Новые требования к квалификации водителя с 1 января 2022: приказ Минтранса от 31.07.2022 № 282

С 1 января 2021 года отменяется приказ Минтранса РФ от 28 сентября 2015 г. № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Одновременно вступает в силу Приказ Минтранса РФ от 31.07.

20 №282 « Об утверждении профессиональных и квалификационных требования, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», который будет действовать до 01 января 2027 года.

В новом приказе меняются квалификационные и профессиональные требования к работникам в области транспорта, а также другие важные изменения:

  • изменилось наименование должности: Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта;
  • изменены требования к уровню образования контролера: образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности;
  • изменены требования к уровню образования специалиста, ответственного за обеспечение БДД: образование не ниже уровня среднего профессионального (до 2021 года – только высшее), подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки;
  • нет требований к диспетчеру (до 2021 года были указаны).

ООО «МЦДПО» предлагает пройти обучение по БДД(повышение квалификации и профессиональную переподготовку) и получить необходимые документы об образовании в нашем Учебном центре.

Нам доверяют

  • Новые требования к квалификации водителя с 1 января 2022: приказ Минтранса от 31.07.2022 № 282
  • Новые требования к квалификации водителя с 1 января 2022: приказ Минтранса от 31.07.2022 № 282
  • Новые требования к квалификации водителя с 1 января 2022: приказ Минтранса от 31.07.2022 № 282
  • Новые требования к квалификации водителя с 1 января 2022: приказ Минтранса от 31.07.2022 № 282
  • Новые требования к квалификации водителя с 1 января 2022: приказ Минтранса от 31.07.2022 № 282
  • Новые требования к квалификации водителя с 1 января 2022: приказ Минтранса от 31.07.2022 № 282
  • Новые требования к квалификации водителя с 1 января 2022: приказ Минтранса от 31.07.2022 № 282
  • Новые требования к квалификации водителя с 1 января 2022: приказ Минтранса от 31.07.2022 № 282
  • Новые требования к квалификации водителя с 1 января 2022: приказ Минтранса от 31.07.2022 № 282
  • Новые требования к квалификации водителя с 1 января 2022: приказ Минтранса от 31.07.2022 № 282

Отзывы клиентов

Изменения в режиме труда и отдыха от 1 сентября 2022г. приказ №424

Новые требования к квалификации водителя с 1 января 2022: приказ Минтранса от 31.07.2022 № 282

Правила режима труда и отдыха водителей пересмотрены, будут введены изменения с 1 сентября 2022 года! Приказ Министерства транспорта РФ «О внесении изменений особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей.» от 12.01.2022 № 5 изменения вступят в силу с 1 сентября 2022 года и будут действовать до 1 января 2027г., утверждено приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 424

Какие изменения будут в приказе Минтранса No424

  • Автомобилистов, относящихся к сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи, не коснутся требования, затрагивающие режим труда и отдыха, прописанные в приказе Минтранса No 424.
  • Приказ предусматривает принятие решения об увеличении продолжительности учётного периода времени водителя только работодателем.

Учёт рабочего времени для водителей, работающих как Индивидуальный Предприниматель, и управляющего транспортом без привлечения водителей (самостоятельно), так же рассматривается в Постановлении. Данный случай предусматривает фиксированное количество рабочих часов за полный месяц, и его превышение не допустимо.

  • Пояснения коснулись и водителей, работа которых, подразумевает вахтовый метод. Прежде выдвинутый регламент, касающийся увеличения времени работы работодателем до 12 часов, утратил свою силу.

Это коснётся водителей, совершающих рейсы для медицинских учреждений, а также организаций, предоставляющих коммунальные услуги, телефонную связь, телевидение и радио, аварийную помощь. Также, подобное нововведение коснётся автомобилистов, которые занимаются перевозками груза на служебных, легковых, и инкассаторских автомобилях.

  • По правилам разделения рабочего дня введено уточнение, теперь имеет право внести данные изменения только работодатель. В ситуациях, когда у водителя руководителя нет, и он сам является Индивидуальный Предпринимателем, право на разделение рабочего дня остаётся за ним.
  • Формулировка, касающаяся ежедневного периода, исходя из которого рассчитываются нормы времени управления и нормы периода отдыха, будет изменена. Ежедневный период теперь исчисляется 24 часами. Временной интервал управления автомобилем в течении суток составляет 9 часов, однако, предусматривается увеличение времени управления до 10 часов, но с периодичностью не более двух раз в неделю.

Вышеупомянутое разъяснение термина ежедневного периода, влечёт ряд положительных аспектов. Например, это гарантирует корректный расчёт данных тахографом. Соотношение норм времени управления и отдыха, а также их соблюдение, исходит из ежедневного периода управления ТС. Это позволяет тахографу выявить нарушения, относящиеся к нормам времени управления и отдыха.

Норма времени ежедневного отдыха уже заложена в график ежедневного периода управления ТС. Что касается нормы управления, то она должна соответствовать периоду времени, оставшемуся после вычитания нормы времени отдыха из продолжительности ежедневного периода.

  • Для индивидуальных предпринимателей, управляющих самостоятельно транспортом, время перерыва, а также его продолжительность, предусмотрены самостоятельным расчётом времени. Однако и оно опирается на 424 приказ и его положения и параметры.
  • Водители, работающие вахтовым методом в условиях Крайнего Севера, или в районе близ лежащих областей, а также лица, эксплуатирующие автомобильное средство за пределами населённых пунктов и их границ, предусмотрена возможность уменьшения часов на еженедельный отдых. Оно может составлять не менее 24 часов за каждую неделю и компенсироваться между вахтами.

Суть изменений приказа в целом затрагивает формулировки и их уточнения в отношении водителя, работающего как Предприниматель. Также, изменения коснулись вахтовиков и людей, работающих на государственной службе. Сделано это для того, чтобы требования выглядели более однозначными и конкретными, и трактовались чётко и без двойного стандарта.

Приказ, подробно отписывающий данные изменения размещён на официальном сайте publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202202150043

Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 31 июля 2020

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст.4873; 2018, N 45, ст.6841) и подпунктом 5.2.

10(3) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2019, N 1, ст.

10),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

МинистрЕ.И.Дитрих

  • Зарегистрировано
  • в Министерстве юстиции
  • Российской Федерации
  • 23 ноября 2020 года,
  • регистрационный N 61070

УТВЕРЖДЕНЫприказом Минтранса России

от 31 июля 2020 года N 282

1.

Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (далее — Требования), устанавливают необходимые знания, умения, профессиональное образование, стаж (опыт) работы по специальности работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями) (далее — работники).

Требования распространяются в том числе на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки, указанные в абзаце первом настоящего пункта, самостоятельно.

________________

Пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст.4873; 2018, N 45, ст.6841).

2. Необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.

  1. 3. Требования предъявляются к следующим профессиям и должностям работников:
  2. водитель автомобиля (транспортного средства категорий «B», «BE» (включая легковое такси) (далее — водитель легкового автомобиля);
  3. водитель автомобиля (транспортного средства категорий «C», «CE» и подкатегорий «C1», «C1E») (далее — водитель грузового автомобиля);
  4. водитель автомобиля (транспортного средства категорий «D», «DE» и подкатегорий «D1», «D1E») (далее — водитель автобуса);
  5. водитель троллейбуса (транспортного средства категории «Tb») (далее — водитель троллейбуса);
  6. водитель трамвая (транспортного средства категории «Tm») (далее — водитель трамвая);
  7. водитель автомобиля (транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного груза);
  8. водитель автомобиля (крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства, или транспортного средства, сопровождающего крупногабаритное и (или) тяжеловесное транспортное средство);
  9. водитель автомобиля (транспортного средства, оборудованного устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов);
  10. водитель автомобиля (транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении);
  11. контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта;
  12. контролер технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта;
  13. специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
  14. консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.
  15. 4. К водителю легкового автомобиля предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
Читайте также:  Приказ о премировании за хорошую работу: образец

4.1. Водитель легкового автомобиля должен знать:

Правила дорожного движения Российской Федерации, основы законодательства Российской Федерации в сфере дорожного движения и перевозок пассажиров и багажа;

________________

Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст.4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 14, ст.2098).

  • нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • ________________

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (зарегистрировано Минюстом России 1 октября 2014 г., регистрационный N 34204) с изменениями, внесенными указаниями Банка России от 24 мая 2015 г.

N 3649-У (зарегистрировано Минюстом России 17 июня 2015 г., регистрационный N 37679), от 14 ноября 2016 г. N 4192-У (зарегистрировано Минюстом России 29 декабря 2016 г., регистрационный N 45036), от 6 апреля 2017 г. N 4347-У (зарегистрировано Минюстом России 28 апреля 2017 г.

, регистрационный N 46531), от 11 августа 2017 г. N 4486-У (зарегистрировано Минюстом России 15 ноября 2017 г., регистрационный N 48901), от 25 декабря 2017 г. N 4664-У (зарегистрировано Минюстом России 5 марта 2018 г., регистрационный N 50253), от 16 апреля 2018 г.

N 4775-У (зарегистрировано Минюстом России 11 мая 2018 г., регистрационный N 51058), от 13 марта 2019 г. N 5092-У (зарегистрировано Минюстом России 16 июля 2019 г., регистрационный N 55279), от 8 октября 2019 г. N 5283-У (зарегистрировано Минюстом России 30 октября 2019 г.

, регистрационный N 56358), от 16 июля 2020 г. N 5505-У (зарегистрировано Минюстом России 25 августа 2020 г., регистрационный N 59426).

  1. основы управления транспортными средствами соответствующей категории и подкатегории;
  2. режимы движения с учетом дорожных условий, в том числе, особенностей дорожного покрытия;
  3. влияние конструктивных характеристик автомобиля на работоспособность и психофизиологическое состояние водителей;
  4. особенности наблюдения за дорожной обстановкой;
  5. способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;
  6. последовательность действий при вызове аварийных и спасательных служб;
  7. основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;
  8. основы обеспечения детской пассажирской безопасности;
  9. последствия, связанные с нарушением Правил дорожного движения Российской Федерации водителями транспортных средств;
  10. последовательность действий при оказании первой помощи;
  11. состав аптечки первой помощи (автомобильной);
  12. назначение, устройство, взаимодействие и принцип работы основных механизмов, приборов и деталей транспортного средства соответствующей категории;
  13. признаки неисправностей, возникающих в пути;
  14. меры ответственности за нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации;
  15. влияние погодно-климатических и дорожных условий на безопасность дорожного движения;
  16. правила по охране труда в процессе эксплуатации транспортного средства соответствующей категории и обращении с эксплуатационными материалами;
  17. основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации;
  18. ________________

Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст.4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 14, ст.2098).

  • основы трудового законодательства Российской Федерации, нормативные правовые акты, регулирующие режим труда и отдыха водителей;
  • установленные заводом-изготовителем периодичности технического обслуживания и ремонта;
  • инструкции по использованию в работе установленного на транспортном средстве оборудования и приборов;
  • перечень документов, которые должен иметь при себе водитель для эксплуатации транспортного средства, а также при перевозке пассажиров и грузов, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • способы оказания помощи при посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
  • основы погрузки, разгрузки, размещения и крепления грузовых мест, багажа в кузове автомобиля, опасность и последствия перемещения груза.

4.2. Водитель легкового автомобиля должен уметь:

управлять транспортным средством в различных условиях дорожного движения;

Новые требования к специалисту по БДД. Приказ Минтранса № 282

Поступил вопрос о новых требованиях к специалисту по БДД с 2021 года.

…Наша организация имеет небольшой автопарк легковых автомобилей. Мы перевозим своих сотрудников по различным служебным делам. Коммерческих перевозок не оказываем, перевозим только для собственных нужд.

У нас есть обученный специалист ответственный за БДД, которого мы направляли на аттестацию в начале 2020 года. Не можем разобраться.

В связи с новым выходом Приказа Минтранса №282, надо ли ему переобучаться (у него базовое высшее образование). Спасибо.

Используемые нормативные акты для ответа:

Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. N 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Приказ Минтранса №282. О каких специалистах по БДД идет речь.
Начнем с самого Приказа Минтранса №282. Сразу привожу ссылку на ГАРАНТ, чтобы вы могли увидеть последнюю версию, действующего на данный момент, нормативного акта.

Итак, рубим вопрос под корень. Сразу и на месте.
Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относятся к тем кто указан в пункте 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

А это юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров.

Что это значит?
Это значит, что если юридические лица и индивидуальные предприниматели эксплуатируют только легковые автомобили и только для собственных нужд, то Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к специалисту ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения (БДД) не относятся к таким организациям вообще!

Читайте также:  Новый налог на зарплату с 2022 года

То есть Приказ Минтранса №282 не нужно вообще им открывать! К слову говоря, и аттестация специалистам по БДД в таких организациях тоже не нужна. В принципе, по поступившему вопросу можно прямо на этом месте и поставить точку. Но давайте продвинемся немного дальше в х, раз уж мы затронули этот интересный вопрос.

Приказ Минтранса №282. Новые требования к специалистам по БДД с 2021 года.
Спешим успокоить всех кого волнует вопрос о переобучении или о дополнительном повышении квалификации.

В связи с выходом нового Приказа Минтранса 282 ничего этого делать не надо. Нет никакого обязательного переобучения и нет никакого обязательного повышения квалификации. Продолжим цитировать и комментировать Приказ.

Начнем с квалификации.

…15.3. К квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:
 

Аттестация по безопасности дорожного движения для специалистов в 2022 году

БДД – это совокупность мероприятий, направленных на снижение количества аварий, а также их тяжести и последствий. Чтобы регулировать права и обязанности всех участников дорожного движения, был разработан ряд законов и нормативно-правовых актов. Контролируют данную область сразу несколько спецподразделений: ГУОБДД МВД, Росавтотранс, Минтранс, Росстандарт.

Согласно документам, организации, которые эксплуатируют транспортные средства в коммерческих или личных целях, должны обеспечивать надежность дорожного движения.

Делается это с помощью внутренних постановлений, актов, инструкций и др. Помимо этого, на предприятии нужно выделить специалиста, который будет следить за соблюдением, установленным правил.

Назначить на такую должность можно сотрудника, имеющего нужную квалификацию и стаж работы.

Перед тем как приступить к своим должностным обязанностям, работник должен пройти аттестацию. Под данной процедурой подразумевают тестирование, которое направлено на проверку знаний инженеров, отвечающих за БДД.

На заметку! Специалист по эксплуатации транспортных средств нужен юридическим лицам и ИП, которые занимаются коммерческими перевозками грузов, пассажиров или багажа.

Если в штате предприятия работает всего несколько водителей, достаточно определить одного уполномоченного работника. При этом он может совмещать полученную должность с другими обязанностями. Если в распоряжении компании присутствует большой автопарк, лучше сформировать специальный отдел по БДД.

Инженер по использованию автомобилей не нужен в следующих ситуациях:

  • на балансе организации нет машин (как в собственности, так и на правах лизинга/аренды);
  • для перевозки товарно-материальных ценностей или пассажиров компания пользуется услугами стороннего экспедитора;
  • зарегистрированные автомобили не эксплуатируется.  

Аттестация ответственного за безопасность дорожного движения позволяет снизить количество ДТП, возникающих вследствие непрофессионализма водителей или их недостаточной подготовки.

Назначение

Главная цель тестирования – установить уровень знаний специалиста по БДД. Данное мероприятие было разработано для обеспечения надежного трафика на дорогах общего или специального назначения.

Регулярные проверки позволяют определить недочеты в деятельности уполномоченного сотрудника.

Помимо этого, аттестация БДД дает возможность «освежить» ранее полученные знания, отработать их на практике и восполнить недостающие пробелы.

Как известно, правовая база России постоянно меняется.

Из-за этого работники в области безопасного дорожного движения не успевают отслеживать все нюансы и особенности, что впоследствии может привести к штрафным санкциям, а также другим материальны издержкам.

Чтобы эффективно урегулировать данный вопрос была установлена обязательная аттестация ответственного за БДД. Проводится она посредством экзамена, на котором все учащиеся тянут билеты и отвечают на поставленные вопросы.

Кто должен проходить

Согласно действующим законам, все предприятия, которые эксплуатируют транспортные средства любой категории (легковые, грузовые, автобусы и др.).

должны назначать сотрудника по безопасности дорожному движению. Без уполномоченного специалиста осуществлять перевозку грузов, пассажиров или багажа запрещено.

В противном случае компанию могут привлечь к административной, уголовной и другой ответственности.

На заметку! Сотрудник по ДД назначается с помощью внутреннего постановления. Приступить к своим должностным обязанностям он сможет только после сдачи экзамена.

Контролирующие органы регулярно проверяют юридических лиц и ИП на наличие уполномоченного работника, а также необходимой внутренней документации. Своевременная аттестация по безопасности дорожного движения позволит пройти контроль без приостановки деятельности или каких-либо других наказаний. Таким образом можно понять, что регистрация специалиста по БДД является обязательной процедурой.

Проводящий орган

Аттестация специалистов по БДД вменена комиссии, в которую входят представители, а также руководители подразделений Ространснадзора и Росавтотранса. На официальных сайтах данных ведомств представлен полный состав экзаменаторов (с ФИО). Пост председателя комиссии чаще всего занимает начальник Управления федерального автодорожного надзора.

Тестирование проводится для всех лиц, претендующих на должность «специалист по обеспечению БДД». Юридическим лицам и ИП нужно знать, что Росавтотранс входит в структуру УГАДН – управление Госавтодорнадзора. Это учреждение реализует контроль за транспортной деятельностью в виде проверок. Контроль за соблюдением действующих норм может быть как плановым, так документарным или выездным.

Сроки проведения

Уполномоченный сотрудник должен повторно проходить аттестацию каждые 5 лет. Данное требование прописано в Приказе Минтранса РФ № 287. В течение данного промежутка времени результаты по тестированию хранятся в едином реестре Росавтотранса.

Если в организации, где числится инженер по БДД, нарушаются правила безопасности в ходе перевозок, обучение проводится чаще.

Регламентация

Последний раз правила по БДД были скорректированы в 2021 году. Сегодня данную область регламентирует несколько нормативно-правовых актов:

  1. Приказ Минтранса РФ от 20.03.2017 №106.

Изменения в Программах подготовки водителей в 2022 году

Изменения в Программах подготовки водителей в 2022 году.

С 1 сентября 2022 года, в связи с изданием приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2021 г.

№ 808 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (далее — приказ № 808), приказы Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» от 26 декабря 2013 г. № 1408 и от 12 мая 2015 г. № 486 (далее — соответственно приказ № 1408, приказ № 486) утрачивают силу.

  • Так как Приказ № 808 вступает в силу с 1 сентября 2022 года, то к указанному сроку организациям, осуществляющим образовательную деятельность по программам профессионального обучения водителей транспортных средств, к которым относятся и автошколы, следует актуализировать свои образовательные программы в соответствии с Примерными программами, утвержденными приказом № 808.
  • В чем отличие новых Примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий от действующих в настоящее время.
  • В связи с изменившейся нормативной правовой базой приказом N 808 были актуализированы 49 ранее действовавших Примерных программ, а также утверждены девять новых Примерных программ переподготовки водителей транспортных средств: с категории «Tb» на категорию «B»; с категории «Tb» на категорию «C»; с категории «Tb» на категорию «D»; с категории «Tb» на подкатегорию «B1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа); с категории «Tb» на подкатегорию «C1»; с категории «Tb» на подкатегорию «D1»; с категории «A» на категорию «B»; с подкатегории «A1» на категорию «B»; с категории «M» на категорию «B».
  • В Примерные программы, утвержденные приказом № 808, при сохранении действующего правового регулирования включены положения, закрепляющие необходимость изучения автоматизированных систем вождения и особенностей управления транспортным средством с высокой степенью автоматизации.
Читайте также:  Виды премий и вознаграждений

В Перечень нормативных-правовых актов, в соответствии с которыми разрабатывались новые Примерные программы, вошли профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанными в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 282.

Примерными программами установлено, что последовательность изучения разделов и тем учебных предметов определяется образовательной программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств различных категорий, разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и согласованной с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации согласно подпункту «в» пункта 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1490.

В Примерных программах, утвержденных приказом № 808, учтены положения, предусматривающие проведение практического экзамена только в условиях реальной дорожной обстановки, в связи со вступлением в силу с 1 апреля 2021 года изменений, внесенных в Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. № 1097.

При этом не изменились условия реализации Примерных программ, в том числе организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические и материально-технические требования. По прежнему инструктора по вождению должны иметь только высшее образование.

Основные изменения в программах обучения произошли в практической части.

В ныне действующем документе регламентировано, что для получения прав категории «В» кандидатам в водители необходимо пройти 56 часов практического обучения вождению автомобиля, из которых 24 часа на площадке и 32 в городе. Однако с 1 апреля 2021 года учащимся больше не требуется сдавать площадку. В связи с этим, по новым учебным программам 38 часов студенты проведут в городе и всего 18 часов на площадке.

При обучении на категорию «С» общее количество часов практического обучения вождению автомобиля также осталось неизменным и равно 72 часам: 30 часов на площадке и 42 часа в условиях движения по дорогам общего пользования в городе. Но на площадке кандидаты в водители проведут всего 24 часа, а остальных 48 часов будут учиться управлять автомобилем в условиях города.

Программами разрешен выезд на автомагистрали с целью обучения скоростному вождению автомобиля. Напомним, автомагистраль — дорога, обозначенная знаком 5.

1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

В программах обучения прописаны дополнительные возможности по переподготовке водителей, желающих открыть новую категорию.

Если прежде владельцам прав категорий А, А1 и М (мототехника) при открытии категории B требовалось пройти полный курс теории (134 часа), то теперь он сокращается втрое (до 50 часов) за счет исключения таких тем, как «Оказание первой помощи», «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Психофизиологические основы деятельности водителя». Подобная опция уже внедрялась отдельными автошколами по их инициативе, но не была массовой.

В теорию включили курс «Электронные системы помощи водителю» и изучение особенностей управления автомобилями «с высокой степенью автоматизации», то есть с автопилотом или адаптивным круиз-контролем.

Кроме того, автошколы впервые смогут обучать будущих водителей на автомагистралях. Ранее это было запрещено правилами дорожного движения. При этом выезд на такие автотрассы будет необязательным, поскольку они есть не во всех населенных пунктах.

Установлен также новый срок подачи документов об учебной группе.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, не позднее 10 рабочих дней до начала проведения практического обучения вождению направляет в экзаменационное подразделение почтовым отправлением либо через личный кабинет организации, осуществляющей образовательную деятельность, в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» либо представляет нарочным уполномоченному должностному лицу экзаменационного подразделения под расписку список лиц, проходящих профессиональное обучение в данной организации, осуществляющей образовательную деятельность (рекомендуемый образец приведен в приложении № 1 к Приказу МВД России от 19.10.2021 № 764 «Об утверждении Порядка взаимодействия подразделений Госавтоинспекции с организациями, осуществляющими образовательную деятельность и реализующими основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, при проведении экзаменов на предоставление специального права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и входящих в них подкатегорий» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 26 ноября 2021 года, вступившему в силу с 1 марта 2022 года).

Новые правила сдачи экзаменов в ГИБДД в 2022 году затронут практически все этапы. Главным изменением считается объединение практического испытания. Вместо площадки и города, которые сдавались отдельно вот уже много лет, весь экзамен теперь будет проходить на реальной дороге. Изменения, которые в целом касаются процедуры получения водительских прав:

  • Сотрудник ГИБДД теперь сам заполняет и распечатывает заявление. Будущий водитель только представляет документы и проверяет, а затем подписывает заявление.
  • На права теперь можно сдавать с 16 лет. Для этого потребуется только письменное согласие родителей.
  • Повторная попытка в случае неудачного испытания должна быть осуществлена не ранее, чем через 7 дней после первого экзамена, и не позднее 30 дней после него.
  • После третьего неудачного испытания пересдать разрешается спустя месяц, но не позднее трех месяцев.
  • В автомобиле во время экзамена теперь могут находиться другие ученики, а также сотрудники автошколы или других организаций.
  • Если экзамен проводится в составе учебной группы, то представители автошколы заблаговременно подают заявления для прохождения экзамена выпускниками.

По мнению ГИБДД, изменения сдачи на права в 2022 году с участием посторонних людей поможет сделать его более прозрачным и позволит разобраться при возникновении спорных ситуаций. У экзаменуемого останется возможность отказаться от присутствия третьих лиц в автомобиле. Например, если ему покажется, что они будут отвлекать его.

Изменений сдачи экзамена в ГИБДД в 2022 году для управления мотоциклом, мопедом, квадроциклом и трициклом не будет. Как и прежде, проводиться он будет на закрытых площадках. Для квадроцикла и трицикла теперь будут проверяться умения тормозить и останавливаться на разных скоростях, в том числе для экстренного торможения.

В целом, всем организациям обучающим водителей транспортных средств различных категорий предстоит огромный объём работ, который они должны выполнить до 1 сентября 2022 года.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *