ребенок;
  • договор на промежуточную аттестацию — заключают со школой, в которой ребенок будет проходить проверку знаний. 

Образец уведомления о выборе семейной формы обучения можно скачать здесь. Перевод директора школы на должность учителя этой же школыБланк уведомления о выборе семейной формы обученияПлюсы и минусы семейного обучения

Что делать, если учителем недовольны большинство учеников или родителей

Формально родители не могут заменить педагога, это прерогатива дирекции школы. Однако родитель представляет интересы ребенка и может потребовать, чтобы учитель выполнял трудовые обязанности: качественно проводил уроки, не проявлял агрессии и негативных эмоций по отношению к ученику.

Если ребенок жалуется, что не понимает объяснений учителя, не может найти с ним общего языка, и знания по предмету оставляют желать лучшего — можно добиться смены педагога. Рассказываем, как следует действовать. 

Составить коллективное заявление.

Если учитель не нравится многим родителям, им следует объединиться — к коллективной жалобе директор отнесется серьезнее. 

В заявлении нужно перечислить претензии и попросить заменить преподавателя. Документ составляют в двух экземплярах: один остается у родителей, второй передают директору. Помимо претензий, необходимо написать следующую фразу: «Просим разобраться в ситуации и о результатах проверки сообщить в письменном виде».

К заявлению можно приложить доказательства, например, тетрадь с домашней работой, в которой учитель допустил грамматические ошибки. Или запись с диктофона, на которой педагог обзывает или унижает ребенка. Перевод директора школы на должность учителя этой же школыЗаявление подписывают все недовольные родителиПопросите о личной встрече с директором. Заявление можно отправить заказным письмом на адрес школы, но лучше передать директору лично, чтобы обосновать свою позицию. На встречу с директором можно отправить представителей от недовольных родителей. Беседу с директором желательно записать на диктофон — если родители не достигнут взаимопонимания с администраций, запись можно использовать как доказательство при обращении в городской департамент образования.Важно! Если записанный разговор вы планируете передавать третьим лицам, необходимо предупредить собеседника о записи и заручиться его согласием. В противном случае вас могут оштрафовать на сумму от 5 000 до 10 000 ₽.

К чему может привести встреча родителей с директором

Я поговорила с завучем общеобразовательной школы и выяснила, каких результатов могут добиться родители. 

Директор поговорит с участниками учебного процесса.

Если у администрации и родителей учеников из других классов нет претензий к педагогу, директор может посчитать заявление необоснованным и предложить сообща решить проблему.

Например, предложит назначить встречу, на которую пригласит педагога, представителей администрации и родителей. Если проблема назрела в старших классах, на беседу могут пригласить представителей от учеников. 

Замена педагога — это, как минимум, неудобство для администрации: придется перераспределять нагрузку между учителями, менять расписание занятий. Поэтому директор попытается переубедить родителей менять педагога.

В качестве аргументов может использовать следующие фразы: «это очень хороший специалист с большим стажем работы», «заменить педагога некем». 

Комиссия исследует качество преподавания учителя.

Если родители категорично настаивают на смене педагога, директор предложит провести объективную оценку качества преподавания. 

Как проверяют качество преподавания

Комиссия проверяет знания учеников. Директор создает комиссию, в которую входят учителя и представители школьной администрации. Сотрудники проводят внутреннее расследование: посещают уроки, проверяют поурочные планы, проводят срез знаний учеников.

Качество знаний оценивают по утвержденному уровню обученности:

  • 100-64% — оптимальный уровень;
  • 64-49% — допустимый уровень;
  • 48-36% — удовлетворительный уровень;
  • 35-20% — тревожный уровень;
  • 19-0% — критический уровень.

ПримерКонтрольную работу выполнили 25 учеников, из них 5 человек получили «отлично», 5 человек — «хорошо», 10 человек — «удовлетворительно» и 5 человек — «неудовлетворительно». Каждая «пятерка» равняется 100%, «четверка» — 64%, «тройка» — 36%, «двойка» — 14%.

Полученные результаты суммируют и рассчитывают среднее арифметическое: 5 × 100 + 5 × 64 + 10 × 36 + 5 × 14 = 1 250 — общий результат;1 250 ÷ 25 = 50% — уровень знаний класса. Ученики показали результат, равный 50%, — это допустимый уровень. Скорее всего, претензии родителей носят субъективный характер и не соответствуют действительности.Директор составляет аналитическую справку.

Справку пишут на основании проведенного среза знаний — контрольной работы, диктанта или тестирования. В справке директор указывает успеваемость учеников, уровень обученности и средний балл; перечисляет основные ошибки, например, правописание безударных гласных в корне слова. Кроме этого, составляет рекомендации, например, усилить контроль над преподаванием русского языка. 

Подать жалобу в департамент образования

Бывает, что комиссия определила тревожный или критический уровень обученности, но учителя оставляют на работе. Например, в школе не хватает педагогов и заменить его некем.Родители могут обратиться в городской департамент образования — написать жалобу на низкое качество преподавания учителя и бездействие администрации школы.

К жалобе нужно приложить подтверждающие документы: заявление на имя директора школы, ответ администрации, копию аналитической справки. Жалобу могут написать родители одного ученика, но лучше подавать коллективную. Перевод директора школы на должность учителя этой же школыПримерный образец жалобы на директора среднего общеобразовательного учрежденияСветлана Е., мать школьника:

«В прошлом году родители нашего класса попросили заменить учителя русского языка и литературы. Она кричала на детей, занижала оценки, а новый материал заставляла детей изучать самостоятельно. 

Директор не пошла нам навстречу — объяснила, что нет свободных учителей. Тогда родители составили коллективную жалобу в департамент образования.

Примерно через неделю началась проверка: провели контрольную по русскому языку, проверяющие беседовали с родителями, которые подписали жалобу. Нас просили перечислить претензии.

Проверка длилась примерно через 2 месяца, и после нее учителя заменили». 

Коротко, увлекательно и с пользой о деньгах — в нашем телеграм-канале @life_profit. Присоединяйтесь!

Как выжить учителя из школы. Инструкция для директора

«Я хочу рассказать, как устроена модель управления школой из личного опыта», — так начинается письмо педагога к нам в редакцию Педсовета.

Буквально крик души человека. Мы публикуем его анонимно, чтобы не навлечь на автора еще большие проблемы, поэтому все совпадения с директорами, школами и департаментами совершенно случайны!

Перевод директора школы на должность учителя этой же школы

Пять лет назад в школе, где я преподавала английский, появилась новая директор школы. Пришла не одна, а с Доброй феей, завучем по науке. Решили навести свои порядки, создать свой педагогический коллектив. Поэтому педагоги старого состава подверглись санкциям и вынуждены были уйти.

Началась «текучка кадров». На сегодня уволилось более 70 человек. Уход педагогов, особенно среди года, тяжело переживали дети. Можно ли при такой текучке обеспечить качественное обучение?

На все обращения в департамент я получала примерно такой ответ: «Ничего не поделаешь, они же сами уходят».

Но я не сдалась, такой вот характер, и решила противостоять санкциям, преодолевая одну за другой. Всего их получилось 16. Возможно, кому-то это руководство окажется полезным.

1. Сокращение часов

До меня ушли педагоги, которым сократили нагрузку до 18 часов. Мне пытались сократить часы до с 26,5 до 23. Оказалось, что это изменение трудового договора в одностороннем порядке. И без согласования с работником этого делать нельзя. Но делали…

Летом я получила телеграмму от директора школы о том, что моя нагрузка составляет 23 часа. Юристы сказали мне, что никакой юридической роли данная телеграмма не играет. Если это ознакомление работника с изменением трудового договора в одностороннем порядке, то это незаконно.

2. Выселение из кабинета

Представьте, что опытный математик ходит по школе по разным кабинетам с 11 классами? Или перед 1 сентября выселяют из кабинетов двух учителей начальных классов с выпускными четвертыми классами.

Кстати, педагоги в школе считают, что с учителями сводили счеты, за то, что они не согласились учиться во вторую смену, а директор школы выселила их с благородной целью — освободить кабинеты для новых первоклассников.

Никакие жалобы не помогли.

Я учитель английского языка была «прикреплена» к маленькому кабинету вместе с еще двумя учителями. Поэтому приходилось ходить с выпускными классами 9 и 11 из кабинета в кабинет. Надо учесть и то, что в школе нет учительской.

3. Вторая смена

Наказанием директора школы является «бросить на вторую смену». Я выпустила одиннадцатые классы, мне вдруг дают 8-е классы на второй смене. И пытаются сделать разрыв между сменами. 8-е классы дают необоснованно, просто так, не соблюдая преемственность.

4. Публичная критика

Директор позволяет кричать на учителей и делать публичные замечания на общем совещании педагогов. Например, директору не понравилось, что в группе школы в вайбере «устраивают базар», который она контролирует, хоть и не является членом группы.

За одно мое сообщение в мессенджере вызвали на беседу, после чего я и оказалась под шквалом санкций к увольнению. Директору не понравилось мое утверждение, что вайбер не имеет отношения к школе, и я вполне отдаю себе отчет, что там пишу. А также, что технические устройства школа мне не выдавала.

Читайте также:  Обязанности калькулятора

И говорить грубости на совещании педагогов директору не к лицу.

5. Личная неприязнь

Директор мне лично сказала такую фразу, которую, друзья, я даже написать не могу. Но одна молодая учительница, которая уходила из школы, обратилась с жалобой о грубом обращении директора. И директора приглашали наверх…

6. Игнорирование профессиональных достижений

Девиз директора школы: «Вы — хуже всех!». Мне лично говорили это неоднократно. Однажды директор школы не заметила, как я провела городской семинар для учителей в школе по подготовке к ОГЭ. Не заметила более 30 учителей в школе… И сказала, что думала, что я провожу семинар по интернету.

7. Не подписывать документы на аттестацию

 По этой причине ушли большинство математиков из школы (всего ушли 13 учителей математики). Добрая фея сама математик и курирует аттестацию. На сегодня она является единственным математиком высшей категории.

Не подписывали документы на аттестацию и другим педагогам школы. Известно, что учитель может отправить документы на аттестацию сам. Однако, администрация говорила: «Мы на Вас собираем «пакет» и, если вы самовольно отправите документы, то мы его отправим в аттестационную комиссию». Пакет в данном случае — это некие антидостижения учителя.

Один из ушедших до меня учителей показал мне «пакет», где его обвиняли в плагиате и присвоении чужих достижений. Мало того, по словам учителя, ему согласились подписать документы по аттестации с маленьким условием, что он одновременно напишет заявление на увольнение. Он так и сделал.

Поскольку я подавала документы для аттестации на высшую категорию в четвертый раз, и успешно выпустила 9 и 11 классы, мне было интересно, какой «пакет» предоставят мне. Мой «пакет» составил 28 листов.

Где мне указали, что я предоставляю недостоверную и некачественную информацию. Что меня поразило, некоторые бумаги в этом «пакете» датированы датой, прошедшей два года назад.

Администрация задолго собирала антидостижения.

8. Выговоры за заполнение электронного журнала

Дело в том, что в электронном журнале много неурегулированных технических моментов, которые используются против учителя.

При этом электронный журнал проверяют с экрана, без присутствия и подписи о проверке учителя.

Сама завуч, которая проверяет электронный журнал и выносит педагогам щедро замечания, может спокойно исправлять любые оценки. Поэтому таких выговоров может быть сколько угодно и кому угодно.

9. Выговор за рабочие программы

Когда я листала документы, мое внимание привлек приказ о выговоре учителю за рабочие программы. Тому учителю, который был под санкциями до меня. Я подумала, что меня ждет та же участь. Выговор за рабочие программы в сентябре объявляли неугодному педагогу, который в мае не понял, что нужно уйти.

10. Материальное наказание

На основе выговора лишали выплат. Также понижали выплаты за эффективность в трудовом договоре.

11. Акты о прогулах

Для тех, кто не понял, что он должен уйти сам и как можно быстрее, были акты о прогулах. Делали так: немного сдвигали расписание звонков в этот день, возможно, на второй смене, и учитель не приходил на урок в положенное время. Он об этом и не знал. А потом «Либо пиши по собственному желанию-либо увольнение по статье за прогул».

12. Давление на психику

Я долго не могла найти подходящее название тому, что делала директор школы. И передача о том, как готовят разведчиков, мне в этом помогла. Этот метод назывался «давление на психику». Дело в том, что если на тебя составляют акт, это неприятно. Три человека ставят подписи, и создается угнетающая обстановка.

Первый акт на меня составили, когда я зашла в школу во время отпуска взять документы для аттестации. Мне предложили подписать приказ о том, что я должна ходить на консультации к Доброй фее во время отпуска. Я такой приказ подписывать отказалась, и на меня составили акт.

Это было летом, а в сентябре за мной каждый день ходили три человека и просили подписывать измененный трудовой договор в одностороннем порядке со стороны директора школы. Я отказывалась, потом ушла на больничный, потом снова за мной ходили, что говорится по пятам.

И когда второго учителя вынесли из школы на носилках и увезли в больницу, а мы дружили с этой учительницей, я решила уже подписать трудовой договор в конце сентября, пока меня также не вынесли на носилках.

13. Жалоба

Излюбленная санкция. Внезапно появляется жалоба от родителя или коллеги. В этом случае ничего не докажешь. Писали-то другие люди..

Допустим, чья-то мама написала жалобу. Но директор просит завуча провести работу и зачитать жалобу на заседании методического объединения учителей. Завуч добросовестно это делает и жалобу вносят в протокол заседания. А зачем? В «пакет» на аттестацию против учителя! И плюс давление на психику.

Были и другие случаи, когда директор школы собирала членов объединения и просила каждого высказаться, как плохо работает учитель.

14. Увольнение по статье

Два года назад директор уволила учителя из числа новых приезжих педагогов. Учитель оказался с проблемами. Это подтверждали ученики. Он совсем мало проработал в школе. Его уволили за прогул.

Второй учитель — это я. Во-первых, отказалась увольняться, потому что учила детей со 2 по 10 класс и хотела выпустить их в 11, а во-вторых, дело принципа.

Поскольку противостояние носило уже открытый характер и я написала ряд обращений в департамент, в которых сообщила о многочисленных санкциях в адрес педагогов, в том числе и шантаж к увольнению за прогул.

Так меня уволили за другое — якобы за неисполнение должностных обязанностей (выговор за рабочие программы, пункт 9 и выговор за электронный журнал, пункт 8).

15. Преследование учителя после увольнения

Учителя боялись говорить, куда они уходят, потому что директор школы звонит другим директорам и дает, мягко сказать, негативную характеристику. Друзья, вы думаете, что она говорит, что он плохо учит? Нет, вы даже не представляете, про учителя могут сказать, что она обворовала школу и вынесла какие-то пособия! Я даже боюсь представить, какую характеристику дали мне.

16. Мировое соглашение

Учитель физики подал в суд и заключил мировое соглашение, что он уволен по соглашению сторон.

Когда я оказалась в суде по восстановлению на работе, то меня склоняли и склонили заключить мировое соглашение. Даже адвокат. Мне показалось странным, что директор школы поблагодарила моего адвоката.

Потом я поняла, что директор школы уже заранее знала, что будет мировое соглашение. Также я поняла, что директор школы так и будет поступать с неугодными педагогами — увольнять их через мировое соглашение.

Потом я поплакала и отменила мировое соглашение. И буду идти до Верховного Суда.

Результат управления школой — более 70 уволившихся педагогов, двое уволены в одностороннем порядке. Двух педагогов из школы вынесли на носилках и госпитализировали в больницу на «Скорой помощи».

А дети? Из разговоров с чиновниками всех уровней я поняла, что дети — это некий планктон, который был, есть и будет.

А учителя? Сами уволились…

Может ли руководитель образовательной организации (директор школы) сам себя назначить на должность учителя и заключить с собой договор, если функцию работодателя по отношению к руководителю выполняет уполномоченный муниципальный орган (Управление образования)? Вправе ли директор решать самостоятельно о предоставлении себе педагогической работы? В случае заключения дополнительного соглашения за работу в порядке совмещения как будет данная работа отражена в тарификационном списке, так как доплата за совмещение состоит из вакантной должности учителя?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Соглашение о выполнении директором школы дополнительной работы в виде совмещения должностей со стороны работодателя должно подписать уполномоченное должностное лицо управления образования.

Обоснование позиции: Согласно ст. 60.

2 ТК РФ работнику с его письменного согласия может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. При этом доплата за выполнение этой работы должна быть установлена соглашением сторон (часть вторая ст. 151 ТК РФ).

В силу пп. «ж» п. 2 постановления Минтруда РФ от 30.06.

2003 N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» преподавательская работа руководящих работников образовательных учреждений не является совместительством и не требует заключения трудового договора. Указанная работа допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

Таким образом, преподавательская работа (проведение занятий), выполняемая директором школы в течение установленной продолжительности рабочего дня одновременно со своей основной работой, должна быть оформлена как совмещение должностей по правилам ст. 60.2 ТК РФ и ст. 151 ТК РФ. Для правильного документального оформления выполнения дополнительной работы необходимо оформить два кадровых документа: — приказ (распоряжение) работодателя о выполнении работником дополнительной работы; — соглашение сторон трудового договора, в котором определяется размер доплаты за выполнение работником дополнительной работы. Обращаем внимание на то, что при совмещении профессий (должностей) не происходит назначения работника на другую должность, на него лишь возлагаются обязанности по выполнению дополнительной работы по этой должности. В этой связи соглашение сторон, о котором идет речь в ст. 151 ТК РФ, не является дополнительным соглашением к трудовому договору. Как следует из ст. 60.2 ТК РФ, дополнительная работа выполняется работником «наряду с работой, определенной трудовым договором», то есть она выходит за рамки работы, предусмотренной трудовым договором. Такая работа не может отражаться в трудовом договоре, иначе это будет уже не дополнительная, а предусмотренная трудовым договором работа. Кроме того, в отличие от трудового договора (включая дополнительные соглашения к нему), действие соглашения о выполнении работником дополнительной работы может быть в любой момент досрочно прекращено в одностороннем порядке по инициативе любой из сторон: работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении. О досрочном прекращении выполнения дополнительной работы стороны предупреждают друг друга в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня (часть четвертая ст. 60.2 ТК РФ). При этом такое прекращение выполнения дополнительной работы не означает прекращения, изменения трудового договора — трудовой договор, заключенный с работником, продолжит свое действие и после его отказа от выполнения порученной работы или отмены поручения работодателем.

Читайте также:  Примеры заполнения табеля учета рабочего времени

Вместе с тем пунктом 5.4 Приложения 2 к приказу Министерства образования и науки РФ от 22.12.

2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — Приложение 2 к приказу N 1601) установлено, что определение учебной нагрузки лицам, замещающим должности педагогических работников наряду с работой, определенной трудовым договором, осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором указываются срок, в течение которого будет выполняться учебная (преподавательская) работа, ее содержание, объем учебной нагрузки и размер оплаты. В отношении руководителя, замещающего должность педагогического работника, исключений не установлено.

Как мы поняли из вопроса, речь идет о руководителе муниципального бюджетного учреждения образования, который будет совмещать работу по должности учителя в этом учреждении. Бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ). Бюджетное учреждение является юридическим лицом, приобретающим гражданские права и принимающим на себя гражданские обязанности через свои органы. В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона N 7-ФЗ структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с Законом N 7-ФЗ и иными федеральными законами, а в отношении бюджетного учреждения — также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта РФ или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, — нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом (ст.ст. 48, 53 ГК РФ, ст.ст. 3, 9.2 Закона N 7-ФЗ). В соответствии с п. 4 ст. 123.21 ГК РФ руководитель учреждения назначается учредителем. Учредителем муниципального бюджетного учреждения является муниципальное образование (п. 2 ст. 123.21 ГК РФ), от имени которого согласно п. 2 ст. 125 ГК РФ действуют соответствующие органы местного самоуправления. В силу части 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать муниципальные учреждения; функции и полномочия учредителя в отношении таких учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления, которые, помимо прочего, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных учреждений. В рассматриваемом случае таким органом является администрация муниципального образования, которая перед заключением трудового договора с работником, принятым на должность руководителя учреждения, производила его назначение на должность. При этом трудовой договор с руководителем учреждения по смыслу ст.ст. 20 и 275 ТК РФ должен быть заключен также администрацией муниципального образования, которая в данном случае будет действовать не как работодатель, а как представитель работодателя-учреждения. Поскольку норма пункта 5.4 Приложение 2 к приказу N 1601 указывает на необходимость определения учебной нагрузки работника, выполняющего в порядке совмещения должностей работу учителя, в дополнительном соглашении к трудовому договору, мы считаем, что в данном случае согласовать нагрузку руководителя необходимо уполномоченному лицу соответствующего органа местного самоуправления, на которого возложена обязанность по заключению трудового договора с руководителем учреждения, учредителем которого выступает это муниципальное образование. При этом полагаем, что определение учебной нагрузки руководителю путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору не подразумевает внесение изменений в условие о трудовой функции работника и не влияет на саму возможность отмены работодателем поручения дополнительной работы или отказа руководителя от выполнения такой работы в порядке, установленном ст. 60.2 ТК РФ.

Действующее федеральное законодательство не устанавливает требований к оформлению тарификационных списков.

По мнению специалистов Роструда, в тарификационном списке работников образования необходимо указывать должность работника согласно штатному расписанию.

Например, если директор ведет преподавательскую работу в тарификационном списке необходимо указать «директор» и преподаваемую им дисциплину (смотрите ответ на вопрос, размещенный на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ»).

  • Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
  • Жгулева Ольга
  • Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
  • Комарова Виктория
  • Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Могут ли учителя выбрать себе директора — Российская газета

«Закон «Об образовании в РФ» предписывает, что руководитель образовательной организации либо избирается общим собранием, конференцией работников с последующим утверждением учредителем.

Либо напрямую назначается учредителем образовательной организации, — рассказали в пресс-службе министерства просвещения.

— И именно в этих законодательных рамках и проходит определение руководителей, в том числе руководителей школ.

Как заявила руководитель Национального союза педагогов (НСП) Наталья Шадрина, процедура выбора директоров школ в масштабах страны может привести вновь к бумажной волоките.

«Данная процедура может добавить стресса в непростую школьную жизнь и вместо развития учебного процесса мы можем получить море скандалов и интриг на пустом месте, — считает она. — Директор школы несет административные функции и материальную ответственность, распоряжаясь бюджетным финансированием, управляет кадрами, отвечает за качество образования сотен детей.

Уровень профессиональных компетенций директора, в том числе финансовых, должен быть на высоком уровне. Вопрос, скорее, не в недоверии системе отбора школьных управленцев, а в желании общественности влиять на школьную жизнь и принимаемые решения.

Признанным и эффективным механизмом в мировой практике является работа управляющих советов, куда входят родители, представители местной общественности, учителя, директор школы. Например, управляющий совет может иметь право согласовывать кандидатуру директора школы, предложенную муниципалитетом или отказаться от нее. Но это не главное.

Управляющие советы, обладающие реальными полномочиями — это инструмент влияния общественности на жизнь школы в стабильном формате, а не только раз в год во время выборов директора, как предлагается».

А как назначают директоров школ в других странах? Как рассказали «Российской газете» в  Национальном союзе педагогов, общим среди развитых стран является то, что органы управления образованием влияют на отбор и назначение управляющих кадров школ напрямую, централизованно, либо через высокий ценз компетенций кандидатов.

К примеру, в Финляндии, мировом лидере качества общего образования, директора школ отбираются среди учителей и назначаются учредителем — муниципалитетом. Кандидаты имеют не только опыт преподавания, но и соответствующее образование — кроме магистерской педагогической программы они должны пройти вузовскую программу управления образованием на соответствующих факультетах.

В Великобритании директора утверждает управляющий совет школы и согласовывает кандидатуру с муниципалитетом. При этом на должность директора могут претендовать кандидаты, которые прошли многомесячную и многоэтапную профессиональную подготовку, разработанную министерством образования, и имеют подтвержденную квалификацию (NPQH).

В Сингапуре директора школ отбираются и назначаются министерством образования. Среди учителей и заместителей директора отбираются потенциальные лидеры, которые проходят как минимум полугодовое обучение и сдают квалификационные экзамены. Директора школ меняются каждые 5-7 лет, таким образом, директор за время своей карьеры успевает поработать в нескольких школах.

В США конкурсный отбор проводят органы управления образованием каждого штата.

Требования к директорам школ отличаются между штатами, но в целом кандидаты должны обладать степенью магистра в области управления образованием (2 года подготовки).

Чему учат директоров: образовательной политике, административным навыкам, бухгалтерскому учету, законодательному праву, разработке учебных программ, связям с общественностью, медиакомпетенциям и т.д.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *