Многие считают, что с сиротством можно бороться только одним способом — предотвращать поступление детей из семей в детские дома. Для этого нужно помогать женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Около половины женщин, оставивших детей в сиротских учреждениях или лишенных органами опеки родительских прав, могли бы воспитывать своих детей, если бы имели более стабильное социальное положение. Приют «Теплый дом» в Москве работает как раз в этом направлении.

Яне 20 лет, а ее дочке Алине 8 месяцев. Родилась Яна в Киргизии, в подростковом возрасте переехала с семьей в Россию. Когда ей было 16 лет, родители уехали на заработки в Москву. Яна тогда училась в колледже, получила специальность библиотекаря. «Встречалась с парнем, сначала все было хорошо, — вспоминает она. — Потом он узнал, что я беременна, и сказал, что надо расстаться. У меня уже срок был большой, врачи запретили мне прерывать беременность. Сказали, что надо рожать и что ребенка смогу оставить в роддоме. Я поехала в Москву. Родители сказали мне, что с ребенком меня домой не примут. Они у меня строгих правил. Когда я родила, то хотела оставить ребенка в больнице. На время — пока не найду работу и жилье. Но мне дали телефон приюта. Я позвонила, и меня приняли».

Теперь она надеется найти работу — пока на дому: например, оператором в такси. Родители остаются непреклонными; отец Алины женился; а больше никого у нее нет.

«Когда устрою Алину в сад, то и о работе серьезно подумаю, — говорит девушка. — Сейчас я ее надолго оставить не могу, душа болит». Она с улыбкой смотрит на щекастого малыша: «Я очень рада, что сюда попала. Если бы оставила дочь в роддоме, то не смогла бы забрать обратно».

Многие молодые мамы не знают, как ухаживать за своими детьми, поэтому в приютах регулярно проводят обуча-ющие тренинги

В приют, как правило, попадают женщины, которым из роддома просто некуда идти. Получив крышу над головой и сохранив ребенка, молодая мать параллельно социально адаптируется в обществе.

Есть и другие правила: в приюте запрещено употреблять алкоголь или наркотики, нецензурно ругаться, применять насилие в отношении детей и других женщин.

Дорога в «Теплый дом» лежит через роддом. Когда сигнал поступает, сотрудник приюта едет и общается с женщиной. Если она не нарко- или алкоголезависима и не имеет психических заболеваний, ей предоставляют кров.

Истории обитательниц приюта очень похожи. Они приезжают учиться, живут в общежитиях, рожают детей, а возвращаться им некуда — часто это выходцы из неблагополучных семей или детских домов. Даже если у девушки есть родители, они не хотят принимать ее с ребенком.

Сроки пребывания в «Теплом доме» индивидуальные. Кто-то (таких большинство) возвращается домой — для этого специалисты приюта обычно проводят долгие переговоры с родными. Кто-то — на прежнюю работу, если удается устроить ребенка в сад. Если бы c детскими садами в стране не было таких сложностей, то большинство проблем одиноких мам можно было бы решить быстрее и проще.

В Ставропольском крае кризисный социальный центр принимает женщин с детьми и беременных в «Доме мамы» в Ессентуках при Пятигорской и Черкесской епархии. В приюте единовременно могут принять 5-6 подопечных с детьми любого возраста. Прежде всего на помощь центра могут рассчитывать женщины, не встретившие поддержки родных или оказавшиеся по каким-то причинам без помощи государства в связи с беременностью или появлением ребенка.

Аналогичное кризисное отделение также было открыто Министерством соцзащиты края в 2012 году.

Но возможности таких приютов слишком малы. Специалисты считают, что могут помочь лишь десятой части тех, кто нуждается в помощи. Но самое главное, что в итоге ребенок не попадет в детский дом.