Блокнот
СОДЕРЖАНИЕ РУБРИК


Рейтинг@Mail.ru

загрузка...

Отрасль, где всё хорошо

12.09.2017 11:08

В Ставрополе формируется больше половины от всего оборота розничной торговли края. Но, как и в других сферах, здесь тоже не обходится без сложностей.

О ситуации на сегодняшний день и перспективах развития рассказывает руководитель Комитета муниципального заказа и торговли администрации Ставрополя Игорь Кащаев.

— Игорь Валентинович, не секрет, что последние 3 года нельзя назвать легкими для экономики страны. В Ставрополе сейчас пустует немало помещений, таблички “Аренда” можно увидеть на самых разных зданиях. А как все эти перипетии отразились на торговле?

— На самом деле это одна из наиболее успешно и динамично развивающихся сфер экономики краевого центра, которую кризис не особо затронул. Я просто приведу несколько цифр. Сейчас в городе функционируют более 4 тысяч предприятий потребительского рынка: 1064 продовольственных магазинов, 1894 — непродовольственных, 275 объектов мелкорозничной сети, 250 оптовых компаний, 6 розничных рынков. Ставрополь своего рода рекордсмен. У нас площадь торговых объектов — 1446 квадратных метров на 1 тысячу жителей, что превышает общероссийский норматив в 2,5 раза. А некоторые статистические колебания можно объяснить скорее не экономическими, а человеческим фактором.

Помните, как в конце 2014 года на волне разговоров о кризисе население стало скупать автомобили, технику и так далее? Естественно, за счет этого было зафиксировано повышение покупательной способности с ее последующим снижением. Последнее понятно: мало кто будет приобретать телевизоры и машины ежемесячно. Так что могу констатировать, что как раз с торговлей в Ставрополе все хорошо. Что же касается пустующих помещений, то есть такая тенденция: центры перестают быть исключительно торговыми, становясь торгово-развлекательными или даже культурно-досуговыми. На месте некоторых закрывшихся магазинов повляются салоны красоты, диагностические кабинеты, медицинские и спортивные учреждения. И это хорошо: таким образом регулируется баланс между разными сферами экономики. Пусть и не очень быстро, но пустующие ниши заполняются.

— Как распределяется “клиентская база” среди игроков разного уровня торговой сферы города?

— В нынешнем году оборот розничной торговли на 91,8 процента формировался в стационарной сети и на 8,2 процента — за счет продажи товаров на розничных рынках и ярмарках. Увы, объемы продаж на рынках пусть не намного, но ежегодно сокращаются. А что касается крупных компаний, то здесь, наоборот, наблюдается активное развитие. В 2016 введение в строй второй очереди ТРЦ “Мегацентр Коsмос” позволило привлечь в проект ведущих операторов ритейла и сформировать полноценную fashion-галерею.

Всего в Ставрополе функционируют 14 торговых центров площадью более 320 тысяч квадратных метров, представляющих широко развитую инфраструктуру развлекательных и бытовых услуг. Но в то же время насчитывается более 2,9 тысячи стационарных предприятий различных форматов — от магазинов шаговой доступности и дискаунтеров до торговых комплексов. Их количество гармонично растет вместе со строительством новых жилых микрорайонов [204-й и 530-й кварталы, “Перспективный”, “Олимпийский”]. Представлены и такие крупнейшие международные сетевые компании и ритейлеры федерального уровня, как: METRO Cash&Carry, “О’Кей”, “Лента”, “Перекресток” [3 магазина], “Магнит” [63], “Пятерочка” [39], “Эльдорадо” [2], “М.Видео” [3] и другие.

— А не представляют ли они угрозу местным компаниям?

— Не думаю. Местные организации тоже уверенно занимают свои ниши. Так, активно развиваются региональные и городские торговые сети: “Копейкин дом” [37 магазинов], “Закрома” [11], “Пушкинский” [3], “Флагман” [4].

В 2017 году Комитетом края по торговле утвержден новый норматив минимальной обеспеченности населения Ставрополя площадью торговых объектов местного значения. Фактический показатель составляет 1062 объекта, что на 8 процентов выше утвержденного норматива. Фирменная торговая сеть города Ставрополя представлена более 230 торговыми объектами: ООО ПО “Агротехпром” — “БАЦ” [41], ОАО “Молочный комбинат “Ставропольский” [47], ООО “Европа” [16], ООО ТД “Югроспром” [12], ОАО “Сыродел” [9], ИП Глущенко Л. Л. “Хлеб Хмельницкого” [11] и прочие.
Одновременно усилия направляются и на увеличение объема отечественных и местных товаров на полках федеральных ритейлеров. Сеть магазинов “Магнит” работает с 80 производителями края, закупая свыше тысячи наименований товаров. “Пятерочка” сотрудничает с 50 ставропольскими поставщиками продуктов питания. Результаты мониторинга показали, что удельный вес продукции местных производителей в ассортименте торговой сети города остается стабильно высоким — порядка 70 процентов.

— Поговорим о рынках. Этой форме торговли разного рода эксперты уже давно пророчат исчезновение...

— Я бы не был так категоричен. В течение последних лет в инфраструктуре рынков города произошли существенные изменения. Есть требования федерального закона, и в соответствии с ними проводились работы по благоустройству, реконструкции, строительству капитальных зданий и со­оружений, а также демонтажу нестационарных торговых объектов на универсальных рынках города. Кстати, норматив обеспеченности населения Ставрополя площадью мест, используемых для продажи продтоваров на рынках, составляет 1,88 места на 1 тысячу человек. А фактическая цифра превышает норматив в 2 раза [3,65 торгового места на 1 тысячу человек].

В прошлом году продолжалась работа по преобразованию рынков города в современные торговые комплексы. Управляющей компанией рынка “Тухачевский” завершено строительство первой очереди комплекса общей площадью 23,5 тысячи квадратных метров, который объединил продовольственный рынок и фирменную торговлю производителей пищевой и перерабатывающей промышленности края и юга России. Для удобства посетителей предусмотрены траволаторы, идущие из подземной парковки на первый и второй этажи, пассажирский лифт, соединяющий парковку с торговыми этажами, новое оборудование, системы кондиционирования и вентиляции.

— Но если с частными рынками все более-менее хорошо, что происходит с единственным муниципальным — “Рынком №1”, известным как Нижний?

— Будем объективны, на фоне других активно развивающихся торговых объектов он смотрится не лучшим образом. Построенный еще в 1960-х годах, он с тех пор ни разу капитально не ремонтировался. Но уже сформирован план по реконструкции и развитию “Рынка №1”, который в ближайшее время будет воплощаться в жизнь. Нижний рынок — это не только востребованный социальный объект, но еще и архитектурная изюминка города. Так что он сохранится в собственности муниципалитета и существование в любом случае не прекратит.

— В последнее время много говорится о борьбе с нестационарными торговыми объектами, не соответствующими требованиям закона...

— Городская дума утвердила Схему размещения НТО на территории Ставрополя. Адреса предоставляются по итогам конкурсных процедур. По условиям договора размещению подлежат объекты, соответствующие принятым эскизным проектам, в связи с чем производится замена киосков устаревшего образца.

К концу 2017 года комитетом планируется завершить проведение конкурсных процедур. На смену киоскам, имеющим неактуальный внешний вид, придут современные объекты. При их изготовлении применяются высококачественные отделочные материалы. Также в рамках реализации Схемы в 2016 году демонтировано 82 НТО, установленных в нарушение действующего законодательства, в 2017-м — 105.

И подчеркну: речь ни в коем случае не идет о полной ликвидации НТО, а лишь о приведении их в цивилизованный вид. И вообще абсолютно все формы торговых объектов должны соответствовать веяниям времени, а значит, постоянно совершенствоваться. Только так они смогут выжить в условиях конкуренции.


«Все для Вас» - бесплатные объявления. Ставрополь. ООО «Агентство «Кавказинтерпресс» ©. 2009. Использование информации без согласия редакции запрещено.
Ответственность за достоверность содержания объявлений и рекламы несут их податели. Возрастное ограничение - 16+