Как исполнены майские указы Президента о повышении зарплат бюджетникам: результаты

Майские указы по повышению зарплат бюджетников, по данным Росстата, на конец 2018 года формально выполнены только в 16 российских регионах. Об этом в среду сообщает РБК.

Во всех остальных регионах указы не выполнены хотя бы по одной категории бюджетников. Обеспечить рост зарплат бюджетников президент Владимир Путин поручил региональным властям еще в 2012 году.

Эксперты отмечают, что повышение зарплат проходило за счет сокращения общего числа бюджетников и снятия ряда стимулирующих надбавок к их зарплатам.

По данным Росстата, средняя зарплата по стране в третьем квартале 2018 года составила 41 830 рублей.

Но для небольших российских городов этот показатель далек от реальности: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях могут получать всего по 12 000–15 000 рублей в месяц.

О том, что власти на местах пытаются искусственно завысить зарплаты бюджетников, сообщалось не раз.

  • Зарплаты бюджетников по стоянию на конец 2018 года достигли целевых значений по всем категориям лишь в 16 регионах – это Брянская, Владимирская, Тамбовская, Вологодская, Ленинградская, Волгоградская, Нижегородская, Пензенская, Саратовская, Тюменская (без учета входящих в нее автономных округов) и Новосибирская области, а также Ставропольский и Алтайский края, Татарстан, Чувашия и Бурятия, –​ сообщает РБК со ссылкой на данные Росстата.
  • На этой неделе ведомство опубликовало показатель «среднемесячного дохода от трудовой деятельности» по всем регионам за 2018 год, с которым сравнило средние зарплаты учителей, врачей, научных работников и сделало выводы о выполнении майских указов 2012 года по состоянию на конец 2018 года.

Как исполнены майские указы Президента о повышении зарплат бюджетникам: результаты

Врачи Пермского края на митинге против оптимизации медицины

На федеральном уровне средние зарплаты не достигли целевого значения по восьми из 12 категорий.

Перевыполнены они оказались только у педагогов общеобразовательных учреждений, преподавателей вузов, работников учреждений культуры и научных сотрудников.

Уровень зарплат последних и вовсе достиг 264% от средних по России, и это максимум среди всех категорий. Хуже остальных, пишет РБК, оказались результаты по зарплатам социальных работников – 87,4%, а также медсестер – 90,4%.

Все это время работники бюджетной сферы жаловались на то, что майские указы Владимира Путина, подписанные в 2012 году, не выполняются. Кроме того, чтобы повысить зарплаты, власти шли на сокращение количества бюджетников, что особенно видно в сфере здравоохранения и образования. Зарплаты также повышали, существенно урезая различные стимулирующие выплаты.

О том, почему большинство российских регионов не повысили зарплаты бюджетникам, несмотря на указы Владимира Путина семилетней давности, говорит экономист, старший эксперт Института экономики переходного периода Сергей Жаворонков:

– В большинстве регионов особых денег в бюджетах нет. А что касается указов 2012 года, у меня ощущение, что они вообще нигде не выполнены. Например, Москва – вполне благополучный регион, но заработная плата врачей только сравнялась со средней заработной платой по региону, а не стала выше в два раза.

Главный провал, по которому идет это невыполнение, – это заработные платы врачей. Потому что планка для них была поставлена неадекватно высокая. Ну, и конечно, был провал по реальным доходам населения, которые было обещано увеличить на 40–50 процентов, но по итогам путинской каденции они упали примерно на 12 процентов.

В стране существует кризис, который маскируется тем же Росстатом путем бесконечных пересмотров данных прошлых лет в сторону увеличения экономического роста. Так что можно сказать, что указы 2012 года не выполнены практически нигде. Кроме того, Путин нагрузил этим регионы и сказал: крутитесь как угодно. Как они крутились, мы с вами понимаем.

Например, прошли те же массовые сокращения врачей. В Москве количество врачей с 2012 года по настоящее время сократилось на треть, с 90 тысяч до 60 тысяч. А потом мы удивляемся, почему в поликлиниках очереди. Сокращение учительского персонала происходит в меньшей степени, он тоже сокращается, но не так массово, как медицинский персонал.

Если у нас есть два человека с одинаковой зарплатой, и одного из них уволить, то второму можно увеличить зарплату в два раза. И это в том числе было одним из технических способов выполнения указов 2012 года.

– Несмотря на то что власти постоянно рапортуют о повышении зарплат бюджетников, сами бюджетники жалуются на снижение своих зарплат, доходов. С чем конкретно это связано?

– Тут принципиально, сколько вы получаете на руки и сколько вы получаете по каким-то документам. Вот, например, что случилось с учителями.

У них где-то с 2005 года было две составляющих зарплаты: базовая ставка и так называемая стимулирующая надбавка – за успехи детей в олимпиадах, за проверку тетрадей, за наличие кандидатской степени, еще за что-то.

А для выполнения этих указов было объявлено, что у нас теперь эта стимулирующая часть куда-то исчезает, а мы будем анализировать увеличение базовой зарплаты. Это означает, что на практике с помощью этого статистического фокуса реальная зарплата, получаемая на руки, снизилась, а номинальная начала расти.

–​ Каковы прогнозы экономистов – что будет в ближайшие годы с зарплатой бюджетников?

– Мы сейчас наблюдаем экономическую стагнацию. По итогам прошлого года впервые не было экономического спада, но и роста особого не было. Поэтому я не жду каких-то резких улучшений. И обратите внимание, что этот новый майский указ 2018 года уже деликатно не ставит никаких ориентиров на увеличение заработной платы.

Россия ведет несколько войн – на Украине, в Сирии, и конечно, денег на пенсии и на зарплаты будет меньше, а это уже вопрос политический. Что касается возможных выступлений против низких зарплат – их вряд ли можно ожидать. Конечно, «Единая Россия» в этом году проиграла выборы в четырех регионах из шести.

Но не думаю, что это приведет к каким-то массовым демонстрациям с социально-экономическими требованиями, – полагает экономист Сергей Жаворонков.

О выполнении «майских указов» Владимира Путина по повышению зарплат бюджетникам и прогнозах на будущее говорит директор Института стратегического анализа Игорь Николаев:

– Подавляющее большинство регионов указы не выполнили. И даже такой неудовлетворительный показатель, на который ссылается РБК, во многом натянут. Потому что его сравнивают не со средней заработной платой, а с так называемым среднемесячным доходом от трудовой деятельности, который Росстат дал для сравнения, а это принципиальная разница.

Он меньше заработной платы по 2018 году где-то на 13 процентов. Если бы сравнивали со средней заработной платой, то ситуация была бы еще хуже, чем она представляется сейчас. Регионы старались как могли – мы видим, как оптимизировали целую сеть бюджетных учреждений, чтобы повысить среднюю заработную плату в своей отрасли.

Оптимизировали здравоохранение, сократили фельдшерские пункты и что-то еще, и в целом средние зарплаты выросли.

Как исполнены майские указы Президента о повышении зарплат бюджетникам: результаты

Участницы митинга против оптимизации медицины

Конечно, в ближайшее время власти уже не будут говорить о том, что зарплаты бюджетникам надо увеличивать всеми правдами и неправдами. Эти цели как будто бы достигнуты, и сейчас у нас другие цели – страна должна войти в пятерку крупнейших экономик мира, обеспечить темпы роста экономики выше общемировых.

Зарплаты будут стагнировать, то есть индексация будет, и обещают ее в пределах инфляции, но как получится на самом деле, никто не знает. Мы помним, что несколько лет назад не выполнялись даже законодательные требования об индексации пенсий, так что уж говорить о бюджетниках и их зарплатах.

Поэтому все будет скромно, – полагает экономист, директор Института стратегического анализа Игорь Николаев.

Аналитики не раз говорили об угрозе майских указов для региональных бюджетов, особенно после введения санкций и обвала цен на нефть в 2014 году. В новом майском указе, который Путин подписал после переизбрания на пост президента в 2018 году, целей по повышению зарплат, как отметил Сергей Жаворонков, уже нет.

О том, что ждет российских бюджетников в ближайшие годы, рассуждает экономист Евгений Гонтмахер:

– Большинство российских регионов с точки зрения финансов сидят на голодном пайке. У нас есть всего лишь несколько относительно богатых регионов, которые могут себе что-то позволить: это Москва, Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий округ, потому что там нефть с газом, ну, еще один-два региона. Все остальные сидят на дотациях из федерального бюджета, они бедные.

И к этим майским указам 2012 года с социальной точки зрения не подкопаться, потому что врачи, учителя, работники культуры, соцзащиты тогда получали вообще какие-то нищенские зарплаты, да и сейчас они получают не очень много. Тот, кто писал указы 2012 года, видимо, думал, что у нас будет бурный экономический рост, в казну польются большие деньги и можно будет бюджетников поддержать.

Но этого не случилось. У нас случился 2014 год, Украина, санкции и так далее. Последние 10 лет для населения России потеряны, потому что экономический рост был меньше 1 процента в среднем.

Денег в стране больше не стало, цены на нефть упали, и получилось рассогласование – майские указы носили социально ориентированный характер, но оказались популистскими, потому что никакой финансовой базы под это заложено не было.

–​ С учетом экономического состояния России что будет происходить с зарплатами людей в регионах, с их доходами?

– Если говорить о зарплате бюджетников – их в России где-то 12–13 миллионов человек. Это не так мало – это каждый пятый-шестой занятый в России. Что будет? Дополнительных денег в бюджете не будет. Экономический рост не просматривается. 1–1,5 процента не считается.

Настоящий экономический рост для России, реально ощутимый с точки зрения поступления налогов и улучшения уровня жизни, – не менее 3–4 процентов. Даже по официальным прогнозам, там все очень скромно.

С другой стороны, деньги есть, потому что государство в последние пару лет перешло на очень экономный режим работы, накопило очень приличные ресурсы, в том числе за счет экономии на социальных программах. Привычным стал профицит бюджета, и он планируется и дальше.

У нас Фонд национального благосостояния составляет чуть ли не триллион рублей, довольно большие золотовалютные запасы. То есть ситуация такая, что те деньги, которые реально расходуются на социальные нужды, в том числе на зарплаты бюджетников, не увеличиваются. Поэтому, конечно, ни о каком повышении зарплат в бюджетной сфере речи быть не может. Максимум, что может быть, это индексация на инфляцию.

–​ Будет ли увеличиваться недовольство людей?

Читайте также:  Перевод директора школы на должность учителя этой же школы

– Оно и так уже есть. Просто возникает вопрос: во что это выльется? Если иметь в виду массовый выход людей на улицу, забастовки, я думаю, этого в ближайшее время не будет. Общество так устроено, что люди ворчат, дискутируют, говорят о том, как они плохо живут, обмениваются в социальных сетях своими эмоциями, но на улицу не выходят.

Но низкие зарплаты бюджетников, конечно, сказываются на качестве их работы. Когда люди работают с плохим настроением и понимают, что ничего хорошего в будущем им не светит, они работают хуже. А тут для работников бюджетной сферы еще начался подъем пенсионного возраста, и это достаточно больно по ним ударяет.

Потому что у врачей и учителей есть пенсия за выслугу лет, которая выплачивается досрочно, и повышение пенсионного возраста отодвигает срок, когда эти люди начинают получать эту пенсию, а многие люди на это рассчитывают. Получается, как в советское время: мы делаем вид, что работаем, а государство делает вид, что нам платит.

Советский Союз, в общем, и закончился на всех этих имитациях. Мы тоже сейчас начинаем жить в такой модели: на фоне того, что президент призывает нас совершить прорыв, рывок. Конечно, Россия в этом нуждается, она должна быть современной страной.

Но как мы можем совершить рывок, имея такую ситуацию в бюджетной сфере, трудно представить, – полагает экономист Евгений Гонтмахер.

Бюджетникам — «бюджетные» зарплаты

По данным Росстата, по итогам 2020 года регионы вновь смогли выполнить «майские» указы президента в части повышения зарплат бюджетников только частично.

До целевых значений в среднем по стране не дотянули выплаты соцработникам, ряду категорий педагогов и младшего медперсонала.

Эти данные в очередной раз указывают на необходимость продолжения реформы оплаты труда бюджетников — правительство обсуждает ее уже почти полтора года, но без какого-то результата.

По итогам 2020 года регионам удалось довести до целевых значений размер зарплат только семи категорий бюджетников из 12, чьи заработки регулируются «майскими» указами президента.

Напомним, в 2012 году Владимир Путин поручил субъектам РФ повысить зарплаты медработников, учителей, профессоров вузов, соцработников и работников культуры — они должны были вырасти до 100%, 200% или 220% средней зарплаты по региону.

По оценке Росстата, по итогам 2020 года максимальное отклонение от целевого уровня вниз было зафиксировано у социальных работников (87,7% вместо 100% средней зарплаты по региону), минимальное — у педагогов учреждений начального и среднего профессионального образования (98,4%).

Также не дотянули до требований указа зарплаты педагогов дошкольных учреждений (90,7%) и учреждений дополнительного образования (93,6%) и младшего медицинского персонала (96,9%).

Напротив, переплата относительно заданного уровня зарплат в 2020 году зафиксирована у научных сотрудников (их зарплата превысила среднюю в 2,6 раза, цель — рост вдвое), врачей и преподавателей вузов (в 2,2 раза, цель — также вдвое) и среднего медперсонала (110,9% средней при цели в 100%).

Впрочем, Росстат оценивает усредненные зарплаты — даже внутри категории, демонстрирующей значительное повышение, могут быть те, кто получает меньше установленного уровня. Кроме того, Росстат учитывает все выплаченные работнику деньги (включая доплаты за совмещение, переработки и тяжелые условия труда), а ставки остаются ниже установленных целевых значений.

Так, по оценке профсоюза работников здравоохранения «Действие», которые собрали данные о зарплатах членов профсоюза из 31 субъекта РФ, только в 11 регионах зарплаты среднего медперсонала при перерасчете на одну ставку достигают заложенного «майскими» указами показателя.

На те же проблемы других категорий бюджетников ранее обратил внимание и сам Владимир Путин — в феврале этого года он раскритиковал Минобразования из-за жалобы обратившейся к нему научной сотрудницы.

К 20 апреля по его поручению ряд ведомств, включая Минтруд, должен был представить в правительство доклад с альтернативным анализом уровня зарплат в бюджетной отрасли (подробнее см. “Ъ” от 11 февраля) и предложения по их реформированию.

Схожие поручения Минтруду и Минздраву были даны еще осенью 2019 года — их выполнение, впрочем, сместилось почти на год из-за коронавируса.

Именно период пандемии, в то же время, дал правительству возможность опробовать механизм, который в перспективе мог бы применяться при начислении зарплат бюджетников,— речь идет о выплатах за работу с коронавирусными больными, которые осуществляет из федерального бюджета ФСС. Введение аналогичной системы доплат для остальных бюджетников при обсуждении этого вопроса в 2019 году рассматривалось Татьяной Голиковой — это позволило бы избежать злоупотреблений при начислении денег на уровне регионов и решить проблему нехватки у них средств.

Анастасия Мануйлова

Оптимизировали и недоплачивали: как регионы выполняли «майские указы» президента — Газета.Ru

Младшему медицинскому персоналу хронически не доплачивали за работу. Зарплаты не индексировались, а там где прибавки все-таки появились, сделаны они были за счет сокращения персонала. Это обнаружила Счетная палата РФ, проверив реализацию «майских указов» президента. Всего аудиторы проверили 12 категорий работников бюджетной сферы и всюду были выявлены недоплаты за труд.

Указы президента, принятые в мае 2012 года, обеспечили опережающий рост оплаты труда в бюджетном секторе, отметили аудиторы Счетной палаты (аналитическая записка имеется в распоряжении «Газеты.Ru»).

«В целом по экономике в 2012-2019 годах зарплата выросла в 1,8 раза, в образовании – в 1,95 раза, в области здравоохранения и социальных услуг – в 2,1 раза», — говорится в документе СП.

Но ключевое слово в этом случае – «в целом», а в частности обнаружены значительные нарушения. Повысить зарплату медикам обещал президент России Владимир Путин.

Это одна из основных задач «майских указов» 2012 года — поднять зарплаты бюджетников до 200% от средней по региону. Срок — до конца 2018 года.

Но эта задача не была выполнена полностью, что и показала проверка Счетной палаты, проводившаяся по итогам 2018 и 2019 годов.

Как выясняется, самая неудовлетворительная ситуация с выполнением указа выявлена в 2020 году — снова в медицинской сфере.

«По 2019 году в целом ряде субъектов не были достигнуты нужные показатели. Наибольшие проблемы отмечены в сегменте «младший медицинский персонал»: показатели не достигли 48 субъектов из 85», — констатировал аудитор СП Сергей Штогрин.

Во многих регионах, как показала проверка, «рост оплаты труда сопровождался сокращением численности сотрудников». Младшего медицинского персонала за 2013-2019 годы стало меньше на 61,3%, социальных работников — на 32,6%.

Общая численность по всем двенадцати категориям бюджетников, внесенных в указ, сократилась за семь лет на 14,5 %.

Для того, чтобы выполнить «майские указы» и отчитаться об их выполнении, региональные власти нередко шли на хитрость.

Зарплату не прибавили, нагрузку увеличили

Использовалась так называемая оптимизация внутри бюджетных учреждений. Это когда работники, которым полагается повышение зарплаты в соответствии с указом, переводились в другие категории, которым прибавка не полагалась. «Можно было повышать заработную плату одним, а другим, может быть, даже сокращать», — отметил аудитор Штогрин.

При этом сама оптимизация кадров шла в отсутствие обязательных требований к организации нормирования труда в государственных и муниципальных учреждениях.

«В результате нагрузка на бюджетников выросла. Например, на одного социального работника – на 66,7%», — говорится в аналитической записке СП.

Президентские указы, как выяснилось в ходе проверки, реализовывались в условиях фактически «децентрализации оплаты труда в бюджетной сфере». То есть, на федеральном и региональном уровне применяются различные системы расчета и выплаты зарплат.

Региональные органы власти самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда подведомственных им госучреждений. «В результате ставки по одним и тем же должностям в разных регионах РФ отличаются в разы. Так, рекомендуемый оклад библиотекаря в Тамбовской области составляет 9 359 рублей, а в Пермском крае — 2 755 рублей», — отмечается в документе СП.

Аудиторы считают такую дифференциацию необоснованной. Это существенно затруднило реализацию майских указов в ряде субъектов. Например, по сегменту «педагогические работники дошкольных образовательных учреждений» показатели роста зарплат не достигнуты в 43 регионах.

Заинтересованность в извлечении прибыли

Проблема не только в децентрализации оплаты труда, но и в том, что без субвенций и субсидий из федерального центра регионы не в состоянии финансировать социальную сферу, комментирует ведущий эксперт Института социальной политики НИУ ВШЭ Андрей Столяров.

«Уточню — условия предоставления субсидий и субвенций диктует Минфин. А логика этого министерства построена на минимизации любых расходов и затрат. Если ставить во главу угла количественный показатель — минимизация расходов на одного получившего «услугу» (в здравоохранении — на одного «пролеченного»), то и получаете соответствующий результат по росту зарплат», — говорит Столяров.

Минимизацию расходов можно получить также за счет необходимого, но дорогостоящего лечения. Или при помощи уменьшения количества обращений за медицинской помощью, добавляет эксперт.

«Урезать расходы можно просто при помощи отказа в лечении или созданием условий, затрудняющих получение медицинской услуги. Наложите на это еще медицинские страховые организации, чей интерес вовсе не излечение клиента, а максимизация прибыли. И в путь за здоровьем нации», — иронизирует Столяров.

Счетная палата рекомендовала Минтруду сделать наконец то, что было необходимо еще в 2012 году, — систематизировать отраслевые системы оплаты труда работников бюджетной сферы.

Кроме того, по мнению аудиторов Счетной палаты, необходимо дополнить действующие госпрограммы показателями, которые обяжут поддерживать уровни оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с указами 2012 года.

В Минтруде с замечаниями Счетной палаты согласились. По словам замминистра труда и социальной защиты Елены Мухтияровой, присутствовавшей на заседании коллегии СП, предложения аудиторов по систематизации требований к оплате труда уже реализуются.

Читайте также:  Юридический (правовой) аутсорсинг

Тем не менее, истории с неудовлетворительной оплатой труда в бюджетной сфере получат продолжение.

В понедельник 21 декабря премьер Михаил Мишустин поручил решить проблему наличия кадров в медицинских учреждениях Кандалакшского района Мурманской области.

Об этом говорится в утвержденном председателем правительства списке поручений по итогам ежегодной пресс-конференции президента Владимира Путина, состоявшейся 17 декабря.

Во время пресс-конференции один из жителей села Алакуртти пожаловался главе государства, что в местной больнице работает один-единственный врач. Минздраву поручено разобраться в этой ситуации и принять меры до 25 декабря.

Прошло 7 лет, «Майские указы» по бюджетникам до сих пор не выполняются. Объясняем, почему

 Банки СегодняБанки Сегодня

Так называемые «Майские указы», подписанные президентом России в 2012 году, касались разных сфер жизни. Больше всего россияне ждали повышения зарплат работникам бюджетных учреждений.

По указам планировалось поднять зарплаты таких работников достаточно сильно: врачам и преподавателям вузов – до 200% средней зарплаты по региону;

медсестрам и младшему медперсоналу, работникам культуры, учителям и воспитателям – до 100% средней зарплаты по региону. Время идет, президент работает уже следующий срок, но учителя и медики по-прежнему считают свои зарплаты заниженными. Хотя официальные лица с ними не соглашаются.

Например, по итогам первых 3 кварталов 2019 года средняя зарплата учителя в России составляет целых 40 377 рублей. Правда, наши читатели почему-то не соглашаются с этой цифрой – у них получается что-то около 15-20 тысяч рублей, и часто не за одну ставку.

Учителя в Москве получают 97 282 рублей (сами учителя пишут о 56 000 рублей «грязными»), в Московской области – 56 244 рубля, в Брянской области – 25 405 рублей (но сами учителя снова почему-то говорят, что получают 22 000 рублей за нагрузку в 38 часов – это 2 ставки).

В других сферах бюджетники тоже не получают свои 100-200% от средней зарплаты. Врачи пишут о цифрах, ближе к средней зарплате по регионам (и это при огромной нагрузке – людей не хватает катастрофически), медсестры вообще живут в лучшем случае на 15-20 тысяч рублей в месяц.

Недавно губернатор Иркутской области Сергей Левченко пожаловался журналистам, что повышение зарплат в бюджетной сфере – «это такая общая беда российская». Он, скорее всего, имел в виду именно «Майские указы».

Почему зарплаты до сих пор не повышены?

Бюджетные учреждения в разных сферах получают деньги из бюджетов муниципальных образований (например, школы и детские сады), из бюджетов регионов или из фондов ОМС (здравоохранение). Соответственно, они вынуждены где-то «добывать» деньги на повышенные зарплаты своим сотрудникам.

Что немаловажно, указы не оговаривают, из чего должны складываться повышенные зарплаты бюджетников. Они могут получать оклад, премию по результатам работы, другие стимулирующие выплаты. При этом оклад у бюджетников часто ниже МРОТ – а остальные выплаты непостоянны и обычно зависят от «доброй воли» руководителей.

Естественно, что федеральный центр отслеживает ситуацию с зарплатами бюджетников. Но результаты они получают неутешительные.

Так, за первое полугодие 2019 года зарплаты всех 12 категорий бюджетников из «Майских указов» смогли удержать на уровне выше минимального только 4 региона – это Ленинградская и Пензенская области, Алтайский край и Чеченская Республика. В остальных субъектах РФ некоторая часть бюджетников недополучает зарплату.

На самом деле проблема куда хуже. Дело в том, что чиновники оценивают выполнение указов по средним зарплатам по всем работникам. То есть, директор, который также является учителем, с зарплатой в 100 тысяч рублей также учитывается при оценке средней зарплаты, как и учителя с зарплатами в 15 тысяч рублей.

Однако «Майские указы», как считают юристы, должны выполняться в отношении каждого работника. То есть, если в Ленинградской области хотя бы один учитель не получает 45 000 рублей за одну ставку (18 часов в неделю), вся область не может считаться выполнившей указы.

Но руководители нашли способы «выполнять» указы такими способами: перевод младшего медперсонала в уборщики;

увеличение нагрузки на учителей (а средняя зарплата считается не по ставкам, а по людям);

дробление ставок, и т.д. Поэтому в реальности зарплаты бюджетников растут далеко не так быстро, как того требуют указы.

Реально ли вообще выполнить «Майские указы»?

В 2018 году на смену «Майским указам» пришли национальные проекты. Это планы по развитию отдельных сфер жизни в России, которые должны привести, в конечном счете, к снижению уровня бедности в России вдвое.

Но это не означает, что старые указы не нужно выполнять: каждый год планируется индексация зарплат бюджетникам, которые попадают под действие «Майских указов» – для них зарплаты повышаются обычно сильнее, чем для остальных. Но, как видно, цель до сих пор не достигнута.

Многие экономисты считают, что указы выполнить в том виде, в котором они существуют – невозможно. Так, еще до кризиса, в 2013 году заместитель министра экономики Андрей Клепач говорил, что для выполнения целей по всем указам, экономика России должна расти минимум на 7% в год, а для выполнения целей по бюджетникам – на 4% в год.

Среднегодовой рост экономики за прошедшие 5 лет не превышал 1%, соответственно, можно утверждать, что полное исполнение «Майских указов» в нынешней ситуации невозможно.

Учитывая, что указы пытаются выполнять за счет региональных бюджетов, регионы вынуждены наращивать долги. На данный момент в России есть минимум 3 региона, финансовое состояние которых близко к банкротству – это Костромская область, Хакасия и Мордовия. В прошлом году их пришлось даже перевести под федеральный финансовый контроль, но в Мордовии долг продолжает расти.

Таким образом, констатируем, что ждать полного выполнения «Майских указов» можно еще очень долго. Более правдоподобными выглядят обещания установить фиксированные оклады для врачей и учителей, но эти инициативы вряд ли будут реализованы даже в следующем году.

Повышение зарплаты до конца года бюджетникам в России в 2021 году: последние новости и подробности повышения зарплаты врачам и учителям

Последние новости о том, каким бюджетникам будет повышение зарплаты в 2021 году в России до конца года и на сколько, о доведении зарплат бюджетников до таких уровней, расскажем далее в этом материале.

Президент: «Майские указы» по зарплатам бюджетников должны быть выполнены до конца года

Согласно указам, медики, педагоги, социальные работники и сотрудники учреждений культуры должны получать не менее 1 или 2 средних зарплат по региону.

Принятые еще в 2012 году «Майские указы», кроме прочего, предполагают доведение зарплат отдельных категорий работников бюджетных учреждений до определенного уровня. Однако на практике с этим все 9 лет возникают проблемы – расчет зарплат передан на уровень конкретных учреждений, из-за чего возникали разночтения между разными сторонами трудовых отношений.

В последнее время об этих указах вспоминали все меньше, однако на вчерашнем совещании с правительством президент России Владимир Путин затронул этот вопрос. По слова главы государства, до конца года правительство должно принять меры, чтобы обеспечить 100%-ное исполнение указов с учетом фактического темпа роста средней зарплаты по экономике в 2021 году.

Решения, как потребовал президент, должны быть приняты максимально оперативно – чтобы уже до конца этого года работники бюджетной сферы получили зарплаты в полном объеме, предусмотренном указами.

Если же правительство не выделит дополнительные ресурсы, зарплаты бюджетников могут отстать от требований указов, сказал глава государства.

А это – недопустимо, учитывая, в насколько тяжелых и экстраординарных условиях сейчас трудятся медицинские и педагогические работники.

И отдельно Владимир Путин пояснил, что ежемесячная доплата в размере 5000 рублей для классных руководителей в принципе не должна учитываться при расчете зарплаты

Напомним, «Майские указы» предполагают доведение зарплат бюджетников до таких уровней:

  • педагогических работников в общем образовании, мастеров производственного обучения в профессиональном образовании, работников учреждений культуры – до 100% средней зарплаты в регионе;
  • педагогических работников в дошкольном образовании – до 100% средней зарплаты в сфере общего образования в регионе;
  • социальных работников, среднего и младшего медперсонала – до 100% средней зарплаты в регионе;
  • врачей, преподавателей в высшем образовании и научных сотрудников – до 200% средней зарплаты в регионе.

При этом основная проблема в том, что сами по себе «Майские указы» не очень четко прописывают, как именно власти должны обеспечивать повышение зарплат – идут ли в расчет средние суммы заработка по одном учреждению или по всему региону, или же требования обязательны буквально для каждого конкретного сотрудника бюджетных учреждений.

Помочь выполнить указы могли бы новые системы оплаты труда педагогов и медработников – однако на данный момент они лишь планируются к внедрению в режиме пилотного проекта, а полноценный переход на использование этих систем планируется лишь за несколько лет.

Путин обещает врачам и учителям по две средние зарплаты до конца года

  • Врачам и учителям пообещали до конца года выплатить зарплаты с учетом обязательств, которые государство взяло на себя еще в 2012 году, когда по майским указам было установлено правило: эти категории бюджетников должны получать не менее чем два размера средней зарплаты, установленной в регионе.
  • Правило до сих пор выполняется со скрипом, и главным индикатором этого является нарастающий дефицит кадров как в медицине, так и в среднем образовании.
  • А в итоге в российских школах не заполнены треть вакансий преподавателей, математику преподают учителя физкультуры, библиотекари – литературу.
  • Президент Владимир Путин в среду из Сочи провел совещание с министрами по поводу проблем, связанных с уровнем заплат бюджетников, тех, кто работает в здравоохранении, образовании, науке, культуре, социальной сфере, в социальной защите.
Читайте также:  Увольнение в отпуске по собственному

Глава государства обратил внимание правительства и руководителей регионов на то, что майские указы должны быть исполнены на 100%

Работники бюджетной сферы до конца текущего года должны получить зарплаты в том объеме, как это предусмотрено майскими указами от 2012 года, заявил президент. С учетом итогов текущего года, добавил он, «нужно предусмотреть потребность в средствах на исполнение майских указов и на будущий год».

«Прошу правительство предусмотреть дополнительные средства и оказать поддержку субъектам РФ в достижении требуемого уровня заработной платы в бюджетной сфере», – заявил Путин.

Хотя чиновники уверяют, что майские указы в основном выполняются и учителя с медиками якобы получают не меньше 200% от средней зарплаты по региону, несправедливое распределение в каждом конкретном коллективе, когда руководители получают неоправданно больше, чем линейные сотрудники, необходимость брать по 1,5–2 ставки, чтобы выйти на достойный уровень оплаты, – все эти проблемы, о которых наша газета писала в начале года (см. «НГ» от 14.02.21), пока сохраняются, если судить по сообщениям с мест.

И именно низкие зарплаты становятся основной причиной другой беды – просто нехватки учителей и врачей.

Причем если в феврале основной причиной проблемы называлась нехватка средств у регионов, то теперь, похоже, доходы у них растут, и бюджетных причин не выполнять указы без всяких уловок (например, включения в учет выплат за ведение классов, на что обратил внимание в среду Путин) стало меньше.

Судя по данным института «Центр развития» ВШЭ, рост доходов регионов в январе-сентябре составил 19,6% (год к году), даже несмотря на сокращение объема трансфертов из федерального бюджета на 2%. Однако в этот же период регионы сократили расходы на здравоохранение почти на 11%.

Расходы по разделу «социальная политика» в номинальном выражении выросли на 4,7%; но в неизменных ценах они сократились по сравнению с 2020-м на 1,6%.

Рост расходов на образование составил 10,5%, однако учителя продолжают жаловаться на низкие зарплаты, а в школах не хватает учителей.

По данным доктора физико-математических наук Алексея Савватеева, из 1,5 млн требуемых учителей есть только 1,1 млн, то есть 400 тыс. позиций не заняты (в прошлом году глава Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко оценивала дефицит в сфере школьного образования в 250 тыс. человек).

В стране наблюдается также дефицит врачей. По состоянию на 2020 год дефицит составлял 25 тыс. врачей и 130 тыс. среднего медперсонала. По данным Росстата, дефицит врачей по регионам составляет до 20%.В самарских школах не хватает 600 учителей, отмечают местные СМИ.

Платить нужно достойно, тогда и учителя не будут разбегаться, комментируют читатели.

«Работаю учителем 37 лет, имею высшую категорию. Ставка высшей категории, соответственно квитку, 9,3 тыс. руб. плюс доплаты по баллам. При нагрузке 38 часов получаю чистыми 24 тыс. О каких средних 33 тыс. руб. может идти речь?» – задает вопрос читательница Ирина. «Знакомая учитель русского языка и литературы работает в магазине хозтоваров. Говорит, заплата больше, а нервов мотать меньше», – пишет другой. «Оптимизировали: директор 250 тыс. руб., учитель 15 тыс. руб.», – объясняет причины удовлетворяющей чиновников средней статистики третий. В Новосибирске из школы уволились 14 учителей за полгода. Родители винят директора в слишком большой нагрузке на учителей. «Из-за нехватки один учитель ведет по два-три предмета, но они не по своей специальности работают. Библиотекарь вела литературу, например», – жалуются они. Во Владивостоке проявилась новая проблема: трех учителей средней школы отстранили от работы из-за отсутствия прививок от коронавируса, и уже неделю из-за этого не ведутся занятия по нескольким предметам, учебные часы сократили до трех в день. На 350 старшеклассников, многим из которых скоро сдавать экзамены, приходится всего шесть учителей-предметников, жалуются родители райцентра Новичиха в Алтайском крае.

Савватеев, который ежегодно посещает полсотни школ по всей России, подтверждает, что география проблемы нехватки учителей весьма широкая. «Заходишь в Слюдянку (город в Иркутской области. – «НГ»), а там куратор из Иркутска включает лекции Павла Виктора, великого физика из Одессы. Заходишь в сельскую школу в Адыгее, а там физрук ведет математику», – говорит он.

«На мой взгляд, дело тут не только в региональной бюджетной политике, но и в том, что в масштабах страны сохраняется высокая дифференциация зарплат врачей и учителей по регионам, – сказала «НГ» аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева.

– По данным Росстата, в первом полугодии 2021 года средняя зарплата учителя в госшколе в Москве составляла около 100 тыс. руб. в месяц, тогда как в других областях центральной России (за исключением Мособласти) она была ниже в 2–3 раза. Например, в Тамбовской, Ивановской и Орловской областях — 35–36 тыс. руб.

, в Тверской, Смоленской, Курской областях – 40–41 тыс.».

Такая большая разница в зарплатах и условиях жизни приводит к оттоку кадров из менее развитых регионов и территорий в более развитые, и прежде всего – в крупные города, считает эксперт. Причем уезжают в поисках лучшей жизни в основном молодые и квалифицированные специалисты.

«В случае с врачами и медработниками оттоку кадров из регионов способствовала в том числе пандемия коронавируса, когда столичные власти стали приглашать на работу в ковидные госпитали врачей из регионов и предлагали им зарплату, в разы превышающую их заработки дома», – говорит Киселева.

Заключение

Майские указы президента России Владимира Путина будут выполнены до конца 2021 года. Об этом заявил министр труда и социальной защиты Антон Котяков, передает ТАСС.

  1. «Выполнение майских указов является абсолютным приоритетом для всех, они однозначно будут выполнены до конца текущего года», — сказал Котяков.
  2. Источники:
  3. https://bankstoday.net/l

https://www.ng.ru/

Бюджетникам — "бюджетные" зарплаты. Росстат оценил исполнение "майских" указов в 2020 году

По данным Росстата, по итогам 2020 года регионы вновь смогли выполнить «майские» указы президента в части повышения зарплат бюджетников только частично. До целевых значений в среднем по стране не дотянули выплаты соцработникам, ряду категорий педагогов и младшего медперсонала. Эти данные в очередной раз указывают на необходимость продолжения реформы оплаты труда бюджетников — правительство обсуждает ее уже почти полтора года, но без какого-то результата.

По итогам 2020 года регионам удалось довести до целевых значений размер зарплат только семи категорий бюджетников из 12, чьи заработки регулируются «майскими» указами президента.

Напомним, в 2012 году Владимир Путин поручил субъектам РФ повысить зарплаты медработников, учителей, профессоров вузов, соцработников и работников культуры — они должны были вырасти до 100%, 200% или 220% средней зарплаты по региону.

По оценке Росстата, по итогам 2020 года максимальное отклонение от целевого уровня вниз было зафиксировано у социальных работников (87,7% вместо 100% средней зарплаты по региону), минимальное — у педагогов учреждений начального и среднего профессионального образования (98,4%).

Также не дотянули до требований указа зарплаты педагогов дошкольных учреждений (90,7%) и учреждений дополнительного образования (93,6%) и младшего медицинского персонала (96,9%).

Напротив, переплата относительно заданного уровня зарплат в 2020 году зафиксирована у научных сотрудников (их зарплата превысила среднюю в 2,6 раза, цель — рост вдвое), врачей и преподавателей вузов (в 2,2 раза, цель — также вдвое) и среднего медперсонала (110,9% средней при цели в 100%).

Впрочем, Росстат оценивает усредненные зарплаты — даже внутри категории, демонстрирующей значительное повышение, могут быть те, кто получает меньше установленного уровня. Кроме того, Росстат учитывает все выплаченные работнику деньги (включая доплаты за совмещение, переработки и тяжелые условия труда), а ставки остаются ниже установленных целевых значений.

Так, по оценке профсоюза работников здравоохранения «Действие», которые собрали данные о зарплатах членов профсоюза из 31 субъекта РФ, только в 11 регионах зарплаты среднего медперсонала при перерасчете на одну ставку достигают заложенного «майскими» указами показателя.

На те же проблемы других категорий бюджетников ранее обратил внимание и сам Владимир Путин — в феврале этого года он раскритиковал Минобразования из-за жалобы обратившейся к нему научной сотрудницы.

К 20 апреля по его поручению ряд ведомств, включая Минтруд, должен был представить в правительство доклад с альтернативным анализом уровня зарплат в бюджетной отрасли (подробнее см. “Ъ” от 11 февраля) и предложения по их реформированию.

Схожие поручения Минтруду и Минздраву были даны еще осенью 2019 года — их выполнение, впрочем, сместилось почти на год из-за коронавируса.

Именно период пандемии, в то же время, дал правительству возможность опробовать механизм, который в перспективе мог бы применяться при начислении зарплат бюджетников,- речь идет о выплатах за работу с коронавирусными больными, которые осуществляет из федерального бюджета ФСС. Введение аналогичной системы доплат для остальных бюджетников при обсуждении этого вопроса в 2019 году рассматривалось Татьяной Голиковой — это позволило бы избежать злоупотреблений при начислении денег на уровне регионов и решить проблему нехватки у них средств.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4783794

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *