Переобучение женщин с детьми с 2022 года: Методические рекомендации Минтруда

19:00   19 июня 2020

В рамках нацпроекта «Демография» женщины с детьми дошкольного возраста могут пройти бесплатное обучение от центра занятости и освоить новую профессию или повысить квалификацию по уже имеющейся специальности.

Условия программы каждый регион устанавливает самостоятельно. В большинстве субъектов участвовать в ней могут женщины, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком.

Но в некоторых субъектах, например, в Москве бесплатно учиться могут матери, у которых есть дети до 7 лет.

Чтобы пройти бесплатное обучение, женщине нужно обратиться с заявлением в Центр занятости. После консультации с сотрудником ей будет предложена образовательная программа, к изучению которой она приступит после заключения договора с учебным учреждением. Некоторым категориям обучающихся положена стипендия.

Переобучение женщин с детьми с 2022 года: Методические рекомендации Минтруда

Фото pixabay.com

Бесплатное повышение квалификации для молодых мам

В рамках федерального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» матери детей-дошкольников могут бесплатно освоить новую профессию или пройти переквалификацию.

Переобучение женщин с детьми с 2022 года: Методические рекомендации Минтруда

Из паспорта федерального проекта «Содействие занятости женщин»

Единых требований для всей страны нет: программа реализовывается каждым регионом отдельно. Однако Приказ Минтруда № 3 от 09.01.2019 устанавливает методические рекомендации, которыми должны руководствоваться местные власти.

Согласно им, обучиться новой профессии или пройти переквалификацию могут:

  • матери, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком, то есть у них есть дети до 3 лет;
  • женщины, у которых есть дети дошкольного возраста (до 7 лет), если они не состоят в трудовых отношениях.

Как пройти бесплатное переобучение?

Чтобы пройти обучение, нужно обратиться в Центр занятости (ЦЗН) по месту жительства. Сотрудники, примут во внимание:

  • профиля, по которому работала или работает женщина;
  • уровень ее образования.

После этого они проведут консультацию, чтобы подобрать подходящую образовательную программу. После этого женщина получает направление на обучение.

Если мать прошла обучение от службы занятости во время отпуска по уходу за ребенком и после того, как ребенку исполнилось три года, решила сменить работу, она может пройти переобучение (освоение новой специальности) и повышение квалификации (углубление знаний в уже изученной) от ЦЗН, если в этот момент не состоит в трудовых отношениях.

Нетрудоустроенным женщинам с детьми до 7 лет, которые проходят обучение, положена стипендия в размере минимальной оплаты труда. В 2020 году это 12130 рублей (ст. 1 закона № 82-ФЗ от 19.06.2000). Выплата назначается за дни фактического обучения.

В службу занятости может обратиться не только женщина, но и ее работодатель. Он заключает соглашение с ведомством, после чего подписывает договор с учебным заведением либо организует обучение в своем структурном образовательном подразделении, если у него есть лицензия на соответствующую деятельность.

Кроме этого, женщина имеет право получить образовательный сертификат — это документ, который дает право на обучение по выбранной женщиной образовательной программе. Чтобы его оформить, нужно обратиться в ЦЗН. Служба занятости выдаст сертификат на сумму равную стоимости обучения. Также в этот размер может включаться стипендия, которая положена женщине.

После того, как женщина закончит учиться, Центр занятости перечислит в учебное заведение сумму, указанную на сертификате. Образовательная организация должна находиться на территории региона проживания.

Учиться или повышать квалификацию можно только в той организации, которая имеет лицензию на образовательную деятельность и участвует в проекте.

Срок обучения составляет не более 6 месяцев. Женщина может учиться по очной и заочной форме, а также дистанционно. Точный список условий можно узнать в Центре занятости.

Перечень профессий, которые может освоить женщина, устанавливается регионом самостоятельно. Одними из самых популярных являются:

  • бухучет;
  • парикмахерское дело;
  • специальности в сфере услуг;
  • управление персоналом и другие.

Точный список доступных профессий нужно узнавать в местном Центре занятости.

Переобучение мам в декретном отпуске в Москве

В Москве с февраля 2020 года бесплатное переобучение могут пройти неработающие женщины с детьми до 7 лет, а не только те матери, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком. Также право на обучение получили женщины — индивидуальные предприниматели и самозанятые.

Для того, чтобы стать участницей программы, необходимо иметь гражданство РФ и постоянно проживать в Москве.

Есть три формы обучения: очная, заочная и дистанционная. В программу включены курсы продолжительностью от 2 недель до 2 месяцев. Также предусмотрено и более длительное обучение.

В некоторых центрах занятости (например, «Моя карьера») есть условие, чтобы ребенок был с матерью: во время обучения он может находиться в игровой комнате.

Чтобы попасть в программу переобучения, можно обратиться в центр занятости «Моя работа» или центр «Моя карьера». Это можно сделать онлайн. Вместе с заявлением нужно предоставить:

  • паспорт РФ;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • документ об образовании;
  • трудовую книжку, если есть.

В некоторых случаях могут понадобиться дополнительные документы.

В рамках проекта можно изучать продвижение в социальных сетях, маркетинг, разработку сайтов и другие дисциплины. Обучение можно пройти в следующих образовательных организациях Москвы:

  1. Учебный центр «Профессионал».
  2. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова.
  3. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
  4. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
  5. Московский городской открытый колледж.
  6. Институт профессиональных квалификаций и других.

Информацию о предоставляемых образовательных программах можно узнать в центре занятости.

Бесплатное обучение для мам с детьми, женщин в декрете

Рождение ребенка — важное событие в жизни каждой женщины. Если до родов женщина работала, на период ухода за новорожденным ей полагается отпуск, который неофициально называют “декретным”.

В России декрет может длиться до трех лет. За это время навыки, необходимые для работы, могут забыться, а специфика труда — поменяться.

Поэтому молодым мамам необходимы курсы повышения квалификации и возможность обучиться новым навыкам параллельно с воспитанием малыша.

Госпрограмма «Демография» работает в России с 2020. Ее основная цель — предоставить женщинам с детьми-дошкольниками повысить имеющиеся навыки и получить новые знания, которые помогут получить работу.

Детальная информация опубликована на официальном сайте Минтруда в разделе “Демография».

Организацией специальных программ переквалификации и обучения для мам с детьми занимаются региональные центры занятости населения.

Переобучение женщин с детьми с 2022 года: Методические рекомендации Минтруда

Требования к участникам программы обучения и переобучения мам с детьми

Бесплатные курсы для мам с детьми гарантированы согласно федеральному законодательству. Повысить навыки могут женщины, которые пребывают в отпуске по уходу за малолетним ребенком до трех лет.

Если у женщины есть трудовые отношения, это не будет препятствием для участия в бесплатной программе переквалификации и обучения для мам. Регионы могут расширять возможности и менять условия для участия в программе обучения.

Например, в Санкт-Петербурге и Москве бесплатная переквалификация доступна мамам дошкольников возрастом до 7 лет. Уточнить актуальные условия, действующие в определенном регионе, можно в местном центре занятости.

В Москве принять участие в программе при наличии малолетних детей могут:

  • Женщины, проживающие в столице и пребывающие в отпуске без сохранения зарплаты или в отпуске по уходу за ребенком возрастом до 3 лет, которые подали заявку на участие самостоятельно.
  • Мамы-москвички, которые работают или руководят предприятием, применяя «Налог на профессиональный доход».
  • Неработающие мамы, проживающие в Москве.
  • Женщины, которые находились в отпуске по уходу за ребенком и были направлены работодателем для прохождения курсов повышения квалификации.

Не могут принять участие в бесплатной программе переквалификации и обучения женщины, ранее принимавшие в ней участие и получившие статус безработных на бирже труда.

Какие документы нужны для участия в программе

Чтобы пройти бесплатное обучение для мам с детьми, женщинам необходимо собрать пакет документов, которые следует отнести в региональный центр занятости. Нужно иметь такие бумаги:

  • Ксерокопию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявительницы;
  • Приказ, согласно которому женщине был предоставлен отпуск по уходу за новорожденным;
  • Свидетельство о рождении ребенка.
  • Диплом или иной документ об обучении (образовании).

Если женщина, желающая принять участие в госпрограмме обучения для мам с детьми, на момент подачи заявки в трудовых отношениях не состоит, вместо приказа нужно принести в центр занятости трудовую книжку. Женщинам с инвалидностью следует также приложить справку об индивидуальной программе абилитации или реабилитации инвалида.

Стипендия для женщины с ребенком на период обучения

Специальная выплата предусмотрена для тех участниц программы обучения для мам с детьми, которые получили статус безработных в центре занятости и на момент обучения не состоят в трудовых отношениях.

Стипендия выплачивается во время прохождения курсов обучения и переподготовки. Размер выплаты составляет 12 130 рублей и равен федеральному МРОТ. В некоторых регионах сумма выплаты может быть выше.

Женщины могут обучаться по линии центра занятости и получать стипендию только один раз.

В некоторых регионах России, например, в Санкт-Петербурге на прохождение бесплатных курсов мамам с детьми выдают сертификаты. Это позволяет женщине самостоятельно подобрать программу обучения, даже если она не входит в список центра занятости. Оплатит обучение в этом случае центр занятости, если женщина предоставит соответствующий договор.

Из чего состоит обучение и переквалификация женщин с детьми

После получения соответствующего заявления от женщины, сотрудники центра занятости выдают направление на обучение. В 2022 году предусмотрено несколько вариантов обучения для мам малолетних детей:

  • Получение новой специальности, востребованной на рынке труда;
  • Обновление знаний по имеющейся специальности и уровня квалификации;
  • Дополнительные курсы, прохождение которых позволит совмещать воспитание ребенка и работу.

Обучение по бесплатной программе может длиться до полугода. В 2020 году процедуру прохождения курсов обучения и переквалификации для мам в декретном отпуске упростили.

Получить юридическую помощь по вопросу обучения для женщин в декрете можно на нашем сайте.

Министерство труда и социальной защиты РФ: Официальный сайт | Минтруд России разработал для регионов рекомендации по организации переобучения женщин с детьми в рамках национального проекта «Демография»

Минтруд России разработал для региональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации методические рекомендации по организации переобучения и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, в рамках реализации федерального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» национального проекта «Демография». Под дошкольным возрастом подразумевается возрастной диапазон с рождения и до семи лет включительно.

Читайте также:  Расчет отпуска за вредные условия труда

Для разработки мер, направленных на организацию переобучения и повышения квалификации женщин, региональным органам исполнительной власти необходимо принять региональные проекты, которые включали бы следующие направления:

  • организация переобучения и повышения квалификации женщин;
  • стимулирование организации коллективных офисов для работы и совмещенного общения лиц, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе находящихся в отпуске по уходу за ребенком, с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций и благотворительных фондов;
  • подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы для внедрения дистанционных образовательных технологий для женщин, в том числе при реализации органами службы занятости мероприятия по переобучению и повышению квалификации;
  • организация информационно-разъяснительной работы и создание на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации раздела, содержащего актуальную информацию об организации переобучения и повышения квалификации женщин;
  • проведение социологических опросов и анализ статистических данных в целях определения потребности женщин в переобучении и повышении квалификации;
  • проведение мониторинга потребности женщин в переобучении и повышении квалификации, а также в организации присмотра за детьми.

Для подбора образовательной программы органам службы занятости необходимо провести работу по профилированию и консультированию женщин, обратившимся к ним и желающим пройти обучение, в зависимости от профиля предыдущей или настоящей профессиональной деятельности, уровня образования, а также определить наиболее подходящий по уровню квалификации, форме и срокам обучения вариант обучения. Период обучения должен составлять не более шести месяцев.

Регионами может быть реализован механизм образовательных сертификатов, когда женщина самостоятельно определяет вариант образовательной программы из возможных вариантов и обращается в орган службы занятости для получения образовательного сертификата, позволяющего освоить эту образовательную программу в пределах территории субъекта Российской Федерации в удобное время в любой из образовательных организаций, участвующих в региональном проекте. С этой целью органы службы занятости формируют рекомендуемый перечень образовательных организаций, участвующих в региональном проекте, для самостоятельного выбора женщиной образовательной организации.

Также для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, обучение может быть организовано по направлению работодателей с целью развития профессиональных навыков и компетенций работников. В этом случае работодатель обращается в органы службы занятости для заключения соглашения об организации обучения своих работников.

При организации обучения возможно использование дистанционного обучения, которое позволяет обеспечить экономию времени, так как не требуется тратить время на поездки к месту учебы, и снижение затрат на проведение обучения за счет отсутствия затрат на аренду помещений. Дистанционное обучение предусматривает возможность одновременного обучения большого количества учащихся и повышение качества обучения за счет применения современных средств и технологий.

Ключевым показателем эффективности реализации программы является доля приступивших к трудовой деятельности в общей численности прошедших переобучение и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, в размере не менее 70 %.

Минтруд РФ разработал рекомендации по переобучению женщин с детьми в регионах

  • Минтруд разработал для регионов рекомендации по организации переобучения женщин с маленькими детьми, включая использование образовательных сертификатов, сообщили в пресс-службе министерства.
  • «Минтруд России разработал для региональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации методические рекомендации по организации переобучения и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости», — говорится в сообщении.
  • В министерстве также уточнили, что под дошкольным возрастом подразумевается возрастной диапазон с рождения и до семи лет включительно, передает РИА Новости.

Регионам необходимо принять региональные проекты, которые включали бы ряд направлений, в том числе организацию переобучения и повышения квалификации женщин, стимулирование организации коллективных офисов для работы и общения воспитывающих несовершеннолетних детей. Для этого предлагается привлечь социально ориентированные НКО и благотворительные фонды.

Для подбора образовательной программы органам службы занятости необходимо провести работу по профилированию и консультированию женщин, обратившимся к ним, а также определить наиболее подходящий по уровню квалификации, форме и срокам обучения вариант обучения.

Период обучения должен составлять не более шести месяцев, отмечают в Минтруде.

Регионами могут использовать образовательные сертификаты, когда женщина сама выбирает образовательную программу из возможных вариантов и обращается в орган службы занятости за сертификатом нa нее.

Также для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, обучение может быть организовано по направлению работодателей с целью развития профессиональных навыков и компетенций. В этом случае работодатель заключает соглашения об организации обучения своих работников. Для обучения могут использоваться дистанционные программы.

«Ключевым показателем эффективности реализации программы является доля приступивших к трудовой деятельности в общей численности прошедших переобучение и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, в размере не менее 70%», — добавили в Минтруде.

Письмо Минпросвещения России от 15.08.2022 N 03-1190 "О направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по реализации цикла внеурочных занятий Разговоры о важном)"

  • МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ
  • ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ПИСЬМО
  • от 15 августа 2022 г. N 03-1190
  • О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
  • Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России (далее — Департамент) направляет для использования в работе методические рекомендации по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном».

Департамент информирует, что на портале «Единое содержание общего образования» (https://razgovor.edsoo.ru/) размещены материалы, необходимые для проведения внеурочных занятий «Разговоры о важном» в сентябре 2022 года.

Материалы также доступны для скачивания по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/fB2r6XxbLob4yQ.

Заместитель директора Департамента

А.А.ТИМОФЕЕВА

  1. Приложение
  2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
  3. ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦИКЛА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»

Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса. Она организуется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся и осуществляется в формах, отличных от урочных.

В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования образовательная организация должна обеспечить обучающимся до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельностью.

1 час в неделю из возможных 10 часов внеурочной деятельности рекомендуется отводить на внеурочное занятие «Разговоры о важном».

Проект «Разговоры о важном» направлен на развитие ценностного отношения школьников к своей родине — России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Данные занятия с детьми должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.

Основной формат данного внеурочного занятия — разговор, или беседа с обучающимися.

Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.

Такие беседы не могут быть запрограммированы от слова до слова, но для удобства педагогов ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» по поручению Минпросвещения России разработал комплект материалов, которые содержат все необходимое для подготовки и проведения такого внеурочного занятия — сценарий внеурочного занятия, методические рекомендации, а также набор визуального контента (видео, презентации, интерактивные материалы).

Педагогической основой цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» стали идеи ценностно-ориентированного воспитания, междисциплинарного подхода к реализации содержания образования. Все материалы разработаны с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.

Занятия «Разговоры о важном» рекомендуется проводить еженедельно первым уроком по понедельникам для всех обучающихся 1 — 11 классов, а также студентов СПО, в рамках внеурочной деятельности, всего 34 часа в год.

Содержание занятий разработано для пяти возрастных групп обучающихся: 1 — 2 классов, 3 — 4 классов, 5 — 7 классов, 8 — 9 классов и 10 — 11 классов (студентов СПО).

Для каждой возрастной группы разработан полный пакет материалов, включающий: сценарий занятия, методические рекомендации для учителя; видеоролик; интерактивные задания; презентационные материалы, плакат, а также инструкции и дополнительные материалы к занятию.

В сценарии описана последовательность этапов занятия, содержательная часть, представлены подсказки в помощь учителю для использования интерактивных заданий, даны предложения по организации творческой деятельности обучающихся.

В методических рекомендациях определены задачи для каждого этапа занятия, приведены подобранные для каждого этапа необходимые рабочие материалы (тексты, презентационные материалы, инструкции для интерактивных заданий, рекомендации для дальнейшей работы по теме).

В проведении таких занятий педагогу особенно важно помнить о том, что они не должны повторять традиционные для урока формы, ребенок не должен превращаться только в слушателя и пассивного потребителя информации.

Приоритет следует отдавать тем формам работы, в которых ребенок занимает активную позицию (обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, решения кейсов, конкурсы, коммуникативные, деловые, интеллектуальные игры и т.п.).

Видеоролик разработан как самодостаточный мотивационный элемент занятия, который содержательно полностью соответствует тематике и сценарию занятия, учитель может выбрать наиболее удобный момент для его демонстрации. При отсутствии возможности просмотра видеоролика учитель может воспользоваться презентационными материалами, которые составлены на основе материалов видеоролика.

Интерактивные задания встроены в контекст занятия с обучающимися. Разработаны краткие инструкции для учителя по выполнению интерактивных заданий, а также представлены подсказки (ответы).

В рамках занятия важно уделить внимание региональному компоненту, специфике своего региона (праздники, традиции, обычаи, герои и пр.).

В завершение каждого занятия предусмотрена обратная связь от обучающихся по итогам проведения каждого занятия, причем содержание опросников для обучающихся разных уровней образования отличается в соответствии с возрастными особенностями школьников. Обратная связь реализуется через QR-код, который размещен в дополнительных материалах.

В конце каждого занятия педагогу необходимо обеспечить доступ обучающихся к анкете обратной связи через QR-код, если позволяют технические возможности, а именно: наличие доступа в интернет и наличие у обучающихся смартфонов (планшетов) для считывания кода. Для этого QR-код выводится учителем на экран или предоставляется как раздаточный материал в распечатанном виде.

Для перехода к анкете обратной связи необходимо навести на QR-код камеру смартфона или планшета и «кликнуть» появившуюся ссылку. В окне браузера смартфона или планшета откроется ссылка с вопросами. Опрос является неперсонифицированным и занимает не больше 3-х минут.

В составе материалов к каждой теме представлен макет плаката, который анонсирует тему занятия, ее основные ценностно-смысловые аспекты. Плакат может быть выведен на интерактивную панель, находящуюся в местах общего пользования образовательной организации, а также распечатан и соответствующим образом размещен на доске объявлений или во входной зоне школы.

Читайте также:  Критерии эффективного контракта

Материалы для цикла внеурочных занятий успешно прошли апробацию в ВДЦ «Орленок», ВДЦ «Смена», ВДЦ «Океан», ООЛ «Орленок» (Липецкая область), ГБОУ ДО ДОЦ «Россонь» (Ленинградская область), ДОЛ «Лапси-Планета детства» (Республика Крым, г. Севастополь).

Комплекты разработанных материалов для проведения цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» размещаются на портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Разговоры о важном» по адресу: https://razgovor.edsoo.ru/. На портале обеспечена возможность использования материалов непосредственно в ходе проведения занятия, а также их предварительное скачивание.

Ответственными за организацию и проведение внеурочных занятий «Разговоры о важном» являются классные руководители и советники по воспитанию, преподаватели-кураторы студенческих групп в СПО. Проведение 34 занятий в течение учебного года оплачивается как 34 часа внеурочной деятельности.

Академия Минпросвещения России регулярно проводит обучение классных руководителей, в рамках которого педагогов знакомят с содержанием занятий и ценностными составляющими образовательного контента, педагогическими технологиями и приемами проведения занятий.

С 28 июля 2022 г. стартовал еженедельный «Классный марафон «Разговоры о важном», задачей которого является комплексное информирование профессиональной и родительской общественности об организации и проведении занятий, об особенностях содержания образовательного контента, связанных с ценностно-ориентированным воспитанием.

Информация о проекте «Разговоры о важном», записи всех мероприятий освещаются на Телеграм-канале t.me/razgovory_o_vazhnom, транслируются и размещаются в социальных сетях https://rutube.ru/channel/23905527/, https://vk.com/minacademy.

Задать дополнительные вопросы о подготовке учителей к проведению занятий «Разговоры о важном» можно по телефону горячей линии 8 (800) 200-91-85.

Минтруд РФ разработал рекомендации по переобучению женщин с детьми в регионах

Регионами могут использовать образовательные сертификаты, когда женщина сама выбирает образовательную программу из возможных вариантов и обращается в орган службы занятости за сертификатом нa нее

  • Минтруд разработал для регионов рекомендации по организации переобучения женщин с маленькими детьми, включая использование образовательных сертификатов, сообщили в пресс-службе министерства.
  • «Минтруд России разработал для региональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации методические рекомендации по организации переобучения и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости», — говорится в сообщении.
  • В министерстве также уточнили, что под дошкольным возрастом подразумевается возрастной диапазон с рождения и до семи лет включительно, передает РИА Новости.

Регионам необходимо принять региональные проекты, которые включали бы ряд направлений, в том числе организацию переобучения и повышения квалификации женщин, стимулирование организации коллективных офисов для работы и общения воспитывающих несовершеннолетних детей. Для этого предлагается привлечь социально ориентированные НКО и благотворительные фонды.

Для подбора образовательной программы органам службы занятости необходимо провести работу по профилированию и консультированию женщин, обратившимся к ним, а также определить наиболее подходящий по уровню квалификации, форме и срокам обучения вариант обучения.

Период обучения должен составлять не более шести месяцев, отмечают в Минтруде.

Регионами могут использовать образовательные сертификаты, когда женщина сама выбирает образовательную программу из возможных вариантов и обращается в орган службы занятости за сертификатом нa нее.

Также для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, обучение может быть организовано по направлению работодателей с целью развития профессиональных навыков и компетенций. В этом случае работодатель заключает соглашения об организации обучения своих работников. Для обучения могут использоваться дистанционные программы.

«Ключевым показателем эффективности реализации программы является доля приступивших к трудовой деятельности в общей численности прошедших переобучение и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, в размере не менее 70%», — добавили в Минтруде.

На базе Казённого учреждения Республики Калмыкия «Центр занятости населения города Элиста»,МФЦ В этом году в рамках национального проекта «Демография» в Калмыкии будет организовано переобучение и повышение квалификации женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, сообщает Министерство социального развития,РИА Калмыкия Министерство социального развития Ситуации, в которых мобилизованные граждане могут уволиться с военной службы, прописаны в Указе Президента РФ №647 от 21 сентября этого года.Интернет-газета Степные вести Минздрав РК Жители Калмыкии, призванные на военную службу в рамках частичной мобилизации, теперь имеют право получить бесплатный земельный участок.Газета Элистинская панорама В состав рабочей группы вошли: начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Октябрьскому и Малодербетовскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы регионального МЧС М МЧС Республики Калмыкия Накануне в дежурную часть пункта полиции п. Комсомольский поступило заявление от 61-летней местной жительницы, которая сообщила о факте мошенничества, совершенного неизвестным ей лицом. МВД Республики Калмыкия Уроженец Калмыкии, командир десантно-штурмовой роты гвардии капитан Мингиян Лиджиев указом Президента РФ удостоен (посмертно) звания Героя России. Интернет-газета Степные вести Ранее волонтеры-медики республики совместно со студентами медицинского колледжа им. Интернет-газета Степные вести Здание построено в рамках регионального проекта модернизации первичного звена нацпроекта «Здравоохранение». Минздрав РК По оперативным данным  по заболеваемости коронавирусом в Калмыкии 23 ноября 2022г. Elista.Org Мероприятия, посвященные 100-летию Героя Советского Союза Эрдни Деликова, вчера провели во всех школах Калмыкии. Интернет-газета Степные вести «Рассей пустую думу. / Бомарше говаривал мне: «Слушай, брат Сальери! / Как мысли черные к тебе придут, / Откупори шампанского бутылку / Иль перечти «Женитьбу Фигаро». Интернет-газета Степные вести Режиссером спектакля стала Наталья Ежкова. Актеры покажут историю первой любви двух подростков, готовых ради этого чувства на взрослые поступки. ГТРК

В 2022 году 115 тысяч человек смогут пройти переобучение в российских вузах

В 2022 году 115 тыс. человек смогут получить новую специальность. Программы переобучения организованы на базе 116 российских вузов. Сейчас их осваивают уже 40 тыс. человек. Об этом заявил заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко.

Как отметил вице-премьер, в этом году для переобучения россиян вузами в рамках федерального проекта «Содействие занятости» нацпроекта «Демография» было разработано более 40 новых программ.

«Президент России поставил задачу расширить возможности переобучения граждан по передовым специальностям и освоения новых компетенций, востребованных на рынке труда. Эта задача для Правительства является одной из приоритетных.

В прошлом году новые специальности в 85 вузах получило более 65 тысяч россиян. В этом году программа расширена. Пройти переобучение в 116 российских вузах смогут 115 тысяч человек, причем 40 тысяч граждан уже начали осваивать новые компетенции.

Самыми популярными направлениями подготовки являются «Дата-аналитик», «Тестировщик ПО», «Кадровое обеспечение бизнеса», «Психолог-консультант» и «Графический дизайнер».

Важно отметить, что каждый россиянин не просто проходит переобучение, но и получает помощь в трудоустройстве после его окончания», — заявил Дмитрий Чернышенко.

Больше всего заявок на переобучение поступило от молодых женщин с детьми, а также от людей предпенсионного возраста.

Глава Минобрнауки России Валерий Фальков отметил, что в число 40 новых программ вошли: «Химик-лаборант», «Кадровое администрирование», «Юрист в частноправовой сфере», «Бухгалтер субъекта малого бизнеса», «Менеджер по маркетингу и управлению продажами», «Администратор «1С-Битрикс», «Логопедия», «Специалист по благополучию сотрудников» и другие.

«Новые программы для переобучения россиян разработали 116 российских университетов из 80 регионов России, причем больше всего курсов представили региональные вузы. Чтобы получить новую профессию или дополнительные компетенции, необязательно уезжать в другой город: многие программы доступны в дистанционном формате.

Темы разделены по восьми актуальным направлениям, от IT, аналитики и программирования до предпринимательства и бизнеса. Важно, что программы переобучения составлены с учетом необходимости быстрого и качественного освоения новой квалификации и поэтому рассчитаны на срок до четырех месяцев», — отметил Валерий Фальков.

Одним из операторов проекта выступает подведомственный Минобрнауки России Томский государственный университет (ТГУ). Директор Межрегионального центра дополнительного профобразования и содействия занятости ТГУ Михаил Шепель отметил, что программы разрабатывались с учетом интересов граждан и нацелены на обеспечение карьерного роста и повышение уровня жизни.

«Все программы созданы с учетом имеющихся в стране вакансий и запросов конкретных регионов. Их актуальность мы сможем оценить уже в сентябре. Основной приток слушателей программ ожидается с окончанием летнего отдыха», — отметил Михаил Шепель.

Получить новые профессии или повысить квалификацию могут несколько категорий граждан, в том числе молодые люди до 35 лет, которые после окончания вузов и ссузов в 2022 году в течение четырех месяцев испытывали проблемы с трудоустройством и самоопределением в профессиональной сфере.

Подробнее о программах, которые предлагают вузы, можно узнать на сайте ТГУ.

Правила обучения охране труда с 1 сентября 2022 года

  1. Главная →
  2. Журнал →
  3. Сотрудники →
  4. Условия труда

С 1 сентября 2022 года утрачивает силу Порядок обучения и проверки знаний по охране труда № 1/29, который действовал почти 20 лет. Его заменят Правила в редакции Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464. Напомним, что обучение работников охране труда обязательно для всех работодателей, включая микропредприятия. Разбираем в статье, как его организовать по новым правилам.

Работодатель обязан обеспечить обучение и проверку знаний требований охраны труда работников (ст. 214 ТК РФ). Порядок выполнения этой обязанности установлен в Правилах № 2464 (Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464) — далее Правилах. Положения этого документа обязательны для всех работодателей, включая ИП. 

Также Правила распространяются на образовательные организации и ИП, которые оказывают услуги по обучению в сфере охраны труда. С 1 сентября 2022 года исчезает требование о наличии у них образовательных лицензий (п.

 2.3.2 Порядка обучения от 13.01.2003 № 1/29). Основное условие, при котором они могут обучать охране труда — аккредитация в Минтруда по правилам Постановления Правительства РФ от 16.12.2021 № 2334 (п. 2 Правил).

В новых правилах закрепляется риск-ориентированный подход в подготовке персонала:

Читайте также:  Какого числа день бухгалтера в России в 2022 году

С 1 сентября появилось два новых основания для внепланового инструктажа — авария или несчастный случай на производстве и выявление новых опасностей при СОУТ или ОПР (п. 16 Правил).

  • Для каждого работодателя установят минимальное число сотрудников, которые должны пройти внешнее обучение. Оно зависит от штатной численности и категории риска (приложение 4 к Правилам). Узнать свою категорию риска можно по письменному запросу в ГИТ или через онлайн-калькулятор на сайте Роструда.
  • Списки работников для обучения по отдельным программам или освобождения от него составляются с учетом результатов оценки профессиональных рисков (ОПР), специальной оценки условий труда (СОУТ) — п. 46, 54 Правил. Инструктаж на рабочем месте должен включать информацию обо всех источниках опасности для работника, выявленных при СОУТ и ОПР (п. 22 Правил).

В новых Правилах появились конкретные требования к стажировке, программам подготовки. Вводится понятие «внеплановое обучение». Напомним, что в Порядке № 1/29 была только «внеочередная проверка знаний».

Отдельными разделами Правил выделены требования к работодателям, которые решат обучать свой персонал самостоятельно. Установлены особенности подготовки в области охраны труда на микропредприятиях.

  1. Убедиться, что есть оформленные документально результаты СОУТ и ОПР.
  2. Узнать свою категорию риска.
  3. Организовать внеплановое обучение по Правилам № 2464 председателя и членов комиссии по проверке знаний. Провести внеочередную проверку знаний работников, связанных с обучением охране труда (письмо Минтруда России от 01.02.2022 №15-2/ООГ-163).
  4. Включить Правила № 2464 в реестр нормативных требований охраны труда (ст. 214 ТК РФ). Внести изменения во все внутренние документы, где упоминается Порядок № 1/29.

В новых Правилах уменьшается контингент сотрудников, для которых нужно проводить инструктажи по охране труда и проверку знаний после них. Но появляются новые требования.

Вводный инструктаж

Обязателен для трех категорий персонала: вновь принятых сотрудников, командированных, студентов на производственной практике (п. 10 Правил). В Порядке № 1/29 перечень был шире. 

Появились дополнительные требования к программе вводного инструктажа. Она составляется по перечню тем в Приложении 1 к Правилам и утверждается работодателем с учетом мнения профсоюза. То есть, по сути, как локальный нормативный акт.

С 1 сентября 2022 года работодатели, у которых нет службы охраны труда, могут отдавать вводные инструктажи на аутсорсинг (п. 11 Правил).

Инструктажи на рабочем месте: первичный, повторный и внеплановый

Обязательны для всех работников организации и лиц на производственной практике. Обучение проводит непосредственный руководитель сотрудника.

Программа для инструктажей на рабочем месте не разрабатывается. Работнику рассказывают про меры безопасности на его рабочем месте по правилам и инструкциям по охране труда, информируют о результатах СОУТ и ОПР, разъясняют вопросы оказания первой помощи пострадавшим.

Работодатель может освободить от первичного и повторного инструктажа работников, опасности на рабочих местах которых связаны только с компьютерной, офисной и бытовой техникой. При этом по результатам СОУТ их условия труда должны относиться к 1 или 2 классу (оптимальные или допустимые). Перечень освобожденных работников утверждается руководителем организации.

Экстерн помогает сдавать отчетность без ошибок. А если ошибка все же закралась и от налоговой пришел отказ — быстро разобраться, что и как исправить

Попробовать

Первичный инструктаж проводится до начала самостоятельной работы сотрудника; повторный — не реже раза в полгода. Внеплановый — в случаях, указанных в п. 16 Правил. Здесь тоже есть новшества.

Уточняется, что при изменении нормативных требований внеочередной инструктаж проводится для тех работников, чья трудовая функция связана с этими требованиями. Если они проходят внеплановое обучение по такому же основанию, то инструктаж не обязателен.

60 дней 
новая продолжительность перерыва в работе, после которого работник проходит инструктаж. 

Целевой инструктаж

Его проводит руководитель работ перед началом работ, на которые нужен наряд-допуск или распоряжение, а также работ повышенной опасности или не входящих в должностные (производственные) инструкции. При ликвидации последствий ЧС целевой инструктаж можно проводить без оформления записей (п. 20 Правил).

По сравнению с Порядком № 1/29, нет упоминания о Журналах учета инструктажей, в которых раньше расписывались работники. Есть только требования к содержанию записей (п. 86-89 Правил).

Полагаем, что отказываться от Журналов не нужно. Работодатель должен утвердить их новую форму с учетом Правил и назначить ответственных за ведение.

Мы подготовили образец формы Журналов регистрации и учета инструктажей.

  1. Внести изменения в локальные нормативные акты (например, ПВТР, Положение о системе управления охраной труда) или разработать новый документ с порядком проведения инструктажей по охране труда. В нем определить категории работников по каждому виду обучения, утвердить формы регистрации результатов инструктажей. Например, Журналы.
  2. Разработать, согласовать с профсоюзом и утвердить программу вводного инструктажа по охране труда.
  3. Приказом назначить ответственных за проведение инструктажей (по всем видам). Провести их обучение.
  4. С новыми документами ознакомить всех работников под личную подпись.

В Порядке № 1/29 было разделение подготовки рабочих, руководителей и специалистов, без конкретизации ее направлений. И был перечень категорий работников, которые проходят обучение в лицензированных учебных центрах.

В Правилах появились программы обучения. Они конкретизированы под требования безопасности на индивидуальных рабочих местах. Теперь объем подготовки работника зависит в большей степени не от принадлежности к списку должностей (профессий), а от результатов СОУТ и ОПР.

Всего есть пять программ: обучение применению (для спецодежды — и ношению) СИЗ, оказание первой помощи пострадавшим, общие вопросы охраны труда, безопасные методы и приемы выполнения работ, выполнение работ повышенной опасности. 

Каждая программа должна содержать информацию о темах обучения, количестве часов на каждую из них, практических занятиях, формах обучениях и проверки знаний (п. 45 Правил). 

Мы подготовили Памятку для работодателя. В ней вы найдете, какие категории работников нужно обучать по каждой из программ.

Проводить подготовку работников по охране труда можно на предприятии или в сторонней организации, у ИП, аккредитованных Минтруда.

Если работодатель решит обучать персонал самостоятельно, он должен обеспечить наличие учебно-материальной базы из расчета одно место обучения на 100 работников и не менее двух преподавателей в штате либо по договору ГПХ, создать комиссию по проверке знаний, а также зарегистрироваться в уведомительном порядке в реестре Минтруда (раздел IX Правил).

Определенные руководители и специалисты все равно должны проходить подготовку во внешних учебных центрах (п. 44, 85 Правил). Это:
руководитель компании или ее филиала;

  • председатель, заместитель председателя, члены комиссии по проверке знаний;
  • лица, проводящие инструктаж и обучение по охране труда;
  • специалист по охране труда (СОТ);
  • члены комиссий (комитетов) по охране труда;
  • уполномоченные по охране труда профсоюзов;
  • лица, назначенные руководителем микропредприятия для проведения проверки знаний у работников.

Первичное обучение по охране труда проводится не позднее 60 дней после трудоустройства или перевода на другую работу (п. 62 Правил).

От него освобождаются ранее обученные работники, чьи условия труда по СОУТ и источники опасности по ОПР при переводе не меняются (п. 7 Правил).

Руководитель организации и ИП-работодатель должен пройти обучение до приема на работу первого сотрудника (п. 63 Правил).

В дальнейшем плановая подготовка работника проводится раз в три года, а по программе выполнения работ повышенной опасности — раз в год (п. 59, 60 Правил). Внеплановое обучение проводится в течение 60 дней с даты наступления событий, указанных в п. 50 Правил. Это, например, вступление в силу новых нормативных требований, ввод нового оборудования, требование ГИТ.

Обучение по программам охраны труда проходит с отрывом от работы (п. 65 Правил). Это означает, что работодатель должен определить во внутренних документах порядок освобождения работника от трудовых обязанностей на время подготовки.

  1. Определить локальным нормативным актом порядок обучения работников. Можно разработать новый документ или внести изменения в действующий (ПВТР, Положение о СУОТ и др.). В нем установить:
    • место подготовки — у работодателя, или в организации, у ИП, аккредитованных Минтруда;
    • программы обучения и категории работников для внешнего обучения;
    • порядок освобождения сотрудника от выполнения трудовых обязанностей на время подготовки по охране труда;
    • перечень должностей и профессий для прохождения стажировки после обучения (п. 25 Правил);
    • список персонала для обучения оказанию первой помощи (п. 33 Правил);
    • перечень СИЗ, применение которых требует практических навыков (п. 38 Правил);
    • список должностей и профессий работников, освобожденных от обучения по охране труда (п. 54 Правил);
    • перечни работ повышенной опасности и лиц, ответственных за их проведение (п. 55, 56 Правил);
    • порядок планирования обучения (п. 80-84 Правил);
    • формы и порядок проверки знаний после инструктажа (п. 69 Правил). 
  2. Приказом сформировать комиссию по проверке знаний (п. 72, 73 Правил).
  3. Зарегистрироваться в личном кабинете в Минтруда в качестве ИП, юрлица, осуществляющего деятельность по обучению своих работников (п. 99 Правил). Это обязательно для тех, кто будет самостоятельно проводить подготовку своего персонала.

Инструктаж и обучение требованиям охраны труда заканчиваются обязательной проверкой знаний. В ходе нее определяют, как работник усвоил полученные знания и сможет ли применить их на практике.

Работодатель определяет в локальном нормативном акте форму проверки знаний при инструктажах (п. 69 Правил). Это могут быть устный опрос, письменное или компьютерное тестирование, другие варианты по выбору руководителя.

Проверка знаний после обучения по программе проводится там, где работник это обучение проходил. У работодателя для этих целей создается комиссия, требования к которой приведены в п. 72-77 Правил. Председатель и члены комиссий сдают экзамен на платформе «ЕСИОТ» Минтруда (п. 78 Правил).

Результаты проверки знаний оформляются протоколом. Форма этого документа не установлена. Ее самостоятельно определяет та организация, которая будет проводить проверку знаний, с учетом нормативных требований (п. 92, 93 Правил).

Работодатель сам решает, выдавать или нет работнику дополнительно удостоверение о проверке знаний требований охраны труда (п. 94 Правил). Обычно отраслевыми правилами, например, ПОТ № 903н, установлены свои формы таких документов. 

Работник, который не прошел обучение и проверку знаний, до самостоятельной работы не допускается. За нарушение этого требования ИП заплатит штраф до 25 тыс. руб., а юрлицо — до 130 тыс. руб. (п. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Правила устанавливают упрощенный порядок подготовки персонала для организаций, отнесенных по законодательству к микропредприятиям (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Напомним, что одно из условий — среднесписочная численность до 15 человек.

Если на микропредприятии нет работ повышенной опасности, то обучение по охране труда можно заменить инструктажами (п. 100 Правил). При этом как минимум один человек должен пройти внешнюю подготовку в учебных центрах (Приложение 4 к Правилам). Как правило, это руководитель микропредприятия или ИП. 

Результаты инструктажей можно оформлять в едином документе, без разбивки на вводные, на рабочем месте, целевые (п. 102 Правил). Проверку знаний проводит один человек, назначенный приказом руководителя (п. 101 Правил). Комиссию создавать необязательно.

Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет. Дарим доступ в Экстерн на 14 дней!

Попробовать

С 1 марта 2023 года заработают положения Правил о трех реестрах в ведении Минтруда:

  • список ИП и юрлиц, которые самостоятельно обучают свой персонал — формируется в уведомительном порядке;
  • перечень аккредитованных ИП и организаций, оказывающих услуги по обучению в сфере охраны труда — составляется по результатам аккредитации;
  • реестр обученных лиц, который формируется совместно учебными центрами и теми работодателями, которые самостоятельно обучают персонал в сфере охраны труда.

С 1 сентября 2022 года до 1 марта 2023 года будет длиться переходный период, в течение которого будет проходить аккредитация учебных центров, формирование реестра работодателей, решивших проводить подготовку персонала самостоятельно. Эксперты Роструда не дают разъяснений до 01.09.2022, как учить работников в это время. На сайте «Онлайнинспекция.РФ» они отмечают, что не комментируют нормативные акты, которые еще не вступили в силу.

При этом в Правилах есть неопределенности. Например, как формировать комиссию по проверке знаний на предприятиях численностью до 50 человек, где нет службы охраны труда.

Нужна ли она вообще, если весь персонал будет направляться на подготовку во внешние учебные центры. Вести ли Журналы по учету инструктажей, и сколько их должно быть.

Мы будем актуализировать свои материалы на сайте по мере появления разъяснений Роструда.

До -50% на популярные тарифы. Подключите сервис интернет-отчетности по самой выгодной цене.

Выбрать скидку→

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *