Особенности работы и организации труда в некоммерческих организациях с 2022 года

Особенности работы и организации труда в некоммерческих организациях с 2022 года 12 15846 #нко #бухучет #1с #проводки #усн #осно #снт Особенности работы и организации труда в некоммерческих организациях с 2022 года
Бухучет НКО для начинающих Особенности работы и организации труда в некоммерческих организациях с 2022 года

Все особенности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности НКО Минфин объединил в одном документе: Информация № ПЗ-1/2015 “Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций”.

Несмотря на то, что этот документ является рекомендательным, он содержит ссылки на законы и ПБУ, поэтому полезен бухгалтеру. Правда, надо учитывать, что некоторые ПБУ уже заменены на Федеральные стандарты бухучета.

НКО могут не применять следующие нормативно-правовые акты:

  • ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»;
  • ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»;
  • ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»;
  • ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»;
  • ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»;
  • ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»;
  • ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств».

ФСБУ 5/2019 «Запасы» устанавливает специальные правила для НКО:

  • не нужно проверять на обесценение запасы, предназначенные для использования в некоммерческой деятельности, и создавать по ним резерв;
  • не считаются запасами материальные ценности, полученные для передачи другим лицам, но контроль за их наличием и расходованием должен быть обеспечен. Например, материальные ценности, полученные благотворительным фондом для передачи благополучателям, можно отражать на забалансовом счете в оценке, указанной в передаточных документах.

У некоммерческих организаций есть ряд особенностей в составлении учетной политики и сметы, разработке плана счетов и т.д. Эти особенности мы рассмотрим далее.

Учетная политика некоммерческих организаций

Главный документ для учета в любой организации, в том числе и в НКО – учетная политика. В ней обязательно указывается порядок учета целевых поступлений и их расходования.

Кроме того в учетной политике НКО следует закрепить (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»):

  • на какую дату вы будете отражать на счете 86 «Целевое финансирование» средства на ведение уставной некоммерческой деятельности: на дату фактического поступления денежных средств или на дату начисления;
  • какие счета используются для отражения расходов, 20 или 26 (а, может быть, и оба);

Изменения в законодательстве для НКО в 2022 году, которые нельзя пропустить — Агентство социальной информации

Какие задачи поможет решить единый реестр СО НКО

1 января 2022 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ. Таким образом, появился единый реестр НКО-получателей поддержки. Актуальный реестр размещен на сайте Минэкономразвития.

Создание реестра было утверждено в 2021 году. 

Где искать подробности?

Текст изменений доступен по ссылке.

Вступил в силу новый регламент проверок деятельности НКО Минюстом

Министерство юстиции РФ проверяет, соответствует ли деятельность НКО уставным целям и задачам, соблюдают ли они российское законодательство. В новой редакции регламента предусмотрены расширенные права специалистов Минюста при проведении проверки, закреплены перечни документов, которые Минюст вправе истребовать для ознакомления.

Из текста регламента исключили пункт, касающийся принципов невмешательства.

Здесь можно прочитать этот пункт полностью

«Организация и проведение контроля осуществляются в соответствии с принципами законности, невмешательства в деятельность некоммерческих организаций, презумпции их добросовестности, открытости и доступности для некоммерческих организаций нормативных правовых актов Российской Федерации, соблюдение которых проверяется при осуществлении контроля, а также информации об организации и осуществлении контроля о правах и об обязанностях центрального аппарата (территориальных органов), их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации, ответственности органов контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении контроля, недопустимости взимания органами контроля с некоммерческих организаций платы за проведение мероприятий по контролю»

По сути, при проведении проверок Минюст больше не должен руководствоваться принципом невмешательства в деятельность некоммерческих организаций, что дает специалистам Минюста более широкий спектр действий во время проведения проверки.

Новый регламент вступил в силу 11 января 2022 года.

Где искать подробности?

Текст регламента доступен по ссылке.

Особенности работы и организации труда в некоммерческих организациях с 2022 года Elnur / Фотобанк Лори

Правительство РФ уточнило правила представления юрлицами информации о бенефициарных владельцах

Постановление Правительства РФ увеличивает срок предоставления юридическими лицами в Росфинмониторинг или налоговую сведений о своих бенефициарных владельцах с пяти до семи дней.

Увеличился и срок предоставления юрлицами скорректированных данных о своих бенефициарных владельцах, если контролирующие органы обнаружат неполные, неточные или ошибочные данные.

Теперь скорректированную информацию можно представить в течение пяти дней вместо трех.

Постановление вступило в силу 15 февраля 2022 года.

Где искать подробности?

Текст постановления доступен по ссылке.

Появилась новая разновидность организационно-правовой формы фонда

Теперь закон предусматривает возможность создания не только наследственных («посмертных») фондов, но и «прижизненных» личных фондов. Это фонды, которые создаются и действуют при жизни учредителя и продолжают существовать после его смерти.

Что касается уже существующих фондов, которые преследуют благотворительные, культурные, образовательные или другие социальные, общественно полезные цели, они получают в ГК РФ новое наименование — «общественно полезные фонды».

То есть в законодательстве общественно полезные фонды и личные фонды будут существовать в качестве разных организационно-правовых форм некоммерческих унитарных организаций.

Изменения вступили в силу 1 марта 2022 года.

Где искать подробности?

Текст изменений доступен по ссылке.

Минюст сократил сроки государственной регистрации НКО, религиозных и общественных объединений

Инструкция: как зарегистрировать НКО и стоит ли это делать

Министерство юстиции РФ направило письмо в территориальные управления с рекомендацией оптимизировать срок рассмотрения документов, подаваемых заявителями для регистрации НКО, религиозных и общественных объединений. Новый срок рассмотрения составляет семь рабочих дней с даты получения документов от НКО, а для общественных и религиозных объединений – 20 календарных дней.

Указанные сроки применяются к документам, полученным после 1 апреля 2022 года.

Где искать подробности?

С публикацией можно ознакомиться по ссылке.

Минюст изменил формы отчетности НКО и отделений иностранных НПО

Минюст издал приказ, в котором предусмотрены формы отчетности НКО и структурных подразделений иностранных НПО с увеличенным объемом сведений.

НКО и общественные объединения, в частности, должны отражать сведения о получении и расходовании средств от российских юрлиц, бенефициарные владельцы которых — иностранные граждане или люди без гражданства.

Они также должны включать информацию о целевых поступлениях от российских граждан или юрлиц, действующих в качестве посредников, при получении НКО имущества от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, людей без гражданства либо уполномоченных ими людей.

Приказ вступил в силу 1 марта 2022 года.

Где искать подробности?

Текст приказа доступен по ссылке.

Нко смогут вносить деньги на свой расчетный счет через банкоматы

В федеральное законодательство внесены изменения, позволяющие НКО использовать банкоматы для зачисления наличных денег на свой расчетный счет. Например, НКО, в уставе которой закреплено право на осуществление благотворительной деятельности, сможет вносить через банкоматы пожертвования, собранные с помощью ящиков-копилок.

Изменения вступят в силу 3 сентября 2022 года.

Где искать подробности?

С текстом изменений можно ознакомиться по ссылке.

Особенности работы и организации труда в некоммерческих организациях с 2022 года Наталья Селиверстова / РИА Новости

Скорректированы правила управления целевыми капиталами

Изменено несколько правил, которыми должны руководствоваться НКО при управлении целевым капиталом, в частности: 

  • дополнен перечень активов, куда можно инвестировать средства целевого капитала. Добавлены инвестиционные паи биржевых паевых инвестиционных фондов и клиринговые сертификаты участия; 
  • Банк России теперь не регулирует установление требований, направленных на ограничение рисков во время заключения договоров управляющими компаниями, и установление порядка и сроков расчета стоимости чистых активов. Они регулируются условиями договора доверительного управления;
  • определено, что максимальный размер вознаграждения управляющей компании рассчитывается от средней стоимости чистых активов за отчетный год;
  • закреплено, что размер расходов управляющей компании, связанных с доверительным управлением имуществом (кроме недвижимого имущества), не может превышать определенный договором доверительного управления процент средней стоимости чистых активов за отчетный год, при этом он не может быть более 0,2 % средней стоимости чистых активов за отчетный год;
  • разрешено оплачивать расходы, связанные с доверительным управлением недвижимым имуществом, за счет использования имущества, составляющего целевой капитал. При этом размер расходов не может превышать определенный договором с управляющей компанией процент средней стоимости чистых активов за отчетный год;
Читайте также:  Увольнение отсутствующего (пропавшего) работника за длительный прогул

Изменения вступили в силу 17 марта 2022 года.

Где искать подробности?

С текстом изменений можно ознакомиться по ссылке.

Госдума приняла поправки для снижения расходов фондов целевых капиталов

Изменения в Закон о целевых капиталах призваны минимизировать ущерб деятельности фондов из-за западных санкций.

Что меняют поправки:

  • приостанавливают действие нормы в отношении размера использованного дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, — не менее 25% такого дохода за три года подряд до 1 января 2026 года;
  • приостанавливают до 1 января 2026 года норму о расформировании целевых капиталов. Она гласит, что целевой капитал могут расформировать, если стоимость чистых активов в результате доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, снизилась по результатам трех подряд завершенных отчетных лет более чем на 30%. Расформировать могут и в том случае, если стоимость чистых активов уменьшилась по итогам одного отчетного года более чем на 50%;
  • Специализированный фонд целевого капитала (СФЦК) теперь вправе использовать на административно-управленческие расходы не более 30% суммы дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, или не более 25% суммы поступившего за отчетный год дохода от целевого капитала, или не более 1% средней стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении управляющей компании, за отчетный год.
  • К административно-управленческим расходам в том числе относятся: оплата аренды помещений, зданий и сооружений, расходы на приобретение основных средств и расходных материалов, на проведение аудита, на выплату заработной платы, на управление организацией или ее отдельными структурными подразделениями, на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными структурными подразделениями.
  • СФЦК вправе использовать на такие расходы не более 10% суммы пожертвований, поступивших на формирование и (или) пополнение целевого капитала, если это предусмотрено договором пожертвования.
  • Закон вступил в силу 14 июля 2022 года.

Где искать подробности?

Текст закона размещен по ссылке.

За административное правонарушение, совершенное НКО впервые, могут вынести только предупреждение

Согласно изменениям в Кодексе об административных правонарушениях, НКО в такой ситуации могут вынести только предупреждение, если правонарушение не связано с причинением вреда или угрозой вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, с имущественным ущербом, за которое установлена санкция в виде административного штрафа.

Кроме того, НКО не привлекут к ответственности, если за то же нарушение привлекли к ответственности ее должностное лицо или работника. За несколько нарушений будут привлекать к ответственности как за одно, если они выявлены во время одной проверки и ответственность установлена в одной статье КоАП РФ или регионального закона.

Изменения также коснулись и размера штрафа, налагаемого на СО НКО в качестве административной ответственности. Теперь размер штрафа будет равен санкции для ИП, а не юридических лиц.

Особенности работы и организации труда в некоммерческих организациях с 2022 года Наталья Осипова / Фотобанк Лори

В случае отсутствия специальной ответственности для ИП, размер штрафа для таких СО НКО будет ограничен 50% штрафа для юридических лиц.

При этом на момент совершения правонарушения НКО должна быть в реестре СО НКО — получателей поддержки. Речь идет не об объединенном реестре Минэкономразвития, а о существующих реестрах получателей поддержки, которые отдельно формируют федеральные, региональные и местные органы власти.

Изменения вступили в силу 6 апреля 2022 года

Где искать подробности?

С текстом изменений можно ознакомиться по ссылке.

Правительство РФ отменило плановые проверки НКО в 2022 году

  1. Постановление Правительства РФ отменяет плановые проверки в 2022 году при условии, что объекты контроля не отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.
  2. За Минюстом остается право проведения внеплановых проверок в 2022 году с извещением об этом органов Прокуратуры.
  3. Постановление вступило в силу 25 марта 2022 года.

Где искать подробности?

Текст постановления Правительства РФ можно прочитать по ссылке.

Meta признана в России экстремистской организацией

Федеральный закон от 7 октября 2022 г. N 393-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"" — Российская газета

Принят Государственной Думой 21 сентября 2022 года

Одобрен Советом Федерации 4 октября 2022 года

Внести в Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 2010, N 19, ст. 2291; 2011, N 30, ст. 4568; 2016, N 27, ст. 4219; 2021, N 27, ст. 5179) следующие изменения:

1) в абзаце втором пункта 13 статьи 92 после слов «крупной сделкой» дополнить словами «бюджетного учреждения», слово «связанная» заменить словом «связанные», слова «в залог при условии» заменить словами «в залог, при условии»;

2) статью 10 дополнить пунктом 41 следующего содержания:

«41.

Крупная сделка может быть совершена автономной некоммерческой организацией только с предварительного согласия учредителей (учредителя) или коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организации в порядке, предусмотренном учредительными документами автономной некоммерческой организации, в случае наличия на расчетных счетах автономной некоммерческой организации неиспользованных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации к моменту одобрения крупной сделки.

Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой автономной некоммерческой организации признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанные с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества, а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов автономной некоммерческой организации, определяемой по данным ее бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если учредительными документами автономной некоммерческой организации не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

В решении о предварительном согласии на совершение крупной сделки должны быть указаны лица, являющиеся стороной (сторонами) такой сделки, выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), цена, предмет крупной сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения.

В решении о предварительном согласии на совершение крупной сделки может быть указан срок, в течение которого оно действительно.

Если такой срок в решении о предварительном согласии на совершение крупной сделки не указан, предварительное согласие считается действующим в течение одного года с даты принятия этого решения, за исключением случаев, если иной срок вытекает из существа и условий крупной сделки, на совершение которой было дано предварительное согласие, либо обстоятельств, при которых давалось предварительное согласие.

  • Если крупная сделка одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и учредителями (учредителем) или коллегиальным высшим органом управления автономной некоммерческой организации принято решение о предварительном согласии на ее совершение, принятие решения об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 27 настоящего Федерального закона, не требуется.
  • Крупная сделка, совершенная с нарушением порядка получения предварительного согласия на ее совершение, может быть признана недействительной в соответствии со статьей 1731 Гражданского кодекса Российской Федерации по иску автономной некоммерческой организации, ее учредителей (учредителя) или членов (члена) коллегиального высшего органа управления, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия на совершение такой сделки учредителей (учредителя) или коллегиального высшего органа управления.»;
  • 3) абзац первый пункта 4 статьи 27 после слов «настоящей статьи,» дополнить словами «если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом,».
  • Президент Российской Федерации В. Путин

Охрана труда с 1 марта 2022 года: как изменятся обязанности работодателей и работников

С 1 марта 2022 года вступают в действие многочисленные нормы, регламентирующие правила охраны труда на предприятиях. Рассказываем, что конкретно изменится для работодателей и их работников в сфере охраны труда.

Запрет на работу в опасных условиях

С 1 марта 2022 года вводится в действие запрет на работу в опасных условиях труда (Федеральный закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ). В соответствии с новой ст. 214.

1 ТК РФ работодатель обязан приостановить работы на рабочих местах в случаях, если условия труда на таких рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда были отнесены к опасному классу (4-й класс).

Приостановка работ осуществляется до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда.

На время приостановки работ за сотрудниками сохраняется место работы и средний заработок.

На это время сотрудник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе (ст. 216.1 ТК РФ).

Возобновление деятельности на опасных рабочих местах допускается только по результатам внеплановой специальной оценки условий труда, подтверждающей снижение класса условий труда.

Читайте также:  Отгул (день) в счет отпуска

При этом в ряде случаев запрет на работу в опасных условиях труда применяться не будет. Правительство уже утвердило перечень опасных работ, на которые не распространяется запрет. Согласно распоряжению Правительства РФ от 04.12.2021 № 3455-р, работодателям разрешается не приостанавливать:

  • аварийно-спасательные работы;
  • неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • работы по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
  • работы по ликвидации последствий происшествий в Антарктике;
  • подводные работы особого назначения и водолазные работы;
  • авиационно-спасательные и специальные авиационные работы. 

Новые требования к организации безопасных рабочих мест

Одновременно с 1 марта 2022 года вводятся в действие новые требования к организации безопасных рабочих мест, утвержденные приказом Минтруда от 29.10.2021 № 774н. Так, на каждом рабочем месте должны быть приняты меры по снижению до предельно допустимых значений воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов.

Рабочее место и его оснащение должны обеспечивать сохранение жизни и здоровья занятых на нем работников при обязательном применении ими СИЗ. На рабочих местах должна быть обеспечена возможность смены рабочей позы.

Рабочая поза работника в положении «сидя» является более предпочтительной.

Поэтому если основной рабочей позой работника является положение «стоя», его рабочее место обязательно должно быть оснащено местом для сидения в перерывах между работой.

Работодателями должна быть снижена до минимума продолжительность времени выполнения работы в вынужденных рабочих позах «лежа», «на коленях», «на корточках», а также в вызывающих повышенную утомляемость неудобных рабочих позах. К таковым относятся позы, связанные:

  • с наклоном или поворотом туловища;
  • поднятыми выше уровня плеч руками;
  • неудобным (стесненным) размещением ног;
  • необходимостью удержания рук на весу;
  • наличием в поле зрения работника объектов, препятствующих наблюдению за обслуживаемым объектом или процессом.

Участки и зоны, где выявлена высокая вероятность травмирования работников, должны быть обозначены сигнальной разметкой или знаками безопасности. Рабочее место при осуществлении на нем работ по подъему и перемещению людей и грузов должно оснащаться вспомогательным подъемно-транспортным оборудованием.

Обязательность использования СИЗ

С 1 марта 2022 года для работников вводится обязательное использование средств индивидуальной защиты (СИЗ) на работах с вредными или опасными условиями труда. В случае невыполнения данной обязанности работника не допустят до выполнения работ.

По новым правилам работодатель обязан отстранить от работы любого сотрудника, не применяющего выданные ему в установленном порядке СИЗ, применение которых является обязательным при выполнении работ с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях (новая редакция ст. 76 ТК РФ).

Причем за период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата сотруднику начисляться не будет.

Новый порядок обеспечения работников СИЗ

С 1 января 2025 года для работодателей меняется порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами.

Напомним, в настоящее время при выдаче работникам СИЗ и смывающих/обезвреживающих средств работодатели обязаны руководствоваться типовыми нормами, действующими в отдельных отраслях экономики.

Данные типовые нормы будут действовать до 31 декабря 2024 года включительно.

Затем работодатели должны самостоятельно разработать и утвердить специальный локальный акт, устанавливающий нормы бесплатной выдачи СИЗ (новая редакция ст. 221 ТК РФ).

Нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств работникам должны быть установлены на основании единых Типовых норм выдачи с учетом результатов специальной оценки условий труда на предприятии.

При этом работодатели должны руководствоваться Правилами обеспечения работников СИЗ, утв. приказом Минтруда от 29.10.2021 № 766н.

Разработать и ввести в действие нормы бесплатной выдачи СИЗ работодатели могут уже в текущем году, не дожидаясь 2025 года.

Обязательный учет микротравм

С 1 марта 2022 года для работодателей вводится обязанность по ведению учета всех получаемых работниками микротравм (Федеральный закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ). Под микротравмами понимаются ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие незначительные повреждения, полученные работниками в процессе работы.

Для предупреждения производственного травматизма работодатель обязан самостоятельно осуществлять учет, а также рассмотрение обстоятельств и причин, приведших к возникновению микротравм работников. Основанием для регистрации микротравм работника является обращение пострадавшего к своему непосредственному или вышестоящему руководителю (новая редакция ст. 226 ТК РФ).

В целях исполнения новых обязанностей работодателям рекомендовано разработать и утвердить локальным актом порядок учета микроповреждений (микротравм) и информировать всех работников под подпись о действиях при получении микротравм.

После получения информации о микроповреждении работодатель должен убедиться в том, что пострадавшему оказана необходимая первая помощь, а также незамедлительно информировать о травме специалиста по охране труда.

Сведения о полученных травмах и обстоятельствах, которые повлекли их возникновение, подлежат отражению в журнале учета микроповреждений (микротравм) работников. Внеся в журнал соответствующие сведения, работодатель с участием специалиста по охране труда должен рассмотреть причины и обстоятельства, приведшие к возникновению микротравмы работника.

По итогам рассмотрения причин и обстоятельств, работодатель составляет справку, в которую вносит предложения по устранению причин, приведших к травмированию работника. Справка составляется в течение трех календарных дней с момента получения травмы. Далее на предприятии должны быть проведены мероприятия по устранению причин, приведших к возникновению микротравмы.

Рекомендованные формы журнала учета полученных микротравм и справки о рассмотрении причин и обстоятельств, приведших к их возникновению, приводятся в приложениях к приказу Минтруда от 15.09.2021 № 632н.

Учетная политика НКО на 2022

Что такое учетная политика?

Учетная политика – это документ, которым регламентируется порядок ведения бухгалтерского и налогового учета в организации.

Так как, в законодательстве нет однозначной трактовки способов учета и допускается возможность их выбора, то важно определить основные методологические аспекты, на которые будет ориентироваться компания при ведении учета.

На формирование учетной политики организации значительное влияние оказывают такие факторы, как цели создания организации, ее организационно-правовая форма, масштабы, структура и так далее.

Требования к разработке бухгалтерской учетной политики приводятся в статье 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее по тексту закон №402-ФЗ) и в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (далее по тексту ПБУ 1/2008), утвержденном приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.

Нужна ли учетная политика в некоммерческих организациях?

Некоммерческие организации (далее по тексту НКО) в соответствии с законом № 402-ФЗ обязаны:

  • вести бухгалтерский учет;
  • разрабатывать бухгалтерскую учетную политику;
  • составлять бухгалтерскую отчетность.

Учетная политика НКО дает ответы на многие вопросы, в том числе отвечает, как учитывать целевое финансирование, доход от предпринимательской деятельности, поступление активов и имущества, расходование денежных средств, передачу пожертвований подопечным и многие другие важные аспекты бухучета.

Что отражается в учетной политике НКО?

Структура учетной политики состоит из положений, которые закрепляют способы ведения бухгалтерского и налогового учета. Крайне важно изложить данные положения максимально подробно, с учетом конкретных принципов, правил и практических подходов, применяемых в деятельности НКО.

Содержание положений должно быть обусловлено направлением хозяйственной деятельности.

При формировании учетной политики за 2022 год необходимо обратить внимание на важные изменения в части учета основных средств и капитальных вложений, которые вводятся и регламентируются новыми ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» (далее по тексту ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 соответственно). Наиболее важным изменением на наш взгляд являются возникновение необходимости начисления амортизации по основным средствам. Ранее у НКО не было такой обязанности.

Основными факторами, которые необходимо принимать во внимание при разработке учетной политики, являются:

1) Закрепление возможности применения упрощенных способов учета (п. 4 ст. 6 закона №402-ФЗ). Для применения данной нормы НКО не должно подлежать обязательному аудиту, и быть включенным в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (ч. 5 ст. 6 закона №402-ФЗ).

Упрощенный способ учета предусматривает под собой отказ от применения некоторых ПБУ (ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций), применение сокращенного рабочего плана счетов, формирование бухгалтерской отчетности упрощенного вида. В любом случае НКО вправе не применять следующие ПБУ: ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности», ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»;

2) Выбор системы налогообложения при ведении коммерческой деятельности на ряду с некоммерческой, которая будет применяться к доходам от продаж и регулировать способы налогового учета;

3) Закрепление даты признания и отражения денежных средств, полученных в рамках осуществления уставной деятельности на счете 86 «Целевое финансирование»: на дату фактического поступления на расчетный счет или на дату начисления;

Нко предлагается приравнять к микропредприятиям, с распространением соответствующих льгот и преимуществ

17 сентября Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект № 1022523-7 об установлении особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей, являющихся некоммерческими организациями.

Читайте также:  Торговый агент: обязанности

Как указано в пояснительной записке, проект изменений в Трудовой кодекс подготовлен в рамках исполнения перечней поручений Президента и Правительства РФ, предусматривающих распространение на социально ориентированные некоммерческие организации регулятивных льгот и преимуществ, установленных для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Содержание поправок

Законопроектом предлагается дополнить ч. 2 ст. 59 ТК новым абзацем о том, что по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с лицами, поступающими на работу к работодателям – некоммерческим организациям с численностью работников не более 35.

Как указали разработчики поправок, это позволит НКО заключать срочные трудовые договоры по аналогии с субъектами малого предпринимательства с объемом дохода за предшествующий календарный год до 800 млн руб.

Законодатель объяснил новеллу тем, что НКО зачастую необходимо привлекать сотрудников для реализации ограниченных по времени проектов, реализуемых в том числе в рамках президентских грантов на развитие гражданского общества.

«Соответственно, заключение срочного трудового договора обеспечит гибкость в привлечении сотрудников и не повлечет каких-либо негативных последствий на рынке труда», – сообщается в пояснительной записке.

Новая редакция ст. 309.1 ТК предусматривает распространение на НКО, соответствующие критериям, установленным законодательством для микропредприятий (максимальная среднесписочная численность работников – 15 чел., объем дохода за предшествующий календарный год – 120 млн руб.), нормы, аналогичные гл. 48.1 ТК.

Если НКО перестала соответствовать указанным требованиям, то не позднее чем через четыре месяца с даты размещения соответствующих изменений в интернете согласно требованиям п. 1.1 ст. 102 НК РФ трудовые и иные связанные с ними отношения у данного работодателя регулируются без учета особенностей гл. 48.

1 Трудового кодекса.

Разработчики поправок отметили, что в соответствии с указанной нормой НК соответствующая информация размещается на сайте ФНС России в режиме открытых данных, позволяющем осуществлять поиск сведений об организации как по наименованию, так и по ИНН.

«Таким образом, сведения о среднесписочной численности работников и суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год являются общедоступными и уже с 1 января 2020 г.

могут быть получены проверяющими органами, иными заинтересованными организациями и гражданами без дополнительных запросов с целью проверки отнесения некоммерческой организации к категории, имеющей право регулировать трудовые отношения локальными нормативными актами и заключать срочный трудовой договор», – указано в пояснительной записке.

Это, по мнению законодателя, позволит обеспечить прозрачность данных, в соответствии с которыми НКО ведут упрощенный документооборот. При этом обращается внимание, что указанная информация является предметом регулирования налогового законодательства и, соответственно, не может быть определена в ТК.

Поправками в ст. 309.2 Кодекса предусмотрено, что НКО вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда и о премировании, график сменности и т.д.) – эти условия должны быть включены в трудовые договоры с работниками.

Типовую форму трудового договора, заключаемого работодателем – НКО, предлагается закрепить в Постановлении Правительства РФ от 27 августа 2016 г. № 858 «О типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем – субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям».

Предполагается, что поправки вступят в силу с 1 января 2021 г.

Адвокаты оценили предлагаемые изменения

По мнению адвоката, члена Совета АП Калининградской области Екатерины Казаковой, суть изменений в ТК сводится к одному предложению – приравнять некоммерческие организации к работодателям – субъектам малого предпринимательства, отнесенным к микропредприятиям, распространив на них применение соответствующих регулятивных льгот и преимуществ.

Очевидно, добавила эксперт, что установление срока трудового договора для таких работодателей – объективная необходимость, поскольку их финансово-экономическое положение сильно зависит как от конъюнктуры рынка и внешних обстоятельств, так и от участия в проектах, предусматривающих целевое финансирование в течение некоторого периода времени.

Однако, по ее мнению, эта проблема разрешима и в рамках ныне действующей редакции ст. 59 ТК.

Освобождение от обязанности издавать локальные акты – т.е. общие правила для всех работников, добавила Екатерина Казакова, обусловлено незначительным количеством самих работников. «При этом законопроект предусматривает заключение трудовых договоров с работниками в соответствии с типовой формой, утверждаемой правительством.

Таким образом, меры профилактики трудовых споров законодателем предусмотрены, а работодатель-НКО может пользоваться типовой формой, не занимаясь локальным правотворчеством, которое на практике либо отсутствует полностью, либо локальные акты не имеют реального регулирующего эффекта.

Таким образом, проект является актуальным», – считает адвокат.

Однако, несмотря на положительный «заряд», добавила Екатерина Казакова, законопроект, как и многие иные в последние годы, сформулирован таким образом, что вызывает две ассоциации.

«Первая: он напоминает детское стихотворение “Дом, который построил Джек”, поскольку каждый абзац заканчивается одной и той же фразой, содержащей устойчивые словосочетания, из-за которых неподготовленному правоприменителю добраться до смысла нормы совсем непросто.

Вторая: создается впечатление, что законодатель старался максимально усложнить задачу тем, кто будет применять новые нормы ТК.

Текст поправок содержит невероятное количество отсылочных норм, поэтому чтобы понять, кто сможет применять предложенные нормы ТК, юристу следует изучить не только Трудовой, но и Налоговый кодекс, а также специальные законы, постановления правительства и приказы ФНС. Учитывая, что предлагаемые изменения коснутся не всех НКО, а только социально ориентированных, то для того, чтобы узнать критерии отнесения к ним, для начала необходимо изучить Закон о некоммерческих организациях и постоянно отслеживать соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие их деятельность», – заключила она.

В комментарии «АГ» адвокат Санкт-Петербургского АБ «Адвокатская Группа ОНЕГИН» Татьяна Заседателева отметила, что не готова поддержать позицию законодателя о том, что указанные в законопроекте меры будут направлены на снижение бремени по разработке, утверждению и изменению дополнительной кадровой документации поддержать.

«Как видно из текста проекта, нормы локальных нормативных актов все равно должны включаться в трудовой договор, – т.е. работодателю придется эти нормы разработать и прописать», – подчеркнула адвокат.

Более того, добавила она, последующее изменение таких договоров будет гораздо более сложной процедурой, чем изменение локальных актов работодателя.

Комментируя «АГ» законопроект, руководитель практики трудового права АБ «ЕПАМ» Анна Иванова отметила изменения, которые могут коснуться адвокатских образований, в частности возможность заключать срочные трудовые договоры с работниками, если численность штата некоммерческой организации не превышает 35 человек. «Нововведением смогут пользоваться многие адвокатские образования – численность штата у них зачастую невелика, поскольку адвокаты не работают по трудовому договору и в этом лимите не учитываются», – пояснила она.

Адвокатские образования, у которых в штате состоит не более 15 человек и годовой доход составляет менее 120 млн руб., по мнению Анны Ивановой, смогут отказаться от принятия локальных нормативных актов, прописав все необходимое в трудовом договоре.

«Для работодателя предложение не представляется заманчивым, поскольку условия трудового договора могут меняться только с согласия работника, в то время как изменение локального нормативного акта такого согласия не требует – надо всего лишь ознакомить с ним работника», – обратила внимание адвокат.

Более того, добавила она, законодатель навязывает типовую форму трудового договора для таких организаций. «Действия законодателя непоследовательны – с одной стороны, он предъявляет меньше формальностей для маленьких компаний (что правильно), с другой, – обязывает использовать форму договора, к содержанию которой конкретные организации не будут иметь отношения», – считает Анна Иванова.

Частой ошибкой подобных изменений, по мнению эксперта, является то, что работодателям не оставляют выбора, а он здесь необходим.

«Маленькая организация сама должна определить, без вмешательства государства: составлять ли ей локальные нормативные акты и трудовые договоры либо не делать ничего и пользоваться навязанной типовой формой.

Полагаю, итоги такого выбора будут очевидны», – заключила Анна Иванова.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3359
3349
3347