Миграционный учет: обзор Закона № 163-ФЗ от 2022 года

Совет безопасности России анонсировал масштабные мероприятия по ужесточению миграционного контроля и усилению ответственности иностранных граждан за нарушение российского законодательства.

Для этих целей предусмотрены изменения в действующее законодательство РФ.

А правоохранителям и спецслужбам намечены задачи по выявлению террористов и экстремистов, использующих миграционные каналы для совершения преступлений.

Президент Путин напомнил членам Совбеза о своём поручении администрации и правительству реформировать миграционный режим и институт гражданства до 2025 года и сделал акцент на необходимости учитывать все потенциальные вызовы.

Как следует из материалов аудиторов FinExpertiza, во втором квартале 2022 года в РФ на миграционный учёт с регистрацией по месту пребывания встали 4,16 миллиона иностранцев, при этом работу в качестве цели приезда указали 3,12 миллиона человек (75%) — это рекордно высокое квартальное значение за весь период доступной статистики. Однако эти цифры не охватывают тех, кто прибыл в РФ как турист, воспользовавшись безвизовым режимом.

Миграционный учет: обзор Закона № 163-ФЗ от 2022 года

Миграционный центр открылся в деревне Сахарово, Москва, Россия. Фото © ТАСС / Валерий Шарифулин

— Главная цель государства — это приоритетная защита интересов именно своих граждан, и в этой связи ужесточение миграционной политики вызвано объективной реальностью, пояснил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по контролю Михаил Романов.

— И дело не только в пресечении деятельности экстремистских и террористических ячеек, которые подпитываются мигрантами, а в том, что каждый мигрант, находясь в нашей стране, должен понимать, что тут действуют другие культурные особенности, законы и правила, которые нельзя не исполнять.

На первое место выходит поддержанный президентом Путиным проект создания адаптационных центров (АЦ) для мигрантов. О том, что такие госучреждения необходимы, ещё в августе заявлял глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов.

На сегодняшний день в России существуют миграционные центры (МЦ) — это место, куда приходят иностранные граждане для того, чтобы получить разрешительные документы (а для этого надо пройти медицинское освидетельствование, сдать отпечатки пальцев и сфотографироваться).

Но у АЦ задачи шире — не только оформить документы, но и обеспечить сопровождение нахождения мигрантов в РФ, в том числе ведя учёт их занятости и мест фактического проживания. Последняя функция пересекается с некоторыми задачами Министерства внутренних дел (МВД).

Кроме того, предполагается, что АЦ будут нести функцию культурной адаптации иностранных граждан, вплоть до обучения детей мигрантов по российским общеобразовательным программам.

Миграционный учет: обзор Закона № 163-ФЗ от 2022 года

Миграционный центр открылся в деревне Сахарово, Москва, Россия. Фото © Агентство городских новостей «Москва» / Сергей Киселёв

Вторым, но не менее важным пунктом является направление, которое обозначил секретарь Совбеза Патрушев. В частности, он анонсировал проведение мероприятий по поддержанию правопорядка в местах компактного проживания мигрантов.

Опрошенные Лайфом эксперты считают, что для успешного решения этих задач и сохранения должного уровня порядка на постоянной основе потребуется привести к единому знаменателю все уже существующие правовые нормы в области миграционного законодательства, и это возможно сделать только при активном участии законодателей.

— Если речь о недопущении этнических анклавов на территории РФ, то надо определиться, что считать таким анклавом. А для этого следует ввести правовое понятие этих образований и, возможно, их статус для администраций регионов и структур МВД, считает эксперт-политолог Игорь Круговых.

С этим согласны и правоохранители. Источник Лайфа в Главном управлении по вопросам миграции МВД РФ пояснил, что в настоящее время термины «диаспора», «этноанклав» и т.д.

имеют расширенную смысловую нагрузку, а правовой —не имеют вообще.

Хотя если бы в законе такое понятие было, то это облегчило бы задачу профилактики правонарушений, так как появилась бы законная возможность вести организованную работу, например с этногруппами.

Третьим направлением специалисты обозначают необходимость пересмотра порядка выделения квот, так как нелегальный труд является главным стимулом для нелегальной миграции.

— К сожалению, сейчас мигрант может въехать в РФ формально для того, чтобы трудиться на стройке в Краснодарском крае или для выращивания овощей в Астраханской области, а в итоге работать курьером в Москве, и ответственность за это практически никогда не наступает, — отметил старший юрист компании «Европейский дом права» Залимхан Магомедов. — Решить этот вопрос можно только усилением ответственности тех, кто оформляет квоту. И тут требуется не только обозначить некие штрафные санкции, но и, например, отозвать лицензию у нарушителя. Вот тогда это будет реальной мерой.

Миграционный учет: обзор Закона № 163-ФЗ от 2022 года

Фото © Агентство городских новостей «Москва» / Александр Авилов

Представители строительного бизнеса, аграрных и транспортных компаний часто заявляют об острой нехватке рабочих рук и формируют запрос для власти упростить въезд иностранцев в страну. Однако, по мнению специалистов, приток относительно «дешёвой» рабочей силы уже не является драйвером экономического роста даже для больших городов РФ.

— Сейчас мигрант, приехавший на низкоквалифицированную работу, очень быстро понимает, что он может воспользоваться полулегальными возможностями заработка.

Отсюда мы и получаем рабочих несуществующих клининговых компаний и курьеров с фиктивным оформлением в строительной фирме.

И без ужесточения контроля со стороны государства навести порядок уже невозможно, — рассказывает адвокат Межрегиональной коллегии Москвы Дмитрий Шагин.

Минфин хочет отказаться от налогов за продажу наследственной и подаренной недвижимости
Для комментирования авторизуйтесь!

Правила и порядок регистрации приезжих в РФ согласно 163 ФЗ

В июне 2018 года принят новый закон для мигрантов – 163 ФЗ, суть которого сводится к уточнению:

  • что следует понимать под местом пребывания иностранного приезжего или апатрида на территории РФ;
  • за что несет ответственность лицо, принимающее гражданина другой страны;
  • какие могут быть использованы основания для регистрации приезжих иностранных гостей по месту пребывания.

Внимание! Также положения нового закона о миграции уточняют формулировку понятия «миграционный учет».

Необходимость разработать новый федеральный закон о миграционном учете 163 обусловлена Постановлением Конституционного Суда РФ № 22-П от 2017 года, которое было вынесено по претензиям от иностранных граждан, выдворенных за пределы Российской Федерации за то, что они были поставлены на учет пригласившим лицом по своему адресу, но фактически проживали по другому. КС РФ было утверждено, что подобные решения не соответствуют положениям основного закона страны.

Из-за этого Конституционный суд поручил федеральным органам законодательной власти избавиться от неопределенности в трактовке положений закона о миграционном учете, которая становится причиной привлечения иностранца к административной ответственности за отсутствие регистрации по месту даже при таких ситуациях, когда он не имеет права самостоятельно подавать соответствующий запрос.

 Новое в миграционном законодательстве

С учетом нововведений, утвержденных законом № 163-ФЗ, иностранец при предъявлении принимающему лицу удостоверения личности и миграционной карты освобождается от ответственности за постановку на МУ из-за отсутствия обязанности выполнять подобные действия.

И все же из данной ситуации есть исключения. Это относится к случаям, когда гражданин другой страны, временно проживающий на территории РФ, обладает правом собственности на жилую недвижимость. Второй момент касается обстоятельства, когда принимающее лицо по уважительным причинам не может представить в уполномоченные органы извещение о прибытии иностранца:

  • пребывает в законном отпуске от трудовой деятельности;
  • лежит в поликлинике на длительном лечении;
  • находится в командировке;
  • и т.п.

Основание должно быть документально подтверждено:

  • если отпуск – выписка от работодателя из таблицы отпусков или соответствующий приказ;
  • если болезнь – справка из медицинского учреждения с установлением диагноза и схема лечения;
  • если командировка – приказ работодателя или командировочное удостоверение.

Одно из ключевых изменений в законе о миграционном учете, касается распределения обязанностей.

Так, теперь за выполнение правил миграционного учета именно российские граждане будут нести ответственность (те, которые предоставили жилье иностранцу).

Из-за несоблюдения нормативных требований действия приглашающего лица будут рассматриваться как административное правонарушение, а при определенных обстоятельства и как уголовное преступление.

Миграционный учет: обзор Закона № 163-ФЗ от 2022 года

Также после 8 июля 2018 года, когда закон для мигрантов № 163-ФЗ вступил в силу, работодатель вправе регистрировать иностранцев в миграционной службе только при фактическом проживании гражданина другой страны по адресу компании. Альтернативный вариант – при проживании в помещении без адресной разметки, которое определено фирмой положениями соответствующих документов.

Миграционный учет: обзор Закона № 163-ФЗ от 2022 года

Справка! По итогу новый закон о миграционном учете иностранных граждан ФЗ № 163-ФЗ обозначил два важных понятия «принимающая сторона» и «место пребывания», которым теперь может быть только то жилье, где гражданин другой страны фактически живет (то есть постоянно спит и отдыхает).

Читайте также:  Меняем СНИЛС при смене фамилии

В соответствии с нововведениями ФЗ № 163-ФЗ в большинстве случаев иностранцы, мигрирующие в России, не будут отвечать за постановку на миграционный учет. Это же относится и к работодателям, которые работают с гражданами иных стран, если они не выделяют своим сотрудникам места, где те могут постоянно спать и отдыхать.

Большая часть осложнений, связанных с несовершенством миграционного законодательства в части, касающейся оформления и подачи документов в уполномоченные органы с соблюдением сроков регистрации, теперь приходятся на россиян, предоставляющих иностранцам жилье. Поэтому жителям России, решившим пригласить гражданина другой страны (для личных целей, для деловых и иных), необходимо тщательно изучить правила постановки приглашенных на учет в ведомствах миграционного учета.

Важно! После июля 2018 года налоговая служба стала получать дополнительные сведения о тех, кто сдает жилье в аренду лицам, прибывшим на территорию России. Это тоже необходимо учитывать во избежание возможных осложнений с ФНС.

Лицо, принимающее иностранных граждан, проигнорировавшее изменения в миграционном законодательстве, может быть привлечено к административной ответственности по ст. 18.9 КоАП РФ, что подразумевает назначение штрафа:

  • для должностных лиц от 40 до 50 тысяч рублей, для юридических – от 400 тысяч до 500 тысяч рублей. Касается случаев несоблюдения порядка оформления документов на право иностранцев проживать в России;
  • для физических лиц от 2 до 4 тысяч рублей, для должностных от 45 до 50 тысяч рублей, для юридических от 400 до 500 тысяч рублей. Касается случаев непринятия приглашающей стороной действий по обеспечению соблюдения нормативных требований гражданином другой страны;
  • для физических лиц от 2 до 4 тысяч рублей, для должностных от 40 до 50 тысяч рублей, для юридических от 400 до 500 тысяч рублей. Касается случаев невыполнения принимающим лицом обязанностей по осуществлению регистрации иностранца.

Если же в нарушении будут выявлены признаки уголовного деяния, то владелец жилья, по адресу которого иностранец зарегистрирован, может быть привлечен к ответственности по ст. 322 ч.3 УК РФ.

При доказательстве факта преступления принимающая сторона может быть наказана лишением свободы на срок до 6 лет.

Всего этого можно избежать, изучив новое в миграционном законодательстве и актуальные изменения.

Как встать на миграционный учет иностранному гражданину в Российской Федерации в 2022 году — ММЦ Сахарово — Официальный сайт миграционного центра

Согласно утвержденному постановлению №109-ФЗ все иностранные подданные, прибывшие на территорию РФ для временного или постоянного проживания должны выполнить следующие действия:

  1. Получить регистрацию по месту фактического проживания.
  2. Поставить в известность органы МВД РФ по месту фактического пребывания.

Какие действия должны выполнить мигранты, прибывшие в Россию, изложено в этом материале.

Постановка на миграционный учет иностранного гражданина в РФ

Процедура постановки на учет подразумевает четкое указание (предпосылки) для ее осуществления. Ниже перечислены актуальные правила, действующие на территории РФ. 1.

Основания для включения иностранного лица в миграционный учет:

  • приезд с целью получить официальную работу;

Если иностранец прибывает в качестве туриста и останавливается в гостинице, то процедура постановки на учет выполняется в автоматическом режиме администрацией гостиницы.

Оплаченные апартаменты – это и есть фактическое местом проживания. Уведомление в электронной форме моментально формируется и отправляется в миграционный центр.

  • получение российского гражданства. Если по ряду причин процедура не состоялась, то иностранный подданный лишается полученного гражданства и становится иностранцем. Следовательно нужно вновь становиться на учет.
  • рождение иностранного лица на территории России.

В отличии от Америки, рождение на территории РФ не является основанием для предоставления гражданства.

Иностранец вправе самостоятельно пройти регистрацию по месту проживания. При этом он обязан уведомить о своем прибытии соответствующие службы. Исключением является, если иностранное лицо является собственником помещения, где предполагается проживание. В этом случае он обязан самостоятельно уведомить органы МВД. Согласно действующую законодательству, в качестве принимающей стороны имеют право выступить:

  • гостиницы;
  • физическое лицо с российским гражданством;
  • иностранное лицо со статусом высококвалифицированного специалиста;
  • юридическое лицо, зарегистрированное под юрисдикцией РФ;
  • представитель органов власти, независимо от структуры;
  • консульские представительства;
  • структурные подразделения международных компаний, работающих на территории России;
  • государственные организации: фонд социальной защиты, образования и здравоохранения.

2. Регистрация иностранных подданных осуществляется следующими способами:

  • личный визит в отделение МВД РФ или профильного ведомства;
  • в ММЦ;
  • через Почту России.

Учет в гостинице

При заселении в гостиницу иностранное лицо обязано предоставить заграничный паспорт и заполненную миграционную карту. Администратор в свою очередь переносит номера документов в специальный бланк. Этот процесс является официальной регистрацией на весь период пребывания иностранца в России. Отрывную часть бланка нужно иметь при себе на случай возможной проверки документов.

Учет в больнице

Иностранец, поступивший на лечение в медицинское учреждение здравоохранения РФ обязан быть поставлен на учет администрацией лечебного заведения. При этом иностранный подданный должен постоянно находиться по адресу больницы (госпиталя).

Учет в организации

Юридическое лицо, которое предложило иностранному подданному трудоустройство обязуется нести ответственность в течение всего времени пребывание на территории РФ (согласно миграционному законодательству).

При этом юридическое лицо не обязано ставить его на учет (регистрировать) только по адресу нахождения конкретной организации или компании. Иностранец вправе самостоятельно выбрать место проживания.

Но если предполагается поселение в помещении, которое:

  • не имеет точного адреса, но находится в праве собственности юридического лица;
  • является юридическим адресом компании пригласившей иностранца,

тогда регистрация осуществляется по официальному адресу компании.

Независимо от выбранного места проживания, ответственность за постановку иностранца на учет, уведомление органов МВД о его прибытии несет юридическое лицо (организация, компания).

Миграционный учет иностранных студентов в РФ

Ставить на миграционный учет студентов, прибывших на обучение в Россию, обязуется учебное заведение, производившее их зачисление. Для этого администрации ВУЗа отводится семь суток с момента пересечения иностранными подданными границы РФ.

Студенты в свою очередь должны предоставить пакет документов: заграничный паспорт и заполненную миграционную карту.

Внимание! Регистрация иностранных студентов по юридическому адресу ВУЗа категорически запрещена.

Это должно быть только фактическое место проживания – общежитие.

Если студент решил самостоятельно арендовать жилье, то вся ответственность за уведомление государственных органов автоматически снимается с администрации ВУЗа. В таком случае, ставить в известность органы власти о пребывании иностранного лица, обязуются собственники недвижимости, предоставившие студенту место для проживания. Иностранные граждане, которые прибыли на территорию РФ обязаны официально информировать органы МВД о мест фактического нахождения. А так же в течение семи календарных дней пройти регистрацию. Исключения касаются лишь граждан стран-республик бывшего СССР:

  • Украина, Белоруссия – без официальной регистрации 90 календарных дней;

С 2020 года для граждан Украины этот период возможно будет сокращен до 7 дней (в силу политической ситуации).

  • Узбекистан, Молдова или Азербайджан – 7 суток;
  • Таджикистан – 15 суток;
  • Казахстан, Киргизия, Армения – 30 суток;

Регистрация иностранца действует в течение 90 календарных дней. После истечения этого срока иностранный подданный обязан покинуть территорию России. Продление регистрации возможно в следующих случаях:

  • наличие трудового договора либо патента;
  • прохождение обучения;
  • подача документов на регистрацию на временное проживание.

Чтобы встать на миграционный учет иностранец обязан предоставить пакет документов. В него входит:

  • копия всех страниц заграничного паспорта;
  • отдельная копия визы;
  • оригинал и копия миграционной карты;
  • копия договора аренды или свидетельство о собственности арендодателя на площадь, где проживает иностранное лицо..

Граждане стран, входящих в Европейско-Азиатское экономическое сотрудничество дополнительно предоставляют:

  • копию трудового договора;
  • копии документов, подтверждающих родство с иностранцем и членами его семьи;
  • пакет документов, необходимых для постановки на миграционный учет согласно ст.17 закона №109-ФЗ от 18 июля 2006 г.

Если иностранный подданный въехал на территорию РФ без:

  • регистрации по реальному адресу своего нахождения;
  • уведомления о своем прибытии соответствующих органов власти;
  • отрывного корешка бланка регистрации и уведомления (включая его потерю),

то он является нарушителем миграционного порядка. При этом ответственность несут обе стороны (прибывшая и принимающая): 1.Иностранный гражданин наказывается штрафом в размере от 2000 до 5000 рублей. В случае повторного нарушения лицо больше не имеет права пересекать границу РФ. 2.Принимающая сторона так же штрафуется:

  • физические лица – от 2000 до 4000 рублей.;
  • должностные лица – от 40 000 до 50 000 рублей;
  • юридические лица – от 400 000 до 500 000 рублей
Читайте также:  Изменения по командировкам в 2022 году

Суммы указаны за каждого иностранного подданного, находящегося под ответственностью принимающей стороны. Миграционный учет: обзор Закона № 163-ФЗ от 2022 года

Особенности приема на работу иностранных граждан в 2022 году: новые правила и пошаговая инструкция

С 14 июня 2022 года за трудоустройство лиц, прибывших из ДНР, ЛНР и Украины в экстренном порядке и получивших статус беженца либо временное убежище, работодатель получит три МРОТ из ФСС. Мы решили напомнить кадровикам, как принимать на работу граждан из других стран

Гражданин другой страны или лицо без гражданства может работать по найму в российской компании, если соблюдены условия оформления по законодательству. В 2022 году правила пребывания и трудоустройства мигрантов в России определяют:

  • Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан…»;
  • глава 50.1 ТК РФ.

Кадровик при оформлении трудового договора с иностранцем ориентируется на нормы этих актов. Он должен проверить, какой статус у мигранта, чтобы запросить необходимые документы.

Временно пребывающие визовые иностранные граждане

Визовый режим нахождения в РФ установлен для большинства стран. Без визы в Россию могут въехать только граждане государств, с которыми у России есть соглашения о безвизовом режиме. Список проверяйте на консульском портале МИД РФ. Например, в 2022 году виза нужна гражданам стран — членов ЕС.

Временно пребывающий в России визовый иностранец — это тот, у кого нет вида на жительство (ВНЖ) или разрешения на временное проживание (РВП). В общих случаях его статус подтверждается рабочей или деловой визой и миграционной картой. 

Мигрант может временно пребывать в России столько, сколько указано в визе (ст. 5 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Прием на работу временно пребывающего визового иностранца — трудоемкая для кадровика процедура. Придется оформлять разрешение на привлечение и использование иностранных работниковв порядке, установленном Приказом МВД от 01.08.2020 № 541. Процедура занимает от 1 до 2,5 месяцев (п. 26, 27 Административного регламента в ред. Приказа МВД № 541).

Миграционный учет: обзор Закона № 163-ФЗ от 2022 года

В июне 2022 года на ЕСИА проводится тестирование электронных услуг по трудовой миграции в регионах.

Какие могут быть сложности:

  1. Разрешения на привлечение мигрантов, не относящихся к высококвалифицированным специалистам, выдают в пределах квоты, ежегодно устанавливаемой Правительством РФ. В каждой отрасли она своя.
  2. Работодатель должен заплатить госпошлину за каждого привлекаемого иностранца — 10 000 руб.
  3. После получения разрешения работодатель подает заявление в МВД на выдачу разрешения на работу для мигранта. Госпошлина составит 3 500 руб.

Разрешение на привлечение иностранных работников не требуется в случаях, указанных в перечне исключений по п. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ. Например, при трудоустройстве беженцев, лиц с временным удостоверением лица без гражданства или лиц, получивших временное убежище на территории РФ. 

Сам визовый иностранец должен иметь разрешение на работу. Если гражданин не относится к высококвалифицированным специалистам, то документ для него действует не больше года. 

Кадровик должен учитывать, что такой иностранец может работать только на территории региона, в котором ему выдано разрешение. В командировку его можно направить при соблюдении условий по п. 1 приложения к Приказу Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 № 564н: его должность или профессия есть в списке по п. 1, а общий срок всех командировок не превышает 10 дней.

Высококвалифицированные специалисты

Статус имеют работники из других стран, чья зарплата по трудовому договору в России соответствует условиям ст. 13.2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ. Для большинства иностранцев это 167 тыс. руб. в месяц.

Какие особенности у трудового статуса высококвалифицированного специалиста (ВКС):

Трудоустройство иностранцев в 2022 году

Семинар от эксперта в миграционном законодательстве

Смотреть программу

  1. Квоты для мигрантов на них и членов их семей не распространяются. Таких граждан принимают на работу сверх лимитов.
  2. Для трудоустройства нужно разрешение на работу, которое оформляется по ходатайству будущего работодателя. Порядок его получения установлен в Приказе МВД от 01.08.2020 № 541. Документ действует на весь срок трудового договора или договора ГПХ, но не более трех лет.
  3. Разрешение на работу для высококвалифицированного специалиста может распространяться на два и более субъекта РФ, если это нужно по трудовому договору.
  4. Такие работники могут ездить в командировки длительностью до 30 дней без ограничений.

Высококвалифицированный специалист может находиться на территории России на основании рабочей визы, ВНЖ.

Помимо высококвалифицированных специалистов, есть квалифицированные специалисты. Они имеют право на получение гражданства РФ в упрощенном порядке, но к статусу ВКС и особенностям его трудоустройства не имеют отношения. Кадровику важно не путать эти две категории.

Временно пребывающие безвизовые иностранные граждане

Без визы в Россию могут въезжать граждане, например, Таджикистана, Узбекистана, Южной Осетии, ДНР, ЛНР, Украины и стран — членов ЕАЭС (о них ниже). 

Работодателю не нужно оформлять разрешение на привлечение и использование безвизовых иностранных работников (п. 4.5 ст. 13 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Сам мигрант должен получить патент (исключение: граждане стран — членов ЕАЭС и временно — ДНР, ЛНР, Украины).

На что обратить внимание кадровику:

  1. Иностранец с патентом может работать только на территории региона, в котором тот выдан. 
  2. В командировку или служебную поездку при разъездном характере работы такого сотрудника можно отправить при наличии дополнительного патента того субъекта РФ, в который он будет ездить. Учитывайте, что Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область — разные субъекты РФ. То есть нельзя принять на работу в Москве или направить в поездку в Москву иностранца с патентом Московской области.

С 21 февраля 2022 года гражданам ДНР, ЛНР, Украины для трудоустройства не нужны разрешение на работу или патент. Такие разъяснения даны на официальных сайтах региональных Управлений МВД России, но официального документа нет. 

Для этих граждан Указом Президента РФ от 05.03.2022 № 94 установлен безвизовый режим въезда в Россию, поэтому работодатель может заключать с ними трудовой договор без разрешения на привлечение иностранных работников. 

Если кадровик сомневается, он может порекомендовать кандидатам из ДНР, ЛНР и Украины оформить временное убежище.

Граждане ЕАЭС

Иностранцы из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Беларуси, Киргизии, Армении, Казахстана, — могут устраиваться на работу наравне с гражданами РФ, то есть без разрешений и патентов, только на основании паспорта, удостоверения личности соответствующего государства и миграционной карты. Также их можно свободно отправлять в командировки.

Статус граждан ЕАЭС установлен п. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе.

Временно и постоянно проживающие иностранные граждане

Разрешение на временное проживание — промежуточный этап для получения вида на жительство. Случаи, когда ВНЖ выдают, минуя РВП, указаны в ст. 6 и п. 2 ст. 8 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ. 

Разрешение на временное проживание действует три года. 

Вид на жительство дает иностранцу статус постоянно проживающего в РФ. По общему правилу документ не имеет срока действия. Исключения указаны в ст. 8 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ:

  • биометрический ВНЖ или ВНЖ лица без гражданства — 10 лет;
  • документ ВКС — на срок действия разрешения на работу.

Временно и постоянно проживающие иностранцы трудоустраиваются без патентов и других разрешений.

Но кадровик должен учитывать, что мигрант с РВП может работать только в том субъекте РФ, где ему разрешено временное проживание.

В командировки его отправляют только при условии соблюдения условий: должность или профессия есть в списке по п. 2, а общий срок всех командировок не превышает 40 дней в год (приложение к Приказу от 28.07.2010 № 564н).

Для постоянно проживающих иностранцев нет ограничений по служебным поездкам и разъездному характеру работы.

Особенности заключения трудового договора с иностранцем

Иностранцы заключают трудовые договоры на неопределенный срок или срочные трудовые договоры. Особенности установлены главой 50.1 Трудового кодекса:

  1. Иностранцу должно исполниться 18 лет.
  2. В трудовом договоре указывают сведения о разрешении на работу, патенте, ВНЖ, РВП.
  3. На период трудовых отношений с временно пребывающим иностранцем или лицом без гражданства надо урегулировать вопрос об оказании ему медицинской помощи. 

Первый вариант: мигрант сам представляет работодателю действующий полис ДМС. Кадровику нужно проверить, чтобы страховка действовала на весь срок трудового договора и включала оказание первичной медико-санитарной и неотложной помощи.

Второй вариант: работодатель заключает договор с медицинской организацией о предоставлении мигранту платных медицинских услуг (ст. 327.2 ТК РФ).

Хотите знать больше? Смотрите наш вебинар «Привлечение иностранного персонала российскими компаниями».

Как принять на работу иностранного гражданина: порядок оформления

Пошаговый алгоритм для кадровика:

Шаг 1. Проверить статус мигранта в соответствии с его гражданством и режимом пребывания в России.

Шаг 2. Решить вопросы с МВД при найме мигрантов. Если компания планирует привлекать визовых временно пребывающих иностранцев, ей нужно получить разрешение для себя и для работника. При трудоустройстве ВКС — подать ходатайство о выдаче разрешения на работу.

Шаг 3. Проверить наличие у иностранца документов для трудоустройства. Оформить недостающие.

Какие документы нужны иностранному работнику

ДокументВизовые мигранты, ВКСБезвизовыеГраждане ЕАЭСВременно проживающиеПостоянно проживающие
Загранпаспорт + + + +
Документы об образовании, квалификации + + + + +
Виза + РВП; наличие визы определяется двусторонним соглашением  ВНЖ
Миграционная карта + + + кроме граждан Беларуси
Разрешение на работу +
Патент и чек об оплате патента +
ИНН (может оформить работодатель) + + + + +
СНИЛС (оформляет работодатель) + + + + +
Полис ДМС + +

Обратите внимание: все документы должны быть действительны на весь срок трудовых отношений. То есть кадровику придется периодически проверять их актуальность, чтобы компания не попала под административную ответственность по ст. 18.15 КоАП РФ.

Шаг 4. Оформить прием на работу в общем порядке: заключить трудовой договор, ознакомить с внутренними инструкциями, провести инструктажи, выдать СИЗ.

Шаг 5. Сообщить в региональное ГУ МВД о приеме на работу мигранта в трехдневный срок с даты заключения трудового договора (п. 8 ст. 13 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Форма уведомления приведена в приложении 7 к Приказу МВД России от 30.07.2020 № 536.

Читайте также:  Деление отпуска на части по статье 125 ТК РФ

Форму уведомления ГУ МВД вы найдете в шпаргалке. Скачайте и используйте как образец.

В конце статьи есть шпаргалка

Работодатели не обязаны ставить иностранца на миграционный учет. Это обязанность лица, у которого тот проживает. Но если предприятие предоставит мигранту временное жилье, например бытовку или общежитие, то кадровику придется оформлять документы для миграционного учета.

Прием на работу иностранцев с РВП

Трудоустройство иностранцев в 2022 году

Семинар от эксперта в миграционном законодательстве

Смотреть программу

По общему правилу со всеми мигрантами заключают трудовой договор на неопределенный срок. Срочный можно оформить только в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ.  РВП к ним не относится.

Когда заканчивается срок действия разрешения на временное проживание, сотрудника отстраняют от работы. Если тот не продлит РВП в течение месяца, то его увольняют по п. 9 ст. 83, п. 6 ст. 327.6 ТК РФ. 

Учитывайте, что скоро в России могут отказаться от разрешения на временное проживание. МВД  анонсировало в 2021 году законопроект об условиях въезда и пребывания иностранцев в РФ. В июне 2022 года он находится на этапе подготовки заключения по итогам оценки регулирующего воздействия (процедуры ОРВ).

Что изменится в сфере трудовой миграции:

  • будет вестись реестр недобросовестных приглашающих лиц — в него попадут работодатели, которые допускают нарушения в отношениях с ВКС и визовыми иностранцами;
  • для иностранцев будет действовать три миграционных режима в РФ: краткосрочного пребывания (до 90 дней), долгосрочного пребывания (от 90 дней в течение года, без РВП) и постоянного проживания;
  • трудовая миграция будет регулироваться двумя электронными реестрами: работодателей и работников;
  • иностранцы при въезде в РФ будут подписывать соглашение о лояльности.

До одобрения законопроекта продолжают действовать нормы Закона № 115-ФЗ и главы 50.1 ТК РФ.

Прием на работу иностранцев с ВНЖ

Их можно без ограничения направлять в командировки и трудоустраивать на любую должность, кроме общих запретов на прием мигрантов. Но кадровик в любом случае должен будет уведомить МВД о приеме на работу гражданина другой страны.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Уведомление о приеме на работу иностранца 102.5 КБ

Скачать

Правила постановки на миграционный учет иностранных граждан с 13 октября 2022 г. | Альянс — Трудовая миграция

Иностранные гражданине, которые по состоянию на 13 октября 2022 г. не продлили миграционный учет, больше не имеют законных оснований для нахождения в России, и должны покинуть территорию страны.

Чтобы не пересекать границу, иностранец может обратиться в МВД для составления протокола об административном правонарушении, после чего продлить миграционный учет, но только при наличии на это законных оснований.

С 13 октября 2022 г. при наличии просроченной регистрации — миграционного учета, продление регистрации на тот же адрес без привлечения к административной ответственности невозможно. 

Увеличение срока пребывания возможно:

  • в случае подписания договора о трудовом сотрудничестве,
  • при поступлении в учебное заведение,
  • если на руках у иностранца есть разрешительный документ,
  • при назначении экстренного лечения,
  • в случае подаче заявления на РВП.

Если регистрация просрочена, на иностранца будет наложен административный штраф в размере от 2 000 до 5 000 руб., согласно ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.

Обратите внимание! К административной ответственности за отсутствие миграционного учета привлекаются не только иностранные граждане, но и работодатели, которые не продлили регистрацию в установленный законом срок.

  • Ответственность наступает в том случае, есть работодатель выступает принимающей стороной. 
  • Напоминаем, что при въезде в РФ безвизовые иностранные граждане обязаны встать на миграционный учет в течение 7 рабочих дней с даты въезда.
  • Гражданам Армении, Казахстана и Киргизии встать на миграционный учет нужно в течение 30 дней со дня прибытия.
  • Гражданам Таджикистана и Узбекистана — в течение 15 дней.
  • В течение 90 дней должны встать на миграционный учет граждане Белоруссии, Украины, а также ЛНР и ДНР

Продлевать миграционный учет на тот же адрес необходимо заблаговременно до окончания сроков действия регистрации. С даты окончания действия регистрации у иностранцев есть 7 дней для продления миграционного учета в случае изменения адреса фактического проживания. Если иностранец в этот срок не продлили регистрацию, на него будет наложен административный штраф. 

  1. Крайне важно соблюдать сроки и порядок продления миграционного учета, а также не допускать просрочку разрешительных документов. 
  2. Если вам нужна помощь в постановке на миграционный учет или его продлении, обратитесь к миграционному юристу. Бесплатная консультация по номеру телефона: 
  3. +7 (812) 640-95-04

Получите бесплатную консультацию миграционного юриста

Получить консультацию

Или позвоните нам8 812 640 95 04

Фз 163: основные уточнения в законе о миграционном учете иностранных граждан

Работодатель, который принял на работу гражданина другой страны, обязан следить за всеми изменениями законодательства в области миграционного учета. Несоблюдение всех тонкостей, в случае проверки уполномоченными государственными органами, может привести к административному наказанию в виде штрафа до восьмисот тысяч рублей.

В июне 2018 года президент РФ подписал ФЗ № 163 от 27.06.2018 г., в котором прописаны уточнения, конкретизирующие, какие объекты могут быть зафиксированы как место пребывания иностранца, а какие не могут. 

Что такое миграционный учет по месту пребывания?

Согласно новому закону, это фиксация сведений об адресе места пребывания мигранта на территории России. 

Какие объекты могут быть местами пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в России?

В качестве места пребывания иностранного гражданина может выступать:

  • жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором гражданин проживает по факту (регулярно спит и отдыхает);
  • организация, где иностранец работает или осуществляет иную деятельность, которая не запрещена российским законодательством, в том случае, если фактически проживает по адресу этой организации либо в помещении/строении/сооружении, в том числе временном, принадлежащем данной организации. 

Кто может выступать в качестве принимающей стороны?

В роли принимающей стороны могут выступать:

  • российские граждане, которые имеют постоянную регистрацию и постоянно проживают в РФ;
  • юридические лица, их филиалы и представительства;
  • федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления;
  • дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств;
  • международные организации и их представительства, представительства других стран в России, которые предоставили жилье рабочему мигранту или помещение для проживания;
  • организации, в помещениях/строениях/сооружениях которых по факту проживает иностранец, в том числе временных и не имеющих адресных данных;
  • ВКС, являющиеся собственниками жилых помещений на территории РФ, но только в отношении членов своей семьи.

Что может быть основанием для миграционного учета по месту пребывания?

Иностранец подлежит постановке на миграционный учет по месту пребывания:

  • по адресу жилого помещения, которое не является его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает;
  • гостинице или организации, предоставляющей такие услуги, санатории, доме отдыха, пансионате, турбазе, кемпинге и других помещениях, где гражданин фактически проживает;
  • медицинском учреждении, функционирующем как стационар, или оказывающем социальную помощь, в том числе бездомным, в случае если гражданин находится там в связи с получением услуг данной организации;
  • учреждении, исполняющем уголовные или административные наказания, если гражданин там содержится;
  • организации, в помещениях/строениях/сооружениях которых по факту проживает иностранец, в том числе временных и не имеющих адресных данных.

Таким образом новый Федеральный закон № 163-ФЗ от 27.06.2018 об уточнениях в миграционном учете иностранных граждан четко обозначил такие понятия, как «принимающая сторона» и «место пребывания иностранного гражданина», в роли которого теперь может выступать исключительно жилое помещение, где иностранный гражданин фактически проживает, то есть регулярно использует его для сна и отдыха.

Важно:

Обратите внимание:

  1. Согласно новому закону, работодатель не может поставить на миграционный учет иностранного гражданина по юридическому адресу организации, в случае если иностранец там не проживает фактически.
  2. Если работодатель ставит сотрудника на миграционный учет по адресу своей организации, где гражданин фактически не проживает, то иностранцу – в случае проверки – грозит штраф за отсутствие регистрации. 
  3. Согласно закону, за получение двух административных штрафов в течение одного календарного года иностранца могут депортировать.

Будьте бдительны, оформляйте миграционный учет исключительно по месту фактического проживания.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *