Воинский учет должны вести все организации. При этом форма собственности и организационно-правовая форма никакой роли не играют. Надеяться на то, что в маленькой фирме можно не вести такой учет, не стоит.
Содержание статьи:
1. Ведение воинского учета в организации
2. Кто в организации должен вести воинский учет
3. Организация воинского учета в организации
4. Документы по ведению воинского учета в организациях
5. Ответственность за неведение воинского учета
- 1. Ведение воинского учета в организации
- Для чего нужен воинский учет?
Воинский учет на предприятии нужен для обеспечения обороноспособности страны. В мирное время речь идет о пополнении рядов Вооруженных сил РФ лицами, способными нести воинскую службу. В самом простом случае — это мужчины призывного возраста (18-27 лет), годные по состоянию здоровья к исполнению воинского долга.
В периоды военных конфликтов, в ситуациях, когда безопасность страны может оказаться под угрозой, воинский учет обеспечивает мобилизацию в армию военнообязанных лиц.
Ведение воинского учета в организации позволяет также спланировать пополнение людскими трудовыми ресурсами органов власти на различных уровнях.
Речь идет о «прикрепление» военнообязанных граждан, находящихся в запасе к госструктурам.
Это нужно для того, чтобы в ситуациях, когда решения приходится принимать в сжатые сроки, такие граждане не были сразу отравлены в зоны военных конфликтов, а могли привлекаться к исполнению обязанностей в различных организациях, обеспечивающих жизнедеятельность страны. Примеры таких организаций: государственная противопожарная служба, государственная служба исполнения наказаний и аналогичные.
Это так называемые «забронированные» военнообязанные, в отношении которых ведется специальный воинский учет. Все остальные военнообязанные подлежат общему воинскому учету (п. 16 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).
Бронирование — еще одна обязанность работодателей. Но не всех, а тех, у кого есть, например, договор госзаказа на период мобилизации (в военное время), либо определены особые полномочия в военное время.
Нормативных документов, касающихся воинского учета достаточно много, в работе необходимо учитывать требования 4-х основных из них:
Организация воинского учета
Содержание страницы
Минтруд России с 1 сентября 2021 года освободил работодателя от обязанности вести Личные карточки работников по форме Т-2, применяемые для ведения кадрового учета, и, как следствие, от необходимости знакомить каждого работника с записями в Личной карточке под личную роспись. Прежде Личные карточки Т-2 являлись предметом пристального внимания проверяющих органов и за их некорректное ведение на работодателя возлагались значительные штрафные санкции.
С 08.01.2022г.
законодатель ввел новую форму для обязательного ведения в организации, но уже в отношении работников, являющихся военнообязанными – Карточку гражданина, подлежащего воинскому призыву по форме № 10.
При этом вновь введенная Карточка гражданина сложнее в заполнении, например: записи о семейном положении, адресе места жительства, номере телефона вносят не шариковой ручкой, а карандашом.
Законом о мобилизационной подготовке установлены обязанности компании и работников при мобилизации. Помимо выполнения работы по воинскому учету и бронированию работников, компании должны создать военно-учетные подразделения, мобилизационные органы и разработать мобилизационный план.
Воинский учет в организации в 2022 году
В соответствии с Приказом Министерства обороныРФ от 22.11.2021 года № 700 утверждена новая Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета.
Изменился сам порядок проведения проверок работодателей на предмет ведения воинского учета.
Теперь проверяется не только факт ведения воинского учета, полнота и достоверность сведений, содержащихся в Карточках гражданина, но и соблюдение организацией необходимости обеспечения исполнения работниками их собственной обязанностей по воинскому учету.
Как видно из приказа Министерства обороны, политика законодателя направлена на усиление контроля за организацией воинского учета в компании, поэтому важно тщательно подходить к подготовке необходимых документов воинского учета. Вести воинский учет сотрудников обязаны организации, если в них трудится хотя бы один военнообязанный. Если в компании на сегодняшний день нет военнообязанных и призывников, вести воинский учет не нужно.
Военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных – не реже одного раза в 3 года.
Чем грозят организации и её руководителю нарушения в ведении воинского учета
Воинский учет в организации
Родина должна знать своих героев — тех, кто в случае необходимости пополнит ряды ее защитников. Именно для этого проводится воинский учет (ВУ) в организации — военнообязанных служащих считают и сообщают о них в военный комиссариат.
Штрафы за неправильное ведение ВУ будут увеличены в пять раз — Дума приняла законопроект в первом чтении. Сотрудники военкоматов ужесточили проверки и радостно потирают руки.
Советуем обратиться к профильным юристам и провести аудит: убедиться, что воинский учет в вашей организации ведется в соответствии с нормативами.
Вам подскажут, на что чаще всего обращают внимание проверяющие, помогут подготовить документы к проверке, проконсультируют по спорным и нетипичным случаям.
- Хотите разобраться, но нет времени читать статью? Юристы помогут
- Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажете
- С этим вопросом могут помочь 35 юристов на RTIGER.com
Решить вопрос >
Кто ведет воинский учет в организации
Независимо от формы и сферы деятельности, воинский учет сотрудников должны вести все предприятия. Первое, с чего начинается организация регистрации военнообязанных — издание приказа, в котором утверждаются кандидатуры работников, на которых будут возложены обязанности этот учет осуществлять.
Количество работников организации, занимающихся воинским учетом, регламентировано. В небольшой компании, где работают меньше пятисот человек, этим может заниматься совместитель параллельно с основными обязанностями.
Для организации подобной работы на предприятии, насчитывающем до 2000 работников, выделяется отдельная штатная единица. Дополнительно вводится еще одна должность, если численность служащих насчитывает до 4000 человек. Третья и последующие должности для ведения регистрации воинской обязанности вводятся в крупных компаниях на каждые полные 3000 сотрудников.
На предприятиях, где учетом занимаются больше 2 человек, создаются военно-учетные столы. Основные направления, в которых ведут работу специалисты ВУ — ведение общего реестра военнообязанных и специального (бронирование запасников).
Кто подлежит воинскому учету
Сначала определим тех, кто не подлежит ВУ. Это:
- сотрудники-иностранцы;
- женщины, у которых нет военной специальности;
- молодые люди, находящиеся на службе в армии;
- проживающие за рубежом на постоянной основе;
- осужденные.
Специальный воинский учет граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ) — бронирование. Эту обязанность возложили не на всех работодателей. Бронируются ценные военные и гражданские специалисты, руководители для обеспечения государства высококвалифицированными трудовыми ресурсами на время мобилизации.
Организации, бронирующие ГПЗ, и списки должностей определяются Межведомственной комиссией ВС РФ и органами местной власти.
Все остальные категории работающих в компании сотрудников подлежат воинскому учету. Учитываются не только работники, занимающие полные ставки, но и совместители, сотрудники, работающие дистанционно или неполный рабочий день.
Наличие воинской обязанности ответственный сотрудник организации может определить по паспорту. На 13 странице у работника, подлежащего регистрации, стоит штамп «военнообязанный».
У женщин, получивших военную специальность, такой штамп тоже будет.
Как ведется воинский учет в организации
Организацию необходимо поставить на учет в военкомате. Если у компании есть филиалы, они регистрируются по месту нахождения.
Организация должна тесно взаимодействовать с военкоматом по вопросам регистрации воинской обязанности работников:
- своевременно предоставлять сведения о сотрудниках-призывниках каждый год до 1 ноября;
- если в штате числятся подростки 15–16 лет, информация о них доводится до работников военного комиссариата в сентябре;
- в течение двух недель отвечать на запросы относительно сотрудников компании, состоящих на ВУ, а также об устройстве на работу или увольнении, об изменении жизненных обстоятельств работника, состоящего на общем воинском учете.
В соответствии с изменениями в законе № 53-ФЗ работодатель должен уведомить военкомат о поступлении на работу сотрудника, не состоящего на воинском учете. Сделать это он должен в течение двух недель после обнаружения этого факта, не дожидаясь официального запроса.
Воинский учет в организации ведется по личным карточкам формы Т-2. Номенклатура дел определена Методическими рекомендациями по ведению ВУ, которые утверждены Генштабом ВС РФ в 2017 г.
В соответствии с этими указаниями, при приеме на работу у сотрудника проверяется наличие воинской обязанности, записи в военном билете о постановке на учет по месту регистрации или пребывания. В личные карточки заносится вся информация о военнообязанном. Не реже одного раза в год учетные данные сверяются с документами, вносятся изменения, если они есть.
Необходимая номенклатура:
- план работы по проведению ВУ;
- картотека личных карт;
- журнал проверок осуществления воинского учета (бронирование военнообязанных сотрудников в запасе).
Все документы по организации воинского учета компании, а также кандидатуры ответственных за него работников надо согласовывать в военкомате.
В методических рекомендациях указано, что при приеме специалистом военного билета и других документов взамен выдается расписка. В настоящее время военные документы редко отбираются у сотрудников. Чаще снимается копия, которая и хранится в компании в установленном порядке.
Штрафы за нарушения
Ведение воинского учета — обязанность любой организации. За неисполнение или уклонение от нее предусмотрена ответственность. Регламентируется она КоАП РФ. В частности, наказуемы по ст. 21 следующие нарушения:
- должностное лицо не предоставило в военкомат списков предпризывников предприятия (21.1), возможных уклонистов от службы (21.4.3). За нарушения предусмотрен штраф от 300 до 1000 руб;
- работниками, отвечающими за регистрацию воинской обязанности, не были оповещены сотрудники призывного возраста о повестке, не была обеспечена явка по вызову в военкомат. Штраф от 500 до 1000 руб.
Как было сказано выше, эта ответственность кажется слишком мягкой, а штрафы низкими. Законопроект о повышении штрафов до 3000 и 5000 руб. ожидает своего рассмотрения во втором чтении.
Новое в законе
С 19 октября вступают в силу изменения в Положение о воинском учете. Теперь работодатель не обязан применять для учета форму Т-2.
К использованию в работе рекомендованы новые бланки учетных документов, которые установлены МО РФ.
Однако Министерство обороны никаких документов не разработало, а в 23 пункте Методических рекомендаций Генштаба ВС РФ и в Приложении 5 к ним настоятельно рекомендованы именно эти учетные формы.
Второе новшество — сотрудники организации, регистрирующие воинскую обязанность, должны проверять у принимаемых на работу наличие персональных электронных карт, если в учетных военных документах есть отметка о выдаче. А еще в перечень документов воинского учета официально добавили справку, которую выдают вместо военного билета.
- Источники:
- Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях
- Положение о воинском учете
Как работодателю организовать воинский учет, когда и о чем отчитываться перед военкоматом
Работодатели ведут воинский учет (ВУ) в отношении двух категорий сотрудников. Они названы в пункте 14 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением правительства РФ от 27.11.06 № 719 (далее — Положение № 719).
Первая категория — призывники. Это мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на ВУ и не пребывающие в запасе.
Вторая категория — военнообязанные (неофициальное название «запасники»). К ним, в частности, относятся:
- мужчины в запасе;
- уволенные со службы с зачислением в запас Вооруженных сил РФ;
- успешно завершившие обучение на военных кафедрах федеральных ВУЗов;
- не прошедшие службу по причине освобождения или отсрочки;
- женщины, получившие военно-учетные специальности, перечисленные в приложении № 1 к Положению № 719 (например, врачи).
Добавим, что в пункте 15 Положения № 719 названы категории лиц, не подлежащих воинскому учету. Это женщины без военно-учетной специальностей; лица, постоянно проживающие за пределами РФ; офицеры запаса Службы внешней разведки РФ и проч.
Важно
Если в штате нет ни одного «запасника» и призывника, то ВУ вести не нужно. Как только появится хотя бы один сотрудник из указанных категорий (в том числе дистанционный), работодатель должен организовать воинский учет.
Подготовить кадровую отчетность для военкомата и других контролирующих органов Попробовать бесплатно
Как узнать, является ли сотрудник призывником или военнообязанным
У лиц, достигших 18-ти летнего возраста и подлежащих ВУ, на странице 13 паспорта должна стоять отметка «об отношении к воинской обязанности» (п. 5 Положения о паспорте гражданина РФ, утв. постановлением правительства РФ от 08.07.97 № 828).
Помимо этого, человеку, состоящему на ВУ, выдают один из следующих документов (п. 5.1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; далее — Закон № 53-ФЗ):
- удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (неофициальное название — приписное свидетельство);
- военный билет (либо заменяющее его временное удостоверение);
- справка взамен военного билета (ее получают молодые люди, незаконно уклонившиеся от службы).
Если такой документ есть, человек должен предъявить его кадровикам при устройстве на работу (ст. 65 ТК РФ). Таким образом, наличие штампа на 13-й странице паспорта и соответствующего «воинского» документа указывают на то, что данный работник подлежит ВУ.
Составить и распечатать трудовой договор
Справка
Как быть, если у претендента на работу нет ни штампа, ни документа, хотя по ряду признаков (возраст, пол, специальность) работник подходит под определение призывника или «запасника»? Следует направить сведения о нем в комиссариат (как это сделать, расскажем ниже).
Если выяснится, что освобождения нет, сотрудника необходимо поставить на ВУ у работодателя. А за то, что сотрудник не принес документ воинского учета его можно привлечь к дисциплинарной ответственности (см.
«Как поступить с работником, который обещал принести военный билет после трудоустройства, но обманул работодателя»).
Какие работодатели обязаны вести воинский учет
Все организации, независимо от форм собственности. Это следует из подпункта 6 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 31.05.96 № 61-ФЗ «Об обороне». Аналогичное правило закреплено пунктом 7 статьи 8 Закона № 53-ФЗ.
Внимание!
Законодатель не сделал исключений для малых и средних предприятий. Даже если у юрлица есть статус «микро-», и в штате числится всего один человек (призывник или «запасник»), такое ООО не освобождено от воинского учета.
Должны ли вести ВУ работодатели — индивидуальные предприниматели? В приведенных выше законах они не упомянуты, поэтому можно сделать вывод, будто подобной обязанности у них нет.
Однако, на практике в военных комиссариатах (их по традиции часто называют военкоматами) зачастую придерживаются иного подхода. Суть его в следующем.
Согласно статье 20 ТК РФ, предприниматель может выступать в роли работодателя. А при оформлении в штат будущий работник обязан предъявить работодателю документы воинского учета (ст. 65ТК РФ).
Следовательно, ВУ обязателен и для предпринимателей, которые нанимают сотрудников.
Из чего складывается воинский учет в ООО
Условно можно выделить несколько составляющих.
- Назначение лиц, ответственных за ВУ.
- Оформление личных карточек, ежегодная сверка с документами граждан и с данными комиссариата.
- Передача в военкомат сведений.
- Информирование сотрудников.
- Прохождение проверок, назначенных комиссариатом.
Кого назначить ответственным за ведение ВУ
На этот счет есть строгие правила, изложенные в пункте 12 Положения № 719. Количество ответственных лиц и степень их занятости зависит от числа работников, подлежащих ВУ по состоянию на 31 декабря предшествующего года (см. табл. 1).
Таблица 1
Сколько лиц, ответственных за ведение ВУ, должно быть в компании
менее 500 | 1 человек, выполняющий обязанности по совместительству |
от 500 до 2000 | 1 работник, освобожденный от других обязанностей |
от 2000 до 4000 | 2 освобожденных работника |
4 000 и более | 1 освобожденный сотрудник на каждые последующие 3000 человек |
Если назначено двое и более ответственных лиц, их следует объединить в отдельное подразделение — военно-учетный стол.
Ответственных за ведение ВУ необходимо указать в приказе по организации, который составляется по форме из приложения № 4 к Методическим рекомендациям, утвержденным Генштабом Вооруженных сил РФ 11.07.17 (далее — Методические рекомендации Генштаба). Проект приказа нужно согласовать с комиссариатом. В дальнейшем каждое увольнение и перемещение таких лиц тоже надо согласовать.
Также комиссариат должен согласовать план работы по ведению ВУ (по форме, приведенной в приложении № 17 к Методическим рекомендациям Генштаба).
Составляйте кадровые документы в веб‑сервисе по готовым шаблонам Составить бесплатно
Как вести личные карточки и делать сверку
Начиная с 8 января 2022 года, личные карточки (ЛК) необходимо вести по форме № 10 (приведена в приложении № 22 к инструкции, утв. приказа Минобороны от 22.11.21 № 700; далее — Инструкция № 700).
В карточках отражают персональные сведения о сотруднике (ФИО, образование, семейное положение и проч.), данные о воинском учете, а также о приеме, увольнении и переводе. ЛК можно заполнять на бумаге, а можно и в электронном виде, а затем распечатать.
Бумажные карточки обычно объединяют в картотеку, в которой создают разделы: «Офицеры запаса», «Матросы, солдаты, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы» и т.д. Оформлением и ведением ЛК вправе заниматься человек, которого назначили ответственным за ВУ (см. «Для ведения воинского учета в организациях утвержден новый документ»).
Не реже одного раза в год проводится сверка:
- сведений, занесенных в карточки, со сведениями в документах граждан (подп. «г» п. 32 Положения № 719);
- данных, отраженных в ЛК, с данными комиссариата. Эту сверку инициирует военкомат, он же назначает дату и время (раздел V Инструкции № 700).
Составить локальные акты по готовым шаблонам и подготовить всю кадровую отчетность
Какие сведения передавать в военкомат
Они перечислены в пункте 32 Положения № 719, а также в статье 4 Закона № 53-ФЗ (см. табл. 2).
Таблица 2
Правила направления сведений в комиссариат
Без запроса военкомата | ||
О принятии на работу и (или) увольнении сотрудника, подлежащего ВУ | приложение № 2 к Положению № 719 | в 2-х недельный срок |
О выявлении гражданина, не состоящего, но обязанного состоять на ВУ | приложение № 4 к совместному приказу Минобороны, МВД и ФМС от 10.09.07 № 366/789/197 | в 2-х недельный срок |
Об изменении следующих личных данных лиц, состоящих на ВУ: семейного положения; образования; структурного подразделения в компании; должности; места жительства (или пребывания); состояния здоровья | приложение № 13 к Методическим рекомендациям Генштаба | в 2-х недельный срок |
Список граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста | приложение № 11 к Методическим рекомендациям Генштаба | ежегодно до 15 сентября |
Список граждан мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет и которых предстоит первоначально поставить на ВУ. К списку приложить анкеты. | приложение № 6 (список) и приложение № 7 (анкеты) к Положению № 719 (список) | ежегодно до 1 ноября |
По запросу военкомата | ||
О гражданах, состоящих на ВУ, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на ВУ | приложение № 10 к Методическим рекомендациям Генштаба | в 2-х недельный срок |
Бесплатно сдать отчетность во все контролирующие органы через оператора ЭДО
О чем информировать сотрудников
- Вручать направления в военкомат лицам, которые обязаны состоять, но не состоят на ВУ. Форма направления приведена в приложение № 3 к совместному приказу Минобороны, МВД и ФМС от 10.09.07 № 366/789/197 (см. «У работодателей появились новые обязанности, связанные с воинским учетом»).
- При необходимости (а для призывников — в обязательном порядке) оповещать работников о том, что им следует явиться в комиссариат для постановки на ВУ или уточнения личных данных (подп. «а» п. 32 Положения № 719).
- Оповещать о вызовах в комиссариат и обеспечивать возможность явки в места, указанные в повестках (подп. «ж» п. 32 Положения № 719).
- Иногородним сотрудникам без регистрации в момент трудоустройства и увольнения вручать сведения для передачи в комиссариат (форма приведена в приложении № 2 к Положению № 719; см. «Работодателей обязали выдавать справки для военкомата иногородним сотрудникам без регистрации»).
Справка
Если сотрудник отсутствовал на рабочем месте по причине явки в военкомат, такой день оплачивается исходя из среднего заработка (ст. 170 ТК РФ).
Заполнить, проверить и сдать всю отчетность по взносам через интернет Сдать бесплатно
Проверка в комиссариате
Если в ООО работает 500 или менее сотрудников, подлежащих воинскому учету, комиссариат назначает плановую проверку не реже одного раза в три года. Если более 500 — не реже одного раза в год (п. 3 приложения № 1 к Методическим рекомендациям Генштаба).
Для проверки нужно предоставить папку с личными карточками, план работы по ведению ВУ и ряд других документов согласно приложению № 1 к Методическим рекомендациям Генштаба.
Ответственность за нарушения
Сотрудника, ответственного за ведение воинского учета, либо руководителя организация привлекут к административной ответственности в случае, если:
- компания не сообщит о работнике, который должен состоять, но не состоит на воинском учете, либо не предаст данные о работниках, состоящих на ВУ. Размер штрафа — от 1 000 до 5 000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ);
- организация не предоставит списки юношей, которым в будущем году исполнится 17 лет. Размер штрафа — от 1 000 до 3 000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ);
- сотруднику не вручат повестку о вызове в военкомат, либо не обеспечат возможность своевременной явки в военкомат. Размер штрафа — от 1 000 до 3 000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).